Для начала он сотворил модель, ограниченную в желаниях лишь едой, предусмотрительно заготовив две тонны рыбьих голов, чтобы удовлетворять «материальную» потребность своего детища. Для развития же «неизбежных при достижении счастья» духовных потребностей была предусмотрена музыка и чтение книги вслух помощниками. Когда кадавр нажрался и отрыгнул, ему начали зачитывать книгу и крутить музыку: «Как и следовало ожидать, желудочная модель отнеслась ко всему этому шуму с полным безразличием. Пока ей хотелось лопать, она чихала на свой духовный мир, потому что хотела лопать и лопала. Насытившись же, она игнорировала свой духовный мир, потому что соловела и временно уже ничего больше не желала.»
Короче, вместо развития духовных потребностей, первая модель все чаще принималась за еду, которая у него теперь ассоциировалась с последующими приступами удовлетворения, пока не взорвалась от обжорства, а вторая, не ограниченная ничем в потребностях и возможностях модель, уже на полигоне, сразу потянулась прибирать вселенную к рукам и только бутылка с лютым джином, геройски брошенная в эпицентр, предотвратила конец света.
Стругацкие часто ставили такие вот мысленные эксперименты с тем, чтобы в разных ситуациях наглядно попытаться увидеть, что такое счастье, как оно достигается и чем оборачивается. И эти эксперименты, обоснованные богатым жизненным опытом писателей, оказывались очень правдоподобны :)
Причем здесь лень и счастье?.. Дело в том, что все проявления психики обусловлены одними и теми же механизмами мотивации поведения, которые направляют его в сторону наибольшего удовлетворения и стараются избегать всего неприятного. Для этого даже у самых простейших организмов есть рецепция того, что для него нехорошо и что необходимо. А у существ по сложности выше рыб есть два центра, один из которых оценивает все хорошее ощущением удовлетворенности вплоть до эйфорического счастья, выше которого ничего не может быть, а другой повергает в плохое настроение вплоть до адских мук. В этом диапазоне собственных оценок и регулируется поведение.
Если нет никаких отрицательных ощущений и удовлетворены все доступные положительные мотивы, то более не остается никакой мотивации. Это состояние, когда временно не требуется никаких действий. Определенное понимание механизмов психических явлений не оставляет никакого сомнения в сути таких проявлений психики как лень: это по назначению — такой же специфический эмоциональный контекст поведения, как и страх, радость, ярость, похоть и т.п. и сужает круг возможных реакций до характерного стиля реагирования. В случае лени — релаксация, энергосбережение, минимум стресса. Домашние кошки спят в этом состоянии большую часть времени суток. Само слово лень, в рамках механизмов психических явлений становится вполне определенным понятием: лень — то самое «осоловелое» (по Стругацким) состояние благополучного удовлетворения. Если не «осоловелое» — то уже не лень :) Пока примем это в таком виде, чтобы ниже убедиться в верности (или в обсуждении высказать свои возражения :) ).
В отличие от живущей сама по себе домашней кошки, у людей все качественно усложняется под влиянием окружающего социума (хотя некоторые человеческие особи доживают до взрослого состояния почти в таких же тепличных условиях как кошки, ограждаемые от непосредственного влияния социума). Жизненный опыт постепенно формирует более, чем непосредственные потребности: если не заготовить еду, то можно потом оказаться очень глубоко в неприятных состояниях. Если не быть нужным другим людям в социуме, от которых ты немало взаимозависишь, то так же станет плохо.
Но, если некоторые родители, в независимости от всего обеспечивают тебя всем необходимым, даже если ты ничего не даешь взамен, то состояние осоловелого бездействия может стать почти непрерывным, как у кадавра. Оно заманчиво тем, что легко обеспечивает все потребности с минимальными усилиями. И человеческие особи в искусстве использовать такую ситуацию достигли высочайших высот мастерства (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках).
Нужно развиваться в достаточной изоляции от всего социума, в тепличных условиях, чтобы не испытывать потребности быть нужным социуму. Иначе окружающие очень быстро и наглядно покажут, какие именно ценности в данной среде единственно приемлемы. Это достаточно однозначно: тот социум, в котором нет взаимной поддержки вплоть до альтруизма, не выживает в конкуренции с социумами, где такая взаимная поддержка — наивысшая ценность. Поэтому все паразиты общества возникают в условиях тепличной изоляции тех, кто безвозмездно заботится весь период становления личной системы ценностей.
Состояние бездействия, обусловленное текущей удовлетворенностью, может омрачаться до серьезных негативных переживаний у тех, кто имеет высокую значимость быть нужным социуму и могут ничем не омрачаться у тех, кто как кошка привык легко обходиться без этого. Вторые, оказавшись оторванными от близких, обеспечивших им беззаботность, оказываются в той или иной степени вне социума (как кошка, выброшенная из дома). А пока этого не случилось, они пребывают в специфическом зависимом состоянии, не желания что-либо делать, и преодолеть эту зависимость сами почти не в состоянии.
Итак, в рамках явления «личная бездеятельность», лень — отсутствие мотивации к деятельности, но только — не вынужденная невозможность сделать желаемое. Невозможность — в самом широком смысле, не обязательно физическое ограничение. Часто бывает: понимая, что желаемое действие приводит еще и нежелательным последствиям, которые по силе превышают желаемое, мы не совершаем такое действие, оставаясь в бездействии. Это — уже не лень, а, наоборот, это побуждает найти такой выход из положения, при котором позитивный результат превысит негативный. Поэтому все разговоры о том, что лень изобретательна и именно она создает облегчающее жизнь — некорректны. Побуждает искать более приемлемый вариант не лень, а превышающий нежелательный результат слишком трудного достижения желаемого. Люди, для которых совершить данное физическое усилие более неприятно, чем получение выгоды от усилия, будут стремиться найти выход из такой ситуации. Какая же это лень :)
Те, кто думает, что в состоянии ленивого удовлетворения можно что-то изобрести, пусть попробуют это сделать :) если только у них окажется мотивация, преодолеющая контекст лени, они перейдут в контекст творчества, сопровождаемый большими энергозатратами, мысль станет ясной, начнется поиск приемлемого варианта, и тогда станет возможен нетривиальный результат. Тот, кто творит гипотетические варианты желаемого или проще говоря — фантазирует, не находится уже в состоянии лени, он интенсивно тратит энергию, хотя для наблюдателей и не совершает мышечных усилий. Не перейдя в творческий контекст, не возможно получить сколько-то стоящий результат.
Ограничение возможности непосредственно действовать, принять окончательное решение, не означает отсутствие мотивации, а означает, что пока не найден приемлемый вариант действий. Но даже у простейших есть наследуемые приемы выхода из «безвыходных ситуаций»: какая-то тварь начинает ходить кругами, натыкаясь на предметы и как-то реагируя на это пока очередное такое случайное событие не окажется для него позитивным (или летально негативным) исходом. У высших — жизненным опытом вырабатывается более сложное поисковое поведение и формируется свой творческий эмоциональный контекст, наилучшим образом обеспечивающий такой стиль поведения.
Если время позволяет, то всегда лучше отложить окончательное решение (дать рукописи отлежаться, утро вечера мудренее и т.п.), не делать поспешно то, что еще не созрело. Обычно в таких случаях мотивация поддерживается неугасимой в течение циклов сна доминантной активностью (доминирующей идеей), что позволяет сохранять творческий контекст очень продолжительное время до успешного разрешения.
Лень же — ничем не вынуждаемая бездеятельность. Обычно у животных, включая человека, это — естественное состояние всегда, когда удовлетворены текущие потребности и нет мотивации делать что-либо. У животных с выраженной социальной иерархией такое состояние модифицируется единственной потребностью не оказаться ниже своего занятого социального статуса, ненароком не продемонстрировав признаки, которые будут расценены другими как негативные. Не только люди могут при этом имитировать бурную деятельность на благо общества :) Всякий раз, когда некая активность является необходимой в социуме (вычесывание блох у лидера стаи, например), но не нужна непосредственно как личная потребность, будет использоваться любая обнаруженная возможность манкировать этим. Огромное количество людей получает зарплату за высококачественную имитацию своей профессиональной деятельности. Возможно, таких даже больше, чем действительно что-то делающих. Есть целые учреждение, занятые этим. И это зачастую — не просто не лень, а приспособление существования к текущим условиям в соответствии с личной шкалой значимости :)
Симптоматика: не желание что-либо деть… вроде бы не устал, умение делать имеется, стимул тоже есть — дело нужное и принесет немалую пользу. Но… нет сил заставить себя встряхнуться, нет этого самого энтузиазма :) Чаще всего потому, что еще не видно достаточно приемлемого варианта. Но и искать такой вариант нет особого стимула. Вот и остается пребывать в осоловевшем состоянии. Но это причиняет серьезную, болезненную неудовлетворенность. Есть ли лекарство от этого состояния? Чтобы заставить себя выйти из контекста лени в творческий контекст?
Во всяком случае, это не может быть нечто разовое, какое-то верное средство типа применил и победа. Нужно понимать, что если это — естественное состояние недостаточности мотивации, то нужно быть очень осторожным, влияя на свою систему значимости. Уговаривая, внушая, подменяя свои ценности теми, которые вам или кому-то для вас небезразличному кажутся правильными, можно привести к не соответствующему реальности поведению потому, что только выверенные собственным опытом соприкосновения с реальностью оценки являются верными для вас и больше ни для кого еще. То, что хорошо для одного может быть очень плохо для другого.
Так лень — болезнь?.. Да, но только в том случае, если она причиняет болезненные переживания, а это всегда обусловлено комплексом вины перед обществом («угрызения совести»). У кошки не болезнь, у совестливого человека — болезнь :) Но радикальными средствами это не лечится и нужно быть осторожным, чтобы не обмануть самого себя.
Бывало ли у вас такое: вы мечтали о чем-то очень желаемом, представляли, как, получив это, классно сможете использовать новые возможности, НО, вдруг ваши мечты исполнились, вот оно такое желанное перед вами и… нет уже того энтузиазма… :) Это может даже шокировать и всегда заставляет задуматься: ну почему это так??… неужели я такой, оказывается, ущербный?
И мало кто при этом подумает, что сутью желаемого было вовсе не использовать новый уровень возможностей, а лишь просто заполучить то, что в среде небезразличных вам людей считается желанным :) Вы подменили свои ценности чужими и обманули сами себя. В это бывает трудно поверить — все равно как обделить себя желанным качеством, но это — так: ну не настолько музыкант вы чтобы в полной мере использовать долгожданный инструмент (компьютер, программу, снаряжение…) (не настолько художник, спортсмен, ученый и т.п.)… Не стоит пытаться делать то, чего вы сами не прочувствовали как «правильное». Во всяком случае, это можно делать не в критической ситуации, когда от действий зависит многое, а лишь на пробу, чтобы на себе испытать чужие сведения.
Поэтому от зависимого состояния избавляться можно, но сложно и нужно быть осторожным. Как избавляться — смотрите в Преодоление зависимостей. Прежде всего — это должно быть ваше личное желание и вы должны быть убеждены, что это в самим деле необходимо преодолевать. Никто не в состоянии помочь научиться преодолевать зависимое состояние без выполнения этого условия. Но вполне в состоянии создать такие условия, когда такая уверенность назреет :) Затем все сводится к кропотливой, долгой и умелой модификации личной системы значимости.
Вообще любой сложившийся стереотип поведения это — зависимое состояние, в которое вы попадаете неосознаваемо, а, значит, неотвратимо. Суметь придать моменту входа в это состояние такую новизну и значимость, которая сделает переход осознанным — шанс суметь как-то изменить сложившийся стереотип.
Часто же вопрос вообще сводится не к «лечению» (если это — не случай запущенного тепличного существования), а к тому, что может придать осмысленность тому, что делать «нужно», но не хочется ( тем самым вы уже придаете чужой значимости «нужно» вес больший, чем собственной и в этом можете обмануться). Придать осмысленность = осознать значимость для себя, а не для кого-то. И если эта значимость превысит значимость благополучного бездействия, то не нужно станет себя уговаривать, все загорится само собой и дело пойдет. Фактически это — вопрос о смысле жизни или текущего существования :) И это — очень не простой вопрос…
Лень — очень древний эмоциональный контекст поведения, — состояние благополучного удовлетворения, отсутствие стрессов и необходимости повышенной активности каких-то систем организма. Это то, к чему стремится любой организм в основе своей регуляции. В это время осознание затруднено, в мозгу преобладают специфический букет нейромедиаторов, мысли становятся «вялыми» потому, что нет того, что привлекает внимание, заставляет осознавать. Чтобы мысли «обострились», чтобы стать активным — нужен совсем другой эмоциональный контекст. И этот контекст неизбежно будет стрессовым, более травмирующим (см. Воздействие эмоций на организм).
В этом смысле состояние благополучного удовлетворения — естественное состояние организма, и только когда возникает конфликт с социально обусловленными оценками значимости этот древний контекст воспринимается болезненно как «лень» :)
Это не означает, что состояние благополучного удовлетворения — желанное и конечное состояние организма, к которому в идеале нужно стремиться. Это значит, только то, что оно — на равных с другими функциональными контекстами поведения необходимо, и оно обусловлено этой необходимостью.
Однако, тело рассчитано на периодическую активность и без нее не просто переадаптируется в менее способное к активности состояние вплоть до мышечной атрофии, но и приобретет специфические заболевания, которые, возможно, являются следствием любых попыток выйти из этого состояния (см. гипотеза минимизирующей адаптации).
Кто-то мучается состоянием лени, а кто-то не имеет с этим никаких проблем. Известно, что тот, кто обладает доминирующей идеей (преобладающей по значимости над остальными переживаниями) , практически не испытывает состояния лени, что совершенно понятно: высокая потребность что-то совершить постоянно определяет активный эмоциональный контекст. Это — необходимое условие состояния гениальности и вообще продуктивного творчества (см. Творчество и вдохновение). Разница — в целеобразующем смысле текущего существования или его отсутствии, что определяется спецификой развития (качеством) личной системы значимости и приоритетами востребованности социума всего того, что способен делать человек. Так, стоит появиться общей беде, непосредственно касающейся каждого, состояние благополучного удовлетворения станет невозможным :) и чем более полезными качествами и навыками обладает человек, тем он будет более востребован и сможет реализовать это, ощущая наполненность смыслом текущего существования.
Ну, а в обыденности… каждый с рождения формируется сначала родителями, затем с этого уровня уже сам так, что определяет насколько он будет способен наполнять смыслом свое существование или научится довольствоваться состоянием благополучного удовлетворения.
Для полноты картины стоит упомянуть еще один аспект состояния лени. Возможно, лень – не только результат отсутствия мотивации, точнее, отсутствие мотивации может быть обусловлено защитной реакцией против избыточной адаптации. Лишний стресс, лишние навыки, все лишнее без использования утрачивается. Есть нормальная реакция неудовлетворенности существующим, и если бы не было чего-то, уравновешивающего ее, то мы бы бросались на все новое с жадностью, изучали бы все, что только можно, развивали себя впрок и совершенствовали, учились бы как заводные, затрачивая силы, изнашиваясь в стрессах и, главное, развивая то, что с каждым таким шагом все более отдаляло бы от оптимума текущего существования и приближала бы к состоянию уже почти не способному к адаптации — старости.
Возможно, существует и функциональная система, стремящаяся удовлетворяться «хорошим, которому враг – лучшее». И нам лень учить язык мертвой культуры атлантов или тренировать себя в отжимании верх ногами просто потому, что чувствуем как маловероятно, что это нам когда-нибудь может пригодиться и это не мотивирует :)
7 комментариев
да, epic fail…
Да уж, действительно — epic )) Надо нам от лени избавляться — и развивать хорошие качества характера.
Не знаю, что такое «epic», но тема поднята серьезная. Добромир, спасибо за информацию.
Epic — эпический. Не за что :)
Благодарю автора за эту грамотную статью. Я очень ленивая. И я раньше думала, что это плохо! :) Теперь мне гораздо проще что-либо начинать и куда-то двигаться!
Последние слова статьи ключевые: только желание и вера в результат поборет лень. Желание (интерес) что-то сделать или чего-то достичь + сильная вера что действия принесут желаемый результат вдохновляют и побуждают к действию.
Может просто приятно что-то делать, а результат — сам процесс. Но человек может просто не знать что ему это приятно. Для «спящих» нужна реклама просыпания, просвещения, где бы показывалось во всех цветах как же это хорошо быть осознанным активным и любознательным. Многие ленятся по незнанию.