Не знаю уж что было на всемирных промышленных выставках 100 или чуть меньше лет назад (например, когда возили в Париж «Рабочего и колхозницу»), но то, что происходит сегодня, вызывает мысли о скором Апокалипсисе. И не надо его бояться. Если в 21-м веке так называемому цивилизованному человечеству нечего показать и рассказать о себе кроме ЭТОГО, длить его, человечества, существование смысла не имеет. Это – маразм, в самом прямом медицинском смысле. Притом маразм не стариковский, а старушечий. Наверное, это политкорректно, чтобы никакого, храни, господи, сексизма.
Идей никаких. Вообще. Впечатление такое, что орудует сплочённый Интернационал Распильщиков Бюджетов. Никто (по крайней мере, из белых народов) не надеется что-то сделать, чего-то достичь – только просто попилить, и на том спасибо. Вообще, великий «попил» – это результат тотального отсутствия цели. Наша страна – это родина мирового гротеска, поэтому у нас и «попил» такой бескрайний и открытый, как бесконечная русская равнина. Но и в других местах он тоже, надо понимать, не отсутствует. Потому что, повторюсь, ни с какой иной целью сляпать и выставить на общее обозрение это уродство – невозможно.
В российский павильон – длинная очередюга. Нас – вообразите! – китайцы до сих пор зовут «старшим братом». Это нам сказал пекинский гид; может, впрочем, хотел подслужиться. Как знать… Что же сподобился поведать старший брат младшему, отстоявшему на жаре немалую очередь?
А вот что.
Павильон у нас оформлен под Цветочный город – это из «Незнайки и его друзей», ежели кто запамятовал. И Незнайка тут как тут – продаётся мягкая кукла в голубой шляпе. Вокруг сплошные пластмассовые цветочки-лепесточки всех расцветок и размеров. Кое-где прилажены экранчики, на которых мелькают слайды, изображающие российские виды, играющих деток и прочий местный колорит. А так всё ромашки-колокольчики, выполненные в эстетике детсадовского утренника.
Причём тут Цветочный город? А вот причём. Слоган мероприятия Better city for better life – отсюда и город, придуманный писателем Носовым лет семьдесят назад для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вообще-то, замечательный писатель Носов придумал кое-что и получше. Как аллегория современной российской, да и всеобщей жизни, гораздо лучше бы подошёл Остров Дураков из «Незнайки на Луне»: было такое дивное место, где народ развлекали мультиками и аттракционами, и постепенно превращали в баранчиков, с которых состригали шёрстку на продажу. Интересно, понимал ли сам Носов, что создал глобальную аллегорию современной постиндустриальной цивилизации?
Но Остров Дураков — это следующий шаг. Пока же мы в Цветочном городе. Во всём прослеживается лозунг дня: никого ничем не затруднить и не дай Бог не «загрузить». Главное – транслировать «позитифф» — как и полагается в хосписе.
Из достижений российской науки и техники представлена фотка ледокола «50 лет Победы» и модель будущей плавучей атомной станции. То есть достижения советского прошлого и туманного будущего. Из настоящего – ничего. А что вы предлагаете? Ну? Придумайте хоть какое-нибудь достижение! Ну хоть фиговенькое какое… Нет его.
Про «50 лет Победы» — всё ясно. 50 лет справляли в 1995 году, значит, проектировали и строили ледокол ещё в заскорузлом совке, когда экономика по-деревенски называлась «народным хозяйством», а его успехи мерялись тоннами чугуна и пудами пшеницы, а вовсе не индексами доу-джонса и насдака, а про разруливание финансовых потоков никто и слыхом не слыхал. Тогда «атомщик» звучало гордо, а в финансовый вуз шли троечники, там и учили четыре года, а не пять, потому что чего там надо для заведующей сберкассой (персонал-то там был и вовсе без «верхнего»).
Так что ледокол – привет из прошлого.
Что же касается плавучей АЭС, то тут впору вспомнить словцо Горького про то, что у нас любят «рассуждать о бархатных костюмах в будущем, не имея в настоящем даже пары крепких штанов». Штанов в самом деле нет, задница голая, а плавучая АЭС – чистая утка. Она, собственно, и прозвана «хромой уткой атомного ведомства»: колупаются над нею много лет и вряд ли достроят, т.к. питерский завод, куда её якобы должны отбуксировать на достройку, вот-вот закроется. Вестимо, для модернизации: переоборудования под элитное жильё и офисы. Модернизация, весьма вероятно, состоится: ведь там на первых ролях сын губернатора Матвиенко.
Ещё говорят, что «утку» для транспортировки на достройку придётся распилить на части. И зачем нам такие хлопоты, скажите на милость? Избави, боже. Зачем пилить какую-то дурацкую посудину, когда пилить бюджеты гораздо сподручнее? Что и делают с большим успехом.
Милая девушка-стендистка из Хабаровска прошелестела соотечественникам что-то про ледокол. Мы в ответ расспросили про Хабаровск. Говорит, китайцы уже пришли. И твёрдо обосновались. Много их, очень много. Даже государственные должности занимают. И то сказать: если нам ничего не нужно, то приходят те, кому нужно. Вот такие ромашки-лютики.
А ведь вообще-то тема «город будущего» — полезная тема. Очень полезно на очередном витке истории задуматься над тем, как и где жить современному человечеству. Россиянам, в частности. Ведь живут люди нездоровой, неудобной жизнью, в эстетически уродливой среде. Такая жизнь совершенно не соответствует техническим возможностям человечества. Уже сто и даже больше лет назад разросшиеся к тому времени огромные города ощущались уродливым недоразумением. Именно тогда родилась идея города-сада.
После нашей революции 17-го года, в самый разгар разрухи, развернулась дискуссия о «новом быте» — так это тогда называлось. Как обустроить жизнь, достойную «победившего пролетариата»? Где должны жить люди? Разрабатывались концепции «соцгородков», обсуждались проекты домов и главным образом целостных поселений. Многие новаторские идеи в урбанистике принадлежали советским архитекторам-конструктивистам. Почему бы не рассказать об этом хотя бы и на выставке? Наверное, чтобы никого не «грузить», чтоб было как-то попроще и попозитивнее. Понятнее опять же: «сама садик я садила, сама буду поливать». Старушачий такой идеал: геранька на окошке, и чтоб не слышать ничего затруднительного и тем паче огорчительного.
В павильоне США – тоже цветочки пластмассовые. Но не в натуре, а в кино. Там вообще всё просто: экспонатов нет вообще. Сначала народ запускают в большой ангар и долго на все лады говорят с экрана по-китайски «здравствуйте». Это слушают стоя. Потом народ перетекает в другой ангар с длинными лавками, где показывают видовое кино про счастливую жизнь в Америке: красивые пейзажи, экологические ветряки, много разноцветных деток, рисующих умилительные каракульки, чёрненькая девчушка, желающая стать доктором и помогать людям… В начале кино – Хилари Клинтон с голубым бантиком, а под конец – Барак Обама как воплощение глобального позитива.
Но это не всё. Дальше давали нечто «художественное». На вид – чистая самодеятельность, но, видимо, это тоже какой-то неведомый мне тренд и бренд. Похоже на глубоко довоенный фильм – с картонными декорациями. Изображают декорации замусоренный двор-колодец. Девочка решает озеленить двор и сажает пластмассовый цветочек. Не сразу, но со временем к ней присоединяется весь дом. Побеждает дружба, позитив и экология.
Это сюжет проходной советской пионерской повести 40-60-х годов: «В Орле, в Ленинграде, в Рязани, в Клину пусть каждый посадит сирень или сосну. Пусть лучше и краше, сама как весна, становится наша родная страна. Ты выбежишь с книжкой читать в холодке, твой младший братишка с игрушкой в руке…» и т.д. Мысль старинная и правильная. Но до чего же убого исполнили её американцы! При этом в детсадовской эстетике.
Детсадовская эстетика – это впадение в детство, последняя стадия маразма. Впадение в детство по старушачьему типу – цветочки. По стариковскому – были бы коняшки и игрушечные сабельки.
И это всё, что великая нация имеет сообщить «городу и миру».
Мы странно породнились с американцами на почве пластмассовых цветочков. В этих цветочках просвечивает нечто кладбищенское, не находите? Продают такие у нас возле кладбищ…
К счастью, следующее помещение в американском павильоне, напротив, внушает оптимизм и веру в будущее. Там продаются сувениры: ну там кепки, майки, ковбойские шляпы почему-то романтического розового цвета. И всё строго «made in China». Не перевелись ещё работники в мире. Когда развитые и просвещённые народы дружно отправятся в свой политкорректный хоспис, из которого путь один – на кладбище с пластмассовыми цветочками, — они, рабочие и крестьяне, по праву займут место маразмирующих тунеядцев. «Лишь мы, работники всемирной великой армии труда владеть землёй имеем право, а паразиты никогда» — звучит изумительно свежо. Такая вот неожиданно оптимистическая мысль приходит при посещении Экспо-2010 в городе небоскрёбов и трущоб Шанхае.
Да, вот ещё забыла. Украинский павильон. Поскольку это моя, можно сказать, историческая родина (бабка из Волынской губернии) – решила зайти, благо очереди там не было практически никакой; вероятно, средний китаец не знает, «что это за географические новости» — Украина. Впрочем, и моя бабка тоже говорила, что украинскую нацию «большевики придумали», а на самом деле мы все – русские, только некоторые великорусы, а есть ещё белорусы и малороссы, но все мы – русские. Такая у меня была тёмная бабка, неподкованная по национальному вопросу. Вот и гимназию кончила, и на высших женских курсах в Питере поучилась, а – так тёмной и померла. Очень жаль, что не может она увидеть павильон ридной Украины.
Самое интересное в нём – фасад. На фасаде – схематическая карта, относящаяся к шести тыщам лет до Рождества Христова. И показано там, как расселялись с территории современной Украины древние укры по всему земному лику. Дошли эти героические укры и до Персии, и бог весть докуда, в одно только место сроду не совались – на северо-восток от своего благословенного эпицентра. Ну вот – ни ногой. За все шесть тыщ лет! И то сказать, чего туда соваться – в леса и болота, к злым москалям в пасть. На это разве что современные гастарбайтеры решаются. Смелые люди, сразу видно: наследники героических укров. И трудолюбивые, почти как китайцы: у нас полпосёлка ими построено.
В самом павильоне – тоже пластмассовые цветочки, подсолнухи. Предлагается борщ по цене, за которую мы в городе обедаем вчетвером в китайском ресторане. Кстати, такая же история и в российском павильоне: цены ломовые, кваса нет (говорят, трудно довезти), зато есть кока-кола и пирожки вроде ровно те, которые в Москве продаются в метро и подземных переходах.
Город будущего в украинском павильоне как-то спущен на тормозах. В качестве отписки стоит какой-то макет в том стиле, в каком в 60-е годы изображали будущие поселения на Луне.
Ну и ещё строят недоделанные глиняные кринки. Написано, что время от времени проводят мастер-класс по их изготовлению. Такой вот креатифф создали украинские товарищи.
Ну что тут скажешь? Современное человечество скучно самому себе. Это даже не заслуживает высокого имени декаданса – это старческий маразм. С кладбищенскими пластмассовыми цветочками.
1 комментарий
Это тупик.