Самый простой выход из этой ситуации, предусмотренный законом, — объединиться и создать территориальное общественное самоуправление, т.е. ТОС. Обращение председателя Совета ТОС, за которым стоят десятки, сотни, а иногда и тысячи людей, власть не сможет проигнорировать — пока эта власть выборная. А обращения к ней пишут избиратели, объединенные вместе в Совет ТОС, что является очень весомым аргументом для местной власти. Также по закону о ТОС созданный Совет может быть помощником при обращении в суды по общим проблемам. В данной ситуации достаточно представительства председателя или члена Совета, если это определено в Уставе ТОС. При этом отпадает необходимость сбора доверенностей для ведения дел в суде всех участников процесса. Таким образом, территориальное общественное самоуправление является первой ступенью в создании гражданского общества.
Что такое ТОС?
Федеральное законодательство гласит, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и ответственного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом (Советом депутатов) поселения, по предложению населения, проживающего на данной территории» (п.1 ст.27 №131ФЗ).
Совет ТОС является формой участия членов местного сообщества в осуществлении МСУ. В ТОС могут вступить граждане, проживающие на данной территории, достигшие 16-летнего возраста.
При ответе на вопрос «Что такое ТОС?» нужно так же отметить, что самоуправление может осуществляться (организовываться) в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, группе жилых домов, в жилом микрорайоне, улице, квартале в частном секторе (группе частных и других домов).
Органы государственной власти и органы МСУ муниципальных образований не могут препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления членами местного сообщества, если эта деятельность не противоречит ФЗ и законодательству субъекта Федерации.
ТОС – активный помощник местной администрации и Совета депутатов. Поскольку о жилищных, бытовых и прочих проблемах подъезда/дома/района могут знать лишь граждане, проживающие на этой территории, они могут организованно сообщить о них местным руководителям.
Органы территориального общественного самоуправления вправе решать следующие вопросы, определенные в Уставе ТОС:
1. Представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории в различных инстанциях, на различных мероприятиях, в обращениях.
2. Могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет собственных средств, так и на основании договора с органами МСУ с использованием средств местного бюджета.
3. Вправе вносить в Совет депутатов, администрацию района, города (г/п), поселка (с/п, г/о) предложения по вопросам жизнедеятельности соответствующей территории, которые подлежат обязательному рассмотрению.
4. Вправе разрабатывать и представлять в органы МСУ проекты правовых актов, планов и программ развития соответствующей территории, составлять смету расходов на их реализацию.
5. Вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства, санитарно-гигиенических норм на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящихся на территории ТОС, в случае нарушения которых ходатайствовать перед администрацией об отзыве выданных данным предприятиям лицензий.
6. Могут организовывать консультирование жителей соответствующих территорий по вопросам отношений с местными службами (водоканал, электросеть, газовая служба и др.) и правам потребителей.
7. Могут представлять в органы МСУ заключения по вопросам отвода земель на соответствующей территории, строительства и размещения на ней объектов производственного и социально-культурного назначения, торговли, питания, бытового обслуживания населения, других объектов, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания.
8. Вправе оказывать содействие в развитии сферы услуг на соответствующей территории.
9. Вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов.
10. Разрабатывать совместно с органами внутренних дел мероприятия по охране общественного порядка, профилактике преступности.
11. Вправе выступать по поручению жителей в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.
12. Может оказывать содействие в работе социальных служб населенного пункта.
13. Выдвигать инициативы по проведению публичных слушаний в муниципальном образовании.
14. Принимать и направлять обращения и жалобы в органы МСУ муниципального образования.
15. Осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции органов государственной власти.
Полномочия ТОС можно разделить на две группы:
— инициативные (самостоятельные) действия:
• регулирование внутренней структуры, распоряжение своей собственностью;
• оказание содействия администрации и реализация собственных инициатив в различных сферах (охрана общественного порядка, работа социальных служб, сфера услуг, досуг, молодежная политика, развитие территории);
• представление интересов жителей в суде, в государственных органах, местных органах;
• консультирование и информирование жителей;
— права, делегированные местным самоуправлением:
• контрольные полномочия;
• согласования;
• планирование;
• внесение предложений, обязательных к рассмотрению;Также предусмотрена возможность делегирования других полномочий в договоренном порядке. Необходимо отметить, что присутствие в списке полномочий прав, делегированных органами местного самоуправления, позволяет относить органы ТОС к системе политической власти, считать их одним из элементов системы местного самоуправления.
ТОС в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях».
Сколько стоит управление вашим домом?
Сегодня услуги управляющих компаний востребованы, в основном, в домах бизнес-класса и элитном секторе. Остальным приходится довольствоваться услугами родных ДЕЗов, либо тех организаций, которые выиграли конкурс, проведенный местными властями. Такую ситуацию можно объяснить пассивностью жителей, которая в свою очередь оправдывается тем, что выбирать-то людям особо не из чего – рынок конкурирующих между собой управляющих компаний пока не сложился. Есть первые ласточки, которые осваивают «коммуналку». Что же они могут нам предложить и стоит ли с ними связываться?
Большинство известных управляющих компаний (УК) созданы в конце 90-х начале 2000-х гг. на базе ведущих застройщиков и обслуживают построенный ими жилой фонд. Многие компании не дистанцируются от своих «родителей»: «ПИК-комфорт» (корпорация «ПИК»), «Миракс Сервис» (корпорация MIRAX GROUP). Правда, после нескольких лет работы компании могут начать работать в сторонних, муниципальных домах. Есть и независимые УК, изначально обслуживающие дома нескольких застройщиков, но их единицы.
Управляющие компании предоставляют те же услуги, что и наш родной ДЕЗ, который теперь называется ГУ ИС (государственное учреждение «Инженерная служба»). Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru решил разобраться, в чем же заключается разница.
Какие услуги они предлагают:
Все УК декларируют качественно лучшее обслуживание дома и придомовой территории, дополнительные услуги, демократию, то есть, обещают выносить все важные вопросы (в том числе о цене) на голосование собственников и ежегодно отчитываться перед жильцами о всех расходах.
Достигается это за счет профессиональных кадров и техники: ДЕЗы работают с подрядчиками, а управляющие компании имеют большой штат сотрудников. При этом ряд услуг оказывают все же подрядчики, например, охрану территории, в основном, доверяют частным охранным предприятиям.
Что касается дополнительных услуг, то, как правило, это организации диспетчерских постов, индивидуальных тепловых пунктов, выезд собственной аварийной службы. Также жильцам могут предложить помощь в решении юридических вопросов, связанных с жильем, организуют на своей базе паспортные столы, дают возможность оплачивать свои услуги в отделениях ближайшего банка, организуют бесплатные мероприятия для собственников (детские праздники, например), поддерживают домовладельцев, участвующих в городских конкурсах («Мой двор мой подъезд» и т. д.).
Сколько стоит такая забота?
Цена за техническое обслуживание многоквартирного дома зависит от таких факторов, как этажность, техническая оснащенность (системы видеонаблюдения и т. д.), число подъездов (чем их больше, тем дороже), класс жилья (обычное жилье, бизнес-класс, премиум) и, наконец, желаний собственников (можно воплотить практически любые идеи людей за их деньги).
За техобслуживание (т. е. без учета коммунальных платежей) обычной новостройки собственники платят управляющим компаниям в среднем 20-25 рублей за квадратный метр в месяц. Грубо говоря, 1 доллар.
Обслуживание элитного жилья встанет дороже: 2-3,5 доллара за квадратный метр. Обслуживание подземного паркинга и дополнительные услуги собственники оплачивают отдельно. При этом обычно годовая смета, со всеми расходами рассматривается на общем собрании собственников.
Что касается ДЕЗов, то стоимость технического обслуживания за квадратный метр составляет на сегодня примерно 16 рублей. Причем, 7 рублей платят жители, а 9 рублей составляет городская дотация.
За коммунальные услуги (газ, вода, электричество) жители – подопечные УК расплачиваются по утвержденным правительством Москвы тарифам, а их никто не имеет права менять.
Конкуренция: ставка на прозрачность.
Сегодня сложно говорить о соперничестве на рынке ЖКХ, но управляющие компании создают себе конкурентные преимущества, одним из которых является экономное и грамотное расходование средств.
УК высчитывают смету отдельно для каждого обслуживаемого объекта, в отличие от ДЕЗов, где на дома с совершенно разными техническими характеристиками расходуется одна и та же сумма. УК формируют фонд средств, который по мере необходимости расходуется на плановые ремонты и другие нужды. Таким образом, управляющие компании «компенсируют» стоимость своих услуг и качеством обслуживания, и прозрачностью своей финансовой политики.
Что мешает рынку.
Законодательство установило четкие сроки для выбора способа управления домом и непосредственно самой управляющей компании. До 1 мая 2008 года должны пройти конкурсы управляющих компаний, которые проводят местные власти. Многие москвичи решили ничего не менять в своей жизни и готовы принять ту управляющую компанию или ДЕЗ (сегодня называется ГУ ИС — Государственное учреждение «Инженерная служба»), которые, по сути, назначает им власть. Так спокойнее, и как мы поняли уже из вышенаписанного – дешевле. Гораздо ниже сам размер ставки на техобслуживание, а с дотацией, которую получает ДЕЗ (ГУ ИС), дешевле вдвойне. Те, кто отказывается от услуг ДЕЗа, — платят больше. Хотя в Москве есть управляющие компании и ТСЖ, получающие субсидии, но это исключение из правил.
Еще одна помеха — бюрократические проволочки. Даже если люди и захотят выбрать управляющую компанию по сердцу и кошельку, процедура перезаключения договора на предоставление этих услуг оказывается сложной и долгой.
Наконец, люди боятся мошенничества: многим памятны случаи когда «управляющие компании» прекращали свою деятельность, получив от собственников деньги.
В свою очередь, есть моменты, которые могут отпугнуть и самих управляющих от жильцов. Депутат Госдумы РФ Галина Хованская не раз называла эти причины. Чтобы передать жилой дом в управление ТСЖ или частной управляющей компании, необходимо, чтобы под зданием была оформлена земля, озвучен перечень общего имущества – чердаки, подвалы. Между тем, сплошь и рядом оказывается, что это общее имущество жителям вовсе не принадлежит, а давно уже продано коммерсантам. Вызывает вопросы и ситуация с капитальным ремонтом: по планам городских властей до 2014 года в городе отремонтируют около 14 тысяч жилых домов. Но пока дом не отремонтирован, в эксплуатации он обходится дороже.
Заключать договор с негосударственной управляющей компанией имеет смысл, когда дом – новый, а жители – активны, не бедны, и, извините за выражение, социально однородны. То есть примерно идентичны и по доходам, и по взглядам на жизнь.
Плюсы:
+ Качественные услуги
+ Возможность влиять на качество управление через собрание собственников
+ Возможность выбирать нужные жильцам услуги
+ Возможность контролировать, куда потрачены ваши средства
Минусы:
— Услуги УК дороже, чем у ДЕЗа
— Жильцам нужно контролировать деятельность УК, а для этого – преодолеть собственную лень. Нужно вникнуть в суть договора, годового отчета и найти время, чтобы дойти до общего собрания.
Исток
6 комментариев
! ! ! ! ! !
Суперсистема есть, продумана и узаконена. Но есть одно препятствие:
«- Жильцам нужно контролировать деятельность УК, а для этого – преодолеть собственную лень. Нужно вникнуть в суть договора, годового отчета и найти время, чтобы дойти до общего собрания.» — Это не просто минус, это корень проблемы, может есть варианты как решить эту проблему?
Как в Европе:
Не пришел на собрание,предоставь оправдательный документ.
Не пришел по неуважительной причине:
первый раз -предупреждение
второй раз и последующие: штраф в размере месячного взноса.
А если не платят-отключим газ или воду или свет.
Важно! Место собраний должно быть рядом с жильем!
«Минусы
— Жильцам нужно контролировать деятельность УК, а для этого – преодолеть собственную лень. Нужно вникнуть в суть договора, годового отчета и найти время, чтобы дойти до общего собрания.»
ЭТО НЕ МИНУС — это ОСНОВА! Это плюс! ++ С этого собственно и начинается жизнь. А то , все кричат на власть, а сами, с дивана слезть не хотят — принеси подай мне блага и хорошую БОГАТУЮ жизнь!
а что жильцам мешает самим управлять домом? пусть сами себе и платят
да вариаонт решения — контролировать должны десятники а общие собрания отменить!