Андре́ас Бернд Баа́дер (нем. Andreas Bernd Baader, 6 мая 1943 — 18 октября 1977) — один из основателей и лидеров Фракции Красной Армии, городской партизан.
Биография
Родился в Мюнхене в семье историка. Потомок немецкого просветителя Франца-Ксавьера Баадера.
*************************************************************
Франц Ксавер фон Баадер (нем. Franz Xaver von Baader; 27 марта 1765, Мюнхен — 23 мая 1841, там же) — немецкий философ и теолог, представитель философского романтизма.
Биография
С 1826 профессор Мюнхенского университета. Развил характерные для романтизма представления о мире и обществе как расчленённой органической целостности. Критикуя дуализм И. Канта, стремился преодолеть идущий от Декарта раскол между знанием и верой путём обоснования концепции интуитивного познания вещей. Восходящие к Я. Бёме и немецкой мистической традиции (И. Экхарт, А. Парацельс) теософские построения Баадера, содержащие мистическую диалектику саморазвития бога в человеке как самоосвобождения из тёмной «бездны», оказали большое влияние на позднего Ф. Шеллинга, И. Гёрреса, Ф. Шлегеля.
Идеи и труды
Социальная философия Баадера охватывает историю, общество, хозяйство, государство, право, нравственность и религию. Рассматривая «социальность» как первичное по отношению к хозяйству и политике, Баадер идеалистически трактовал её сущность как любовь, имеющую религиозное, и в конечном счёте божественное, происхождение. В сочинении «О существующей диспропорции между неимущими или пролетариями и имущими классами общества» (1835) ввёл понятие «пролетарий» в немецкую философскую литературу.
Наследие и признание
Выход из общественных противоречий своего времени видел в создании универсальной христианской религии, преодолевающей расхождения между конфессиями (отсюда интерес Баадера к России и православию). Оказал влияние на славянофильство, позже на Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а также немецкую неоромантическую социологию (О. Шпанн и др.).
*************************************************************
…С 1945 г. — воспитывался бабушкой, затем — матерью. После получения аттестата долгое время — безработный. В 1963 г. переезжает в Берлин, знакомится с художницей Элло Михель. Пытается организовывать приют для беспризорных детей. В апреле 1968 г., вместе с Гудрун Энслин, Торвальдом Пролем и Хубертом Зёнлайном, организовывает поджог универмага во Франкфурте-на-Майне. Впоследствии на суде будущие члены РАФ заявили, что целью этой показательной акции было напоминание «зажравшейся» Европе о войне во Вьетнаме и страданиях народов третьего мира. По заявлению Баадера, акцией во Франкфурте они «зажгли факел Вьетнама» в Западной Европе.
В 1969 г. Баадер и Энслин были арестованы и осуждены за поджог. Процесс Баадера получил широкую огласку и вызвал массовую поддержку «поджигателей» в леворадикальных кругах Западной Германии. В мае 1970 г. заключенному Баадеру было разрешено пользоваться городской библиотекой Франкфурта. Во время одной из поездок в библиотеку он был освобожден тремя вооруженными боевиками во главе с Ульрикой Майнхоф. Похищение Баадера положило начало активной деятельности Фракции Красной Армии, получившей в газетах прозвище «группы Баадера-Майнхоф».
После побега Баадер и ряд других членов РАФ совершили поездку в Иорданию, где проходили подготовку в лагерях ФАТХ. Из-за идеологических разногласий они были вынуждены покинуть тренировочные лагеря и вернуться в Германию.
С 1970 по 1972 Баадер организовывает и проводит ряд террористических актов и диверсий в Германии, в том числе — похищений федеральных чиновников, в прошлом тесно связанных с нацистами и нападений на западногерманские объекты НАТО. Для обеспечения деятельности РАФ Баадер и его сторонники осуществляют ограбления банков и инкассаторских машин.
1 июня 1972 года в ходе долгой перестрелки Баадер и двое его товарищей были захвачены полицией.
17 января 1973 г. 40 членов РАФ, находившихся под стражей, начали первую коллективную голодовку в знак протеста против условий содержания. Заявление о начале голодовки, сделанное Андреасом Баадером в знак протеста против ведения уголовного процесса против Хорста Малера, стало и требованием «прекратить применение мер изолирования в отношении политических заключенных ФРГ». Требование выведения заключенных из системы «мёртвых коридоров» в первую очередь относилось к Ульрике Майнхоф. 9 февраля она была переведена в одиночную камеру в мужское отделение тюрьмы «Кельн-Оссендорф», и 16 февраля голодовка была прекращена.
Его тело истощено голодовкой; его насильно кормят тюремные доктора, но он очень похудел и потерял 15 килограмм; одежда болтается на нем, так как стала слишком велика. Больше не было никакого соотношения между Баадером, которого я видел, и человеком в добром здравии.
Жан-Поль Сартр [1]
В 1975 г., вместе с другими членами РАФ, Баадер был помещен в специально подготовленную для них тюрьму «Штамхайм» (Stammheim) в Штутгарте. В тюрьме, оборудованной системой «мёртвых коридоров», обеспечивающих полную изоляцию заключенных, Баадер провёл несколько лет. В дело бойцов РАФ вмешалась мировая общественность в лице французского философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра, который попытался выступить посредником в споре между заключенными и правительством ФРГ. 4 декабря 1974 г. Сартр навестил Баадера в штутгартской тюрьме «Штамхайм».
18 октября 1977 г. Баадер, Ян-Карл Распе и Гудрун Энслин были найдены в своих камерах мёртвыми. Согласно официальной версии, они совершили «коллективное самоубийство в знак протеста против условий содержания». С учётом условий содержания в «Штамхайме» факт самоубийства, также, как самоубийство Ульрики Майнхоф, подвергается сомнению рядом историков.