Какие изменения принесут в жизнь принятые в конце прошлого года законы о госслужбе, ID-картах и регистрации недвижимого имущества, рассказал эксперт Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.
На вопрос, а какие изменения принесет закон о госслужбе, эксперт ответил, что борьба за принятие этого закона в надлежащем качестве длилась 1,5 года. Он вступит в силу 1 мая. Закон предусматривает очень много принципиальных инноваций. Первая из них — переход Украины к исключительно конкурсному отбору на все должности государственной службы. Чтобы понять разницу — сейчас руководителей центральных органов исполнительной власти, руководителей структурных подразделений министерства, глав местных администраций назначают на свободное усмотрение политики. Они выбирают тех, с кем комфортно работать, и это не всегда самые профессиональные люди. Закон эту практику прекращает и обязывает проводить открытые конкурсы.
Для этого вводится новая коллегиальная организация, в которую войдут представители общественности. Очень важно следить, как эта комиссия будет сформирована. Если комиссия будет адекватна, она позволит защитить всю госслужбу от политически-партийных и бизнес воздействий.
Это наибольшее достижения закона. Есть и меньшее, например, урегулирование оплаты труда — попытка ограничить финансовый произвол чиновников в виде различных доплат.
Если реалистично — когда мы можем получить государственную службу нового качества? Как обеспечить работу норм этого закона?
Закон может заработать в течение шести месяцев — года, если правильно его внедрят. Для этого нужны адекватные заработные платы. Экономить нужно на других вещах. Кроме того, Европейский Союз готов в значительной мере финансировать эту реформу — речь идет о сотнях миллионов евро.
Второй фактор — качество конкурсов. Оно зависит от состава конкурсных комиссий. Пример с антикоррупционными органами показал нам как определенные положительные, так и серьезные риски. Если для отбора людей в антикоррупционных органов были созданы разовые комиссии, то этот закон предусматривает постоянные. Когда в компетенции этих людей будет отбор нескольких сотен госслужащих высшего уровня, риск неправильного выбора меньше.
Какой должна быть планка зарплат, чтобы она была адекватной?
При разработке законопроекта больше всего споров возникало вокруг оплаты труда. Но здесь уже есть определенные индикаторы. В полицию при зарплате 6-7 тысяч гривен пошла молодежь с высшим образованием, и, по первым оценкам, качество их работы удовлетворительное. Зарплата этого уровня для исполнителей работы была бы вполне конкурентной с частным сектором.
Но на должностях руководителей органов должен быть другой уровень. Называют разные коэффициенты — от трех до семи размеров зарплаты низших должностей. Я считаю, что зарплата руководителей подразделений имеет право варьироваться в пределах 20-50 тысяч гривен.
Перейдем к другой теме — идентификационных карточек. Для чего их вводят и что они дадут?
Сегодня получено первых 100 идентификационных карточек. Эксперты РПР и Центра политико-правовых реформ критикуют не саму идею, а её внедрение. Все это происходит для введения безвизового режима с ЕС. Европа требует надлежащей идентификации граждан по внутренним документам. Для нас таким документом является паспорт. ID-карта — это, по сути, тот же паспорт, и это ее первый недостаток, потому что таким образом копируется советская система двух паспортов — обычного и для выезда за границу. В европейских странах это удостоверение личности.
Но больше всего нас беспокоит то, что в этой карте не предусмотрено графического нанесения информации о прописке. Это, по замыслу правительства, должно быть зафиксировано только электронно. Однако мы знаем, что в любом учреждении — банка, жэка — смотрят на прописку. Для этого дополнительно к этой карточки нужно носить бумажный корешок. Люди будут ходить с этим корешком постоянно. Лучше было бы нанести эту информацию на карту графически.
Третий момент — формат документа. Украина выбрала самый дорогой вариант с электронным носителем, хотя хватило бы более дешевого, как в Молдове, без носителя. Требуется дорогостоящее оборудование, чтобы принимать заявки на эти паспорта и обрабатывать их. Все органы и другие учреждения нужно оборудовать специальными считывателями карт. Это многомиллионные инвестиции, время и неудобства.
Я хотел бы возразить тревожные слухи, что все должны обменять свои паспорта. На самом деле это можно сделать по желанию, обязательно карточки получат только 16-летние.
Что предусматривает упрощение процедуры регистрации недвижимого имущества?
Происходит не столь упрощение процедуры, сколько изменение субъекта, который будет этим заниматься. С 1 мая полномочия по регистрации недвижимого имущества и бизнеса переходят от Минюста в органы местного самоуправления. Это дает шанс на улучшение уровня услуг, так как, согласно исследования, местные власти более чувствительна к жителям. Таким образом, за предоставление услуг будет отвечать одна структура.
Вы сказали, что законы вступят в силу с мая. Насколько реально, что механизмы будут отработаны, и летом они уже будут работать?
Это зависит от местных властей. В некоторых городах уже начали активную подготовку к новым полномочиям. Нужно идти к своему мэру и спрашивать, что власть делает для того, чтобы в мае качественно выполнять новые обязанности.