Все лучшие предприятия российской промышленности, создававшиеся ещё в советское время, принадлежат кипрским оффшорам. Туда, как в черную дыру, засасываются миллиарды рублей, которые правительство тратит на борьбу с кризисом. К такому неутешительному выводу пришли известные московские экономисты Никита Кричевский и ;Владислав Иноземцев, подготовившие доклад «Постпикалёвская Россия».
Обычно деньги выводятся так: завод «А» принадлежит комбинату «Б». Тот, в свою очередь, входит в холдинг «В», которым владеет финансово-промышленная группа «Г», чей главный акционер — оффшор «Рога и копыта лимитед». Кто стоит за этим нагромождением, не всегда понятно. Хотя, конечно, секрет полишинеля, что «Базовый элемент» — это империя Олега Дерипаски, а «Альфа-групп» контролируют Михаил Фридман и партнеры.
«К чему такие сложности?» — спросит неискушенный читатель. Чтобы прятать от российских налоговиков баснословные прибыли, выводить за бугор деньги от продажи сырья, будь то нефть, металлы, лес или уголь… И делается это виртуозно!
Нижнетагильский металлургический комбинат выплавляет чугун. Продает его, получает прибыль, из которой платит зарплату рабочим (в среднем 18,5 тысячи рублей в месяц — в I квартале 2009 года), покупает новое оборудование. По идее с теми деньжищами, которые в последние годы зашибали наши металлурги, предприятие должно было поменять всё доменные печи на суперсовременные, а рабочие могли бы зарабатывать по 40-50 тысяч в месяц. Но этого не происходит. Потому что за последние 4 года НТМК выплатил своему главному акционеру — кипрскому оффшору «Мастеркрофт лимитед» в виде дивидендов 54,89 миллиарда рублей! А что происходило с деньгами НТМК на солнечном средиземноморском острове — тайна за семью печатями.
Контролирует оффшор Роман Абрамович. И на то он и оффшор, чтобы никто ничего никогда не узнал. Зато все знают, что новая яхта Абрамовича «Эклипс» стоит 340 миллионов евро (по текущему курсу — 15 млрд. рублей).
…»На многих олигархических предприятиях объем зарплат, бонусов, представительских расходов нескольких десятков менеджеров превышал объем фонда оплаты труда многотысячных трудовых коллективов», — сообщают в своем докладе экономисты. Например: управленческие расходы ОАО «Русал Красноярск» в 2008 году — 1,786 миллиарда рублей, а фонд оплаты труда работников — 1,624 миллиарда. А, например, на «Мечеле» ситуация вообще неприличная. 130 менеджеров компании в прошлом году имели среднемесячно 230 тысяч рублей, а 17 тысяч рабочих — 19 ЗЗ3 рубля в месяц. Возьмем «Металлинвест» Алишера Усманова. Рабочие на комбинатах получали в первом квартале от 17 до 21 тысячи рублей в месяц, а средняя зарплата менеджеров головной компании равнялась 526 тысячам рублей! И это еще цветочки — в прошлом году, до кризиса, «белые воротнички» имели 700 тыс. руб. в месяц.
Казалось бы, к чему считать чужие деньги? Дело собственника — как распоряжаться прибылью. Но вот странно, почему это в США такие гиганты как «Дженерал моторс», «Крайслер», страховая компания «АИГ» разорились, сменили собственников, а в России с начала кризиса не обанкротился ещё ни один олигарх. Никто из них не продал яхту или личный самолет, зато за правительственными кредитами в очередь выстроились.
Правительство даёт деньги, чтобы рабочим не задерживали зарплату, но олигархов заботят только личные капиталы, надежно припрятанные в оффшорах. Зачем государство им помогает? Экономисты на этот вопрос отвечают так: ситуации в Пикалёве и Тольятти показали: олигархи научились шантажировать власть. Не дадите кредит — остановим конвейер, люди выйдут на улицу, да ещё, чего доброго, с красными флагами, будет социальный взрыв.
Что же теперь делать? Кричевский и Иноземцев предлагают «семь шагов» для того, чтобы избавиться от балласта олигархов. Их суть сводится к тому, что финансовую помощь заводам нужно обменивать на реальные акции. Чтобы те олигархи, которые не могут заплатить по долгам, отдали свои активы в собственность государства. То есть фактически экономисты предлагают национализировать заводы, за копейки розданные олигархам в 90-х годах.
Андрей ЛАВРОВ
P.S.: Будет ли польза стране от национализации сырьевых отраслей? Лет десять назад можно было бы сказать, что да. Сегодня их производственный ресурс исчерпан полностью. Ведь так называемые олигархи в модернизацию производительных сил не вкладывали, грубо говоря, ни копейки. Когда выжали из них всё до предела, тогда и заговорили о национализации. Мол, пусть государство и народ российский подремонтирует, реконструирует, модернизирует производство, а потом мы снова возьмем его себе. Чтобы и дальше жить красиво и ни в чем себе не отказывать — ни в яхтах, ни в самолетах, ни в Куршевелях. И пока в России буржуазный строй, так оно и будет. Так что национализация — национализацией, но без смены политического и экономического строя бессмысленно задаваться вопросом, где миллиарды рублей, выделенные на зарплаты. Вся страна — одно большое Пикалёво.
По материалам nnm.ru