Наука и ТехникаИстория. Запретная археология.Мировоззрение

Релятивистская концепция психической деятельности человека

1361353036_1361213609_4r1_900x900_pc

В 1994 году А. В. Клюевым и А. Н. Качалкиным была предложена новая (релятивистская) концепция психической деятельности человека, разработанная на основе теоретических изысканий и анализа большого фактического (экспертного) материала, полученного при расследовании тяжелых авиационных происшествий.
В основу концепции было положено одно из основных, но до сего времени малоизученных свойств человеческого сознания — способность замедлять или ускорять течение собственного (психического) времени. В связи с этим, очевидно, что участие человека в каком-либо контролируемом и управляемом им физическом (объективно регистрируемом) процессе необходимо рассматривать только с релятивистских (относительных) позиций.

Релятивистская концепция психической деятельности человека позволила авторам разработать основы теории «антропных психо-вибрационных систем», где человек (с его психикой) рассматривается как единое целое со всеми элементами экосоциотехнической системы.

Авторами были сформулированы основные положения данной теории и законы психической деятельности человека, которые находят свое подтверждение в ходе анализа состояния и действий экипажа в нормальных и экстремальных условиях, проводимого при расследовании авиационных происшествий.

Согласно новой концепции выделяется пять видов психической деятельности 1.(интуитивная сверхсознательная, 2.интуитивная подсознательная, 3.эмоциональная, 4.рассудочная и 5.рефлекторная) и соответствующие им пять видов проявленной деятельности: 1.истинная спонтанная (строго синхронизированная во времени с физическим процессом);2. субъективная спонтанная (синхронизированная во времени с физическим процессом);3.деятельность с опережением реального времени; 4.деятельность с запаздыванием относительно реального времени; 5.импульсивная (фактически — вневременная) деятельность.

Для каждого вида психической деятельности характерны соответствующие закономерности формирования образа восприятия и образа действий, в конечном счете, определяющие качество и эффективность проявленной деятельности.

На основе релятивистской концепции психической деятельности человека для анализа функционирования экосоциотехнической системы «экипаж — воздушное судно — УВД — внешняя среда» был разработан метод безверсионной оценки состояния и действий экипажа, который в настоящее время успешно применяется в практике расследования тяжелых авиационных происшествий.

Использование этого метода фактически приводит к формализации процедур анализа регистрируемой объективной информации, что позволяет свести к минимуму субъективизм эксперта и проводить факторный анализ причины происшествия, предназначенный для выявления непосредственно базовых факторов, то есть факторов, реально подлежащих профилактике.

В разряд базовых факторов попадают все факторы, повлиявшие на смену состояния антропной психо-вибрационной системы и проявившиеся при спонтанном виде проявленной деятельности.

Факторы же, проявившиеся при других видах проявленной деятельности, профилактике не подлежат, поскольку являются закономерным порождением десинхронизированных видов психической деятельности.

Анализ (с позиций релятивистской концепции психической деятельности) материалов расследования тяжелых авиационных происшествий за пятилетний период с самолётами I-III класса, непосредственно связанных с проявлением «человеческого фактора» в их причинности, показал, что профилактические рекомендации более чем в 70% из них абсолютно неэффективны, поскольку не затрагивают причинных пластов.

Со всей очевидностью профилактика подобных случаев должна быть направлена на сохранение у экипажей в полете спонтанности пилотирования, а в случаях перехода в десинхронизированные режимы — на возврат к спонтанности. С этой целью должны разрабатываться следующие стратегические направления:

— профессионально-психологический отбор кандидатов в лётные училища с обязательным учетом психических возможностей абитуриентов в плане стойкого сохранения спонтанности при решении операторских задач;

— психологическая подготовка лётного состава, включающая вопросы понимания с релятивистских позиций — собственно психической деятельности человека и деятельности пилота в нормальных и экстремальных условиях, а также специальный тренаж, направленный на повышение психо-эмоциональной устойчивости экипажей к действиям ситуационных факторов в полёте;

— совершенствование (пересмотр) действующих нормативных документов, регламентирующих действия экипажа в нормальном полёте и при возникновении особых ситуаций в плане возможности успешной реализации пилотом (экипажем) предписанных действий с обязательным учетом законов психической деятельности;

— совершенствование (пересмотр) учебных программ подготовки лётного состава к действиям в особых ситуациях (теоретических, тренажерных, летных) с обязательным учетом психических возможностей человека в плане реализации пилотом (экипажем) тех или иных знаний и навыков при возникновении особой ситуации в реальном полете;

— решение эргономических вопросов при взаимодействии человека с техническими системами (экипаж — воздушное судно) и системами, обеспечивающими полёт (системами наземного обеспечения, управления воздушным движением и т.п.) с обязательным учетом законов психической деятельности человека.

Очевидно, что использование релятивистской концепции психической деятельности человека для анализа функционирования экосоциотехнических систем любого рода (в нормальных и экстремальных условиях) способно реально прояснить психические механизмы функционирования этих систем, включая причинные механизмы возникновения ошибок и, соответственно — выработать эффективные меры по их своевременному предупреждению.

«Пять режимов функционирования психики человека»
В лоне современной науки, окутанной паутиной утилитарного прагматизма, появятся люди с одухотворенным сознанием, способные направить научные изыскания не на уничтожение себе подобных, не на конструирование новых биологических роботов посредством изменения генетического кода, не на изобретение очередных костылей для хромающего на обе ноги человечества, а на развитие нового научного направления в сфере изучения человеческого сознания — интегральной психофизиологии . Это безусловно поможет выбраться нам из эволюционного тупика. Знание законов психической деятельности позволит существенно расширить творческие возможности человечества в плане целенаправленного проектирования и формирования антропных (с участием человека) систем, функционирующих согласно законам Природы и не оказывающих негативного воздействия на человеческую психику и окружающую среду. Мы рассмотрим с вами новую релятивистскую концепцию психической деятельности человека , которая позволяет оценивать поведение и действия индивида исходя, из особенностей функционирования его активного сознания относительно реального времени. Вы убедитесь, что человеческое сознание способно функционировать в пяти различных режимах, каждый из которых имеет свои особенности в части восприятия информации, в части ее обработки, в части отклика на раздражители извне и т.п. Это отдельный большой вопрос. Рассмотрим механизм функционирования человеческого сознания в свете Релятивистской концепции психической деятельности (А.В. Клюев и А.Н. Качалкин, 1993) , позволяющей с относительных (релятивистских) позиций соотнести течение процессов в окружающей нас реальности с течением психических процессов в сознании конкретного индивида. Иными словами, всегда ли наблюдаемая нами или отражаемая в нашем сознании ситуация соответствует реальности как во времени, так и по совокупности наблюдаемых признаков?

Рассмотрение основных положений релятивистской концепции психической деятельности требует от читателя предельного внимания и собранности, а от автора — предельной ясности и точности в изложении материала, в противном случае цель этого фрагмента работы не будет достигнута. От степени осознания читателем ключевых моментов механизма функционирования человеческой психики будет зависеть его отношение к излагаемому материалу.

Одним из фундаментальных (и в то же время практически не изученных) свойств человеческого сознания является его способность изменять (ускорять или замедлять) течение собственного (психического) времени.

Тогда совершенно естественно, что отражение в сознании индивида реально текущих внешних (не зависящих от наблюдателя при их восприятии) процессов нужно рассматривать с релятивистских (относительных) позиций.

Это означает, что глубинный психический процесс переработки человеческим сознанием воспринимаемой информации может быть либо синхронизирован во времени с наблюдаемой (контролируемой) реальной факторной ситуацией, либо сознание наблюдателя функционирует в десинхронизированных режимах — отставая во времени от наблюдаемой (контролируемой) ситуации или же — опережая ее.

Можно выделить пять режимов функционирования психики (сознания) человека, каждый из которых имеет свои характерные, только ему присущие особенности.

Вот эти режимы: интуитивная подсознательная психическая деятельность, рассудочная психическая деятельность, эмоциональная психическая деятельность, рефлекторная психическая деятельность и интуитивная сверхсознательная психическая деятельность . Следует отметить, что все выделенные режимы функционирования психики эволюционно обусловлены и на конкретных этапах развития сознания выполняют отведенную им роль. Интуитивная подсознательная психическая деятельность характеризуется быстрой и большей частью адекватной, но, по сути, механической реакцией человека на изменение текущей факторной ситуации — реализациейзаложенных в памяти субъекта стереотипов восприятия и действия, наработанных предшествующим опытом. Проявленная деятельность при этом (а это двигательные действия, эмоции, речь и мышление) носит субъективный, спонтанный характер и характеризуется относительно небольшим (в пределах 0,5-1,5 с) рассогласованием во времени между реальным течением наблюдаемых или контролируемых человеком процессов и их субъективным психическим отражением. В этом случае реальные процессы и их отражение в сознании — относительно синхронны.

Именно интуитивная подсознательная деятельность является рутинной основой повседневной жизни человека. В периоды функционирования психики в интуитивном подсознательном режиме реализуются хорошо отработанные от раза к разу, изо дня в день, из года в год бессознательно повторяющиеся двигательные, речевые и мыслительные автоматизмы , из которых складывается поведение, профессиональная и иная деятельность «механического» человека.

Интуитивная подсознательная деятельность, являясь прямым орудием физического ума, инициируется волей физического тела.
Следует отметить, что роль биологических роботов вполне удовлетворяет подавляющее большинство представителей человеческого рода. Механистичность функционирования собственного сознания не может быть осознана человеком до тех пор, пока в корне не изменится принцип функционирования его психики, а это возможно лишь при условии начала работы на Пути Сознательной Эволюции.

Интуитивная подсознательная психическая деятельность обеспечивает достаточную надежность функционирования психики индивида в ситуациях, вписывающихся в рамки предшествующего субъективного опыта. Однако в незнакомых факторных ситуациях, в процессе азартного удовлетворения разного рода желаний, в случаях кратковременного «выпадения» активного сознания из текущей факторной ситуации, а также в ряде других случаев имеет место существенное нарушение синхронности психического и реального процессов и наблюдается переход к десинхронизированным видам психической деятельности — к рассудочной или к эмоциональной . Эти виды деятельности не обеспечивают адекватность реакций и действий человека (в смысле их своевременности и правильности) в реально сложившейся ситуации. Подавляющее большинство так называемых ошибок является закономерным следствием функционирования человеческой психики в десинхронизированных режимах.

При переходе к десинхронизированным видам психической деятельности наблюдается замедление или ускорение психологического течения времени относительно реального (физического). Это обусловлено скоростью обработки воспринимаемой информации функциональными физиологическими структурами центральной нервной системы.

Рассудочная психическая деятельность характеризуется активным включением в процесс восприятия и обработки информации механизма памяти по причине недостатка готовой информации, хранящейся в памяти. Это приводит к отставанию во времени образа восприятия от реального изменения текущей факторной ситуации, как минимум, на 2 секунды. Образ восприятия при этом деформируется и распадается на фрагменты, что не позволяет индивиду интегрально воспринимать и оценивать реальную ситуацию. Проявленная деятельность (двигательные действия, эмоции, речь и мышление) при этом реализуется с естественным запаздыванием относительно реального течения факторной ситуации более чем на 2 секунды.

Рассудочная психическая деятельность, являясь инструментом рассудочного ума, инициируется волей ментального существа.

При рассудочной деятельности, вследствие фрагментации и деформации образа восприятия, человек не способен равнозначно воспринимать все детали реального образа, а потому обращает внимание лишь на приоритетные (по его мнению или ощущению) фрагменты, при кажущемся нежелании (а на самом деле — невозможности) видеть и оценивать другие, не менее значимые.

Функционирование психики в режиме рассудочной деятельности наблюдается также при абстрактном мышлении с активным включением речемыслительных процессов.

Эмоциональная психическая деятельность характеризуется быстрым запуском и ускоренной реализацией извлеченных из памяти стереотипов поведения и действия. Это приводит к фактическому отставанию реальной факторной ситуации от субъективного образа ее восприятия, то есть к полной потере связи сознания индивида с реальной ситуацией и, как следствие, к невозможности осознанно ее контролировать. При этом в сознании непроизвольно рождается императивное (повелительное) стремление выполнить задуманное или начатое во что бы то ни стало.

В результате проявленная деятельность (двигательные действия, речь и мышление) реализуется с фактическим опережением реального времени, то есть в темпе спешки.
Вследствие разрыва органической связи между реальной ситуацией и образом действия деятельность человека выстраивается согласно извлеченному из памяти , субъективному, ускоренно реализующемуся, слабо дифференцированному образу действия (из совокупного прошлого опыта), при этом недопустимо опережается во времени реальный процесс, иначе говоря, реальный образ формируется как бы «за спиной» действующего.

При функционировании психики в эмоциональном режиме нет возможности предвидеть развитие реальной ситуации или своевременно обнаружить в ней значимые текущие изменения, требующие обычной (неспешной) коррекции.

Переход из эмоционального режима функционирования психики к оптимальной деятельности крайне затруднен и практически невозможен вплоть до момента грубого рассогласования во времени между реальным образом текущей ситуации и реализуемыми действиями. В момент проявления грубого рассогласования происходит мгновенный переход к рефлекторной психической деятельности, которая, как правило, тут же сменяется рассудочной, и лишь после этого возможен переход к оптимальному режиму функционирования психики.

В сложных и экстремальных ситуациях, за счет снижения уровня психоэмоциональной устойчивости индивида, часто возникает «маятникоообразное» чередование десинхронизированных видов психической деятельности, что является весьма неблагоприятным прогностическим признаком при дефиците времени.

Эмоциональная психическая деятельность, являясь инструментом реализации чувств и желаний, инициируется волей эмоционального существа.

Функционирование психики в эмоциональном режиме имеет место также при реакциях гнева, раздражения, восторга и других бурных проявлениях эмоций.

Рефлекторная психическая деятельность является результатом либо крайне быстрого изменения реальной факторной ситуации, либо результатом ее неожиданного предъявления индивиду. При этом возникает деструктивный, узкофрагментированный или «набегающий» образ восприятия. Мгновенная реакция на знакомый (хранящийся в памяти ) его фрагмент сопровождается «взрывным» действием (периодом взрывных действий) или же при отсутствии в памяти соответствующего отклика — ступором, то есть полным бездействием.

Неосознанная проявленная реализация при этом носит импульсивный (вневременной) характер , и последствия ее могут варьировать в самом широком диапазоне — от спасительных до фатальных. Рефлекторная деятельность может проявляться на фоне любого вида психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную.

Рефлекторная психическая деятельность инициируется локальной (клеточной) волей .

Вся человеческая жизнь в периоды бодрствования есть не что иное, как функционирование его психики в вышеуказанных режимах психической деятельности. В зависимости от реальной факторной ситуации, от текущего состояния сознания индивида, а также от его субъективного опыта в каждый конкретный момент (отрезок) времени реализуется тот или иной вид психической деятельности.

Переход от одного вида психической деятельности к другому возникает либо в результате каких-либо внешних возмущающих воздействий, либо в результате внутренней «дискуссии воль» (чаще всего эмоциональной и рассудочной) как отражение скрытой борьбы ментального и витального «эго» за право проявиться во внешней деятельности.

В процессе «дискуссии воль» неизбежно возникает повышение психоэмоционального напряжения, степень которого зависит от энергетической силы дискутирующих воль и от продолжительности самой дискуссии. Естественно, что рост психоэмоционального напряжения оказывает деструктивное влияние на деятельность в целом.

Отметим, что при реализации всех вышеописанных видов психической деятельности в той или иной степени всегда задействован механизм памяти .

Поступающая в центральную нервную систему информация от рецепторов органов чувств обрабатывается и сравнивается с информацией, хранящейся в памяти, «высвечивая» так называемый образ восприятия, и лишь после этого (практически мгновенно или спустя некоторое время) вырабатывается соответствующий образ действия в сложившейся ситуации или складывается определенное отношение к воспринятому.

Участие в процессе восприятия и действия механизма памяти, как посредника между реальностью и ее психическим отражением в сознании индивида, неизбежно влечет за собой временной сдвиг (то есть десинхронизацию) между реальностью и ее отражением в сознании индивида, поскольку память — это хранилище мыслей и образов, записанных и воспроизводимых во времени.

Процесс восприятия реальности с участием памяти полностью обусловливает человеческое сознание, делая его всего лишь механическим отражателем реальности.

В силу этих обстоятельств человек практически всегда лишен возможности прямого контакта с реальностью и «общается» с ней с помощью несовершенных (в плане ограниченного диапазона восприятия) органов чувств, через призму памяти и рассудка, через призму «эго», то есть неизбежно неполно, с ограничениями и искажениями.

Таким образом, практически всегда в сознании человека имеет место иллюзорное восприятие реальности .

Есть люди, которые большую часть своей жизни пребывают в создаваемых ими же ментальных и витальных иллюзиях (грезах) и тешат себя тем, что эти иллюзии и есть реальность. «Реальность» этих людей иллюзорна вдвойне.

Как уже говорилось, Реальность — это Чистое Сознание, которое на физическом плане «сгущено» в мир плотных форм, а на других планах — в мир тонких или иных форм. Вселенная как мир проявленных форм находится в состоянии эволюции. Работу по трансформации Вселенной выполняет Божественная Сила. Эта же Сила является проводником Божественной (Истинной) Воли, в которой соединены воедино Божественная Любовь, Божественное Знание и Божественная Сила .

Установление прямого контакта с Реальностью в лице Божественной Силы есть необходимое условие эволюционной трансформации человеческих существ. Да и не только человеческих… Человеческие существа, установившие стойкий контакт с Божественной Силой, являются своеобразным катализатором эволюционных процессов на планетарном уровне.

Грядущий результат планетарной трансформации — Новый Человек, Новая Земля и Новые Небеса .
В связи с этим возникает вопрос: возможен ли принципиально иной способ контакта человеческого сознания с Реальностью? Если да, то каков его механизм и каким образом достичь этого контакта?

Человек, избравший для себя Путь Сознательной Эволюции и проделавший на этом Пути определенную работу, непосредственно на практике получает конкретный ответ на эти вопросы.
Помимо четырех уже упоминавшихся видов психической деятельности, существует еще один вид психической деятельности, проявление которого на Земле означает начало нового эволюционного этапа.

Но прежде чем говорить о нем, коротко рассмотрим последовательность зарождения уже рассмотренных видов психической деятельности в процессе эволюции животной жизни на Земле.

Первыми реакциями первых одноклеточных организмов, проявившихся на Земле, были импульсивные (рефлекторные) ответы на многочисленные агрессивные факторы окружающей среды. Таким образом, на клеточном уровне формировалась рефлекторная (импульсивная) психическая деятельность.

По мере накопления «жизненного» опыта выжившие в жесткой конкурентной борьбе одноклеточные и многоклеточные живые организмы нарабатывали в памяти стандартные адекватные ответы на знакомые внешние раздражители. В сознании живых организмов формировалась интуитивная подсознательная психическая деятельность. Лишь в опасных для жизни ситуациях простейшие живые организмы давали импульсивные ответы.

С появлением на Земле относительно высокоорганизованных животных активно начал проявляться витальный план сознания. Высокая жизненная активность животных была целиком обусловлена эмоциональной психической деятельностью. Помимо нее в психическом арсенале этих существ уже находились — интуитивная подсознательная и рефлекторная (импульсивная) психическая деятельность.

Появление на Земле высших животных ознаменовало собой начало проявления ментального плана сознания, что выразилось в формировании в их нервной системе зачаточных механизмов рассудочной психической деятельности.

Человек же явил собою расцвет ментальности на планете, сохранив при этом (правда, при полном смешении в сознании) весь предшествующий арсенал психических средств (видов психической деятельности).

Что же можно ожидать в плане эволюции видов психической деятельности? Ответ уже дан — у отдельных человеческих особей начинает формироваться механизм интуитивной сверхсознательной психической деятельности.

Интуитивная сверхсознательная психическая деятельность инициируется Сверхсознательной (Божественной) Волей и характеризуется мгновенной и абсолютно адекватной реакцией психической системы человека на любое изменение текущей ситуации.

Реальная факторная ситуация на полевом (психовибрационном) уровне отображается в виде интегрального психовибрационного потока, который, минуя рецепторы органов чувств, прямо взаимодействует с ретикулярной формацией мозга, являющейся в данном случае посредником между полевыми (тонкоматериальными) и плотноматериальными структурами человеческого существа. Именно посредством ретикулярной формации реализуется (без обращения к памяти и рассудку ) проявленная деятельность, которая носит истинно спонтанный характер (спонтанное мышление, спонтанные эмоции, спонтанные двигательные действия и спонтанная речь), что означает строгую синхронизацию во времени проявленных действий с Реальностью.

«Спонтанность» есть выработка такого уровня регуляции психической деятельности, при котором «квант» (масштаб) субъективного времени совпадает со значимым «квантом» (масштабом) времени реального процесса.

Интуитивная сверхсознательная психическая деятельность является инструментом Божественной (истинной) воли.
Периодической способностью к сверхсознательной психической деятельности в обыденной жизни в настоящее время обладают редкие индивиды. В экстремальных же условиях отдельные проблески этого вида деятельности могут проявиться у любого человека.

Проявление интуитивной сверхсознательной психической деятельности возможно только при условии сохранения тотальной бдительности сознания, то есть при условии полного осознания индивидом текущей ситуации, что возможно лишь в случае нахождения активного сознания в реальном (абсолютном) времени — «здесь и сейчас».

«Здесь и сейчас» — в состоянии покоя означает полное отсутствие мыслей, поскольку любая мысль вызывает «блуждание» сознания, а также отсутствие эмоций любого рода, вызывающих беспокойство сознания.

«Здесь и сейчас» — при выполнении каких-либо действий означает, что активное сознание целиком пребывает в процессе выполнения этих действий, но никак их не оценивает и не предвосхищает результат.

Реальное ощущение этого состояния появится лишь тогда, когда вы сами, ступив на Путь Сознательной Эволюции и достигнув определенной ступени развития сознания, естественным путем сумеете реализовать его (это состояние) на практике. Попытки описать это состояние сознания в ментальных терминах неизбежно обречены на провал.

Лишь находясь в режиме интуитивной сверхсознательной психической деятельности, человек имеет возможность делать фундаментальные открытия, получать новые знания и видеть новые образы. Это происходит в результате нисхождения в активное сознание индивида вибрационных озарений (откровений Свыше).

И наконец, самое главное — лишь при функционировании психики в интуитивном сверхсознательном режиме возможно установление контакта индивидуального сознания с Эволюционной Энергией. Лишь в периоды или мгновения функционирования сознания в этом режиме человек способен получить Божественное влияние или откровение. Плотный кокон «эго», сформированный в памяти и постоянно требующий своего проявления, препятствует контакту с сверхсознательным планом.

Можно в течение всей жизни рассуждать о Боге и о Божественном, упиваться духовными идеями, эмоционально или ментально лелеять в себе любовь к Богу, но все это будет лишь игрой мысли и воображения, но никак не реальным контактом с Божественным. Лишь становление на Путь Сознательной Эволюции дает индивиду уникальную возможность всецело реализовать себя на духовном поприще.

А.В. Клюев

Источник

По теме:

2 комментария

Ирина 25.02.2013 at 19:58

Прочитала всего Александра Васильевича, лучше и правдивее не читала более.

Ответ
Alex 26.02.2013 at 09:52

4/5 статьи — вода, а из оставшегося ничего не разобрать толком.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.