Айны (айну)
Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.
Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.
Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию – Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны – европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…
Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?
Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.В I тысячелетии до н. э. на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно. Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов. Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо. По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок. Современные айны живут на юго-востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени – культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.
Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.
Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров — европеоидной.
Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.
В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) — 1868-1912 гг. — они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.
Самураями в широком понимании этого слова в феодальной Японии называли светских феодалов. В узком понимании этого понятия — это военное сословие мелких дворян. Так что получается, что самурай и воин это не совсем всегда одно и тоже.
Считается, что понятие самурая зарождалось в VIII веке на окраинах Японии(юг, север и северо-восток). В тех местах происходили постоянные стычки между императорскими наместниками, расширяющими империю, и местными аборигенами. Жестокие войны на окраинах проходили до IX века и все это время власти этих провинций всеми силами пытались устоять под гнетом постоянной опасности в дали от центра империи и ее войск. В таких условиях они были вынуждены самостоятельно вести оборону и создавать собственные военные формирования из мужского населения. Важным моментом становления самурайства был переход от призывного формирования дружины к постоянному профессиональному войску. Вооружённые слуги защищали своего хозяина, а взамен получали кров и пищу. Одним из главных причин, склонивших весы в пользу именно профессионального войска, стала внешняя угроза в лице коренных жителей Японских островов – айнов. Хоть угроза и не была смертельной, даже в самые кризисные моменты своей истории Империя Восходящего Солнца оставалась сильнее разобщённых племён, но большие трудность приграничным районам, а так же дальнейшему продвижению на север, создавала. Для борьбы с айнами возводят замки Идзава, Тага-Тага-но дзё и Акита, строится большое число укреплений. Но призыв из-за боязни мятежей отменён и чтобы укрепления не стояли пустыми и хоть как-то выполняли свою функцию, необходимы воины. Кто как не профессиональные военнослужащие могли справится с этим лучше всех?
Как мы видим, необходимость в услугах самураев возрастает, что не могло не сказаться на их численности. Ещё одним каналом появления самураев, кроме вооружённых слуг крупных землевладельцев, были поселенцы. Им приходилось буквально отвоёвывать землю у айнов и власти не экономили на вооружении поселенцев. Эта политика принесла свои плоды. Проживающие в непосредственной близости от неприятеля, «адзумабито» (люди востока) оказывали тому довольно эффективное противодействие. Здешний самурай это уже не грабитель, посланный даймё, что бы забрать последнее, а скорее защитник.
Но айны были не только внешней угрозой и условием для консолидации и становления северных самураев. Определённый интерес представляет и взаимное проникновение культур. Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов, например харакири – обряд ритуального самоубийства, ставший впоследствии одной из визитных карточек японских самураев, изначально принадлежал айнам.
Для справки: Славянское войско имело свою элиту — характерники (Характерники — буквально: владеющие центром хара. Отсюда «харакири» — выпускание жизненной силы через центр хара, находящийся в области пупка, «к ири» — к Ирию, Славяно-Арийскому Небесному Царству: отсюда же и «знахарь» — знающий хару, c восстановления, которой должно начинаться любое лечение). Характерников в Индии до сих пор именуют махаратхами — великими воинами (на санскрите «маха» — большой, великий; «ратха» — рать, войско).
Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».
Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, чтопредставители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет:
«.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи — потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».
Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев — айны — до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство.
Также читайте: Люди Айнумосири
Таксами Ч. М., Косарев В. Д. Кто вы, айны? Очерк истории и культуры. М., «Мысль», 1990
Также по теме: Работы по айнско-японской проблематике.
3 комментария
Некоторые с виду такие русские…
пора возвратить айнов к себе в россию на курилы и сахалин.
Пора возвращать «японские острова», коли там жили наши предки. Хорошь уже земли разбазаривать, пожили япошки у нас и го хоум :)