Житель Воронежа Николай Тимофеев не оплачивает коммунальные счета и советует землякам следовать его примеру.
Некоторые не платят за квартиру — потому что денег нет. Но есть ещё одна категория неплательщиков — «протестные». Эти люди вполне здоровы, у них есть деньги. Просто они не хотят платить, с их точки зрения, непонятно кому и непонятно за что…
Утром — договор, вечером — деньги
Николай Иванович по образованию экономист и любит во всём доходить до самой сути, что частенько раздражает начальников и чиновников. Например, ещё в 80-х годах, будучи сотрудником научного института, он написал статью, где доказал, что машины, развозящие хлеб по магазинам, тратят на бензин в пять раз больше, чем могли бы. За что получил от руководства предупреждение: «Ещё раз подобное напишешь — вылетишь отсюда, как пробка!»
Война Николая Ивановича с коммунальщиками началась, когда он приватизировал комнату в коммуналке в доме
№ 5 по площади Ленина. Оформив документы, он пришёл в домоуправление, чтобы заключить договор на обслуживание.
— Помню, увидел там пункт «Дератизация», — рассказывает он. — Спрашиваю у полусонной экономистки: «Каких крыс вы собираетесь травить у меня на четвёртом этаже? Да ещё когда подвал выкуплен предпринимателем — там тоже никаких крыс быть не может!» В ответ услышал лишь, что я шибко грамотный. В общем, я отказался это подписывать, ведь документ был составлен безграмотно, и принёс им свой вариант, написанный в соответствии с законом. Но теперь они отказались от него, хотя я приходил в домоуправление шесть раз!
В итоге с сентября 1994 года жилец Тимофеев перестал платить за коммунальные услуги. Нет договора — значит, нет оплаты.
— Предоставление коммунальных услуг — это сделка, правильно? — объясняет он. — А по статье 161 Гражданского кодекса (ГК) сделки между юридическими и физическими лицами должны заключаться в простой письменной форме. Это называется договор. У меня никаких договоров ни с кем нет.
«Я готов платить только за то, чем пользуюсь!»
В течение долгих десяти лет всё было тихо. Только долг в квитанции рос, и в итоге, пережив деноминации, составил около 5500 рублей. Но в 2004 году Николаю Тимофееву пришла повестка явиться к судебным приставам. Там наш собеседник узнал, что на него подал иск райДЕЗ Ленинского района и отсудил у ни о чём не подозревавшего ответчика весь долг. Николай Иванович потребовал отмены заочного решения и добился назначения нового судебного разбирательства, которое длилось много месяцев.
— На суде я просил показать мне договор на оказание услуг и документы, подтверждающие, что они мне оказывались. В ответ работники райДЕЗа приносили журналы заявок, где было написано, что на улице Пушкинской в доме таком-то заменён унитаз, а в многоэтажке на Кирова починена раковина. Я не понял, какое это имеет отношение ко мне? Ведь я обязан нести расходы только за свой дом. Но больше всего меня повеселила бумажка, в которой райДЕЗ Ленинского района указал, что за месяц вывез с моего двора 125 тонн листвы. Да у нас во всём городе, наверное, столько не выпадает!
Суд закончился тем, что ответчика всё-таки обязали уплатить долг. Апелляционную жалобу судья тоже не удовлетворил. Однако апелляционного определения наш собеседник так и не увидел. Несколько раз он наведывался в районный и мировой суды. В первом ему говорили, что документы отправили, во втором — что их ещё не получили.
— Я не собирался оставлять это дело. Я бы дошёл до Страсбургского суда и уверен, что выиграл бы его! — считает Николай Иванович. — Но так как определение я не получил, то меня лишили права на обжалование. Интересно, что с меня никто ничего больше и не требовал: хотя я не скрываюсь, платить мне так и не пришлось.
Затем на смену райДЕЗу пришла управляющая компания Ленинского района. Долг у Николая Ивановича начал расти заново — сейчас «накапало» около 13 тысяч рублей. Должник говорит, что его это мало волнует — предложение заключить договор ему так не поступило…
— Я согласен платить за ЖКХ, — уверяет он. — Однако хочу отдавать свои деньги за то, чем на самом деле пользуюсь. Я не понимаю, почему я должен раскошеливаться на текущий ремонт, когда наш подъезд не ремонтировали лет сорок. Для меня загадка, каким образом я в месяц могу потребить десять тонн холодной воды, а именно столько мне выставляют по нормативу, кстати, как и большинству жителей города, — 10,44 кубометра (1 кубометр весит примерно тонну. — «Ё!»). Это надо купаться раз по десять на дню! Счётчик, говорите, надо поставить? Так в 543-й статье ГК говорится о том, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов учёта возложена на энергоснабжающую организацию. Вот пусть эти организации и ставят мне счётчики. Я не так богат, чтобы платить за текущие трубы и за потери тепла.
«Похоже, люди у нас очень богаты!»
Николай Иванович удивляется: «Похоже, люди у нас очень богаты! Десятку человек, от уборщицы до доктора математических наук, я задавал вопрос — кому вы платите за услуги ЖКХ? И мне никто не ответил! То есть вы не знаете, куда идут ваши деньги, но безропотно их отдаёте! Если вы изучите квитанцию, то увидите, что ваши платежи поступают в Муниципальный информационно-вычислительный центр (МИВЦ). Но ведь у многих жителей города, как и у меня, нет на руках договора с управляющей компанией и тем более с МИВЦ. А если и есть, он, скорее всего, составлен с многочисленными нарушениями Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей и так далее. Зачастую в нём прописаны только обязанности жильцов, а что должны делать УК и какое для них последует наказание в случае невыполнения — этого либо нет, либо написано абстрактно.
Наш собеседник вспоминает, как попросил женщину-юриста с 10-летним стажем прочитать собственный договор с управляющей компанией. Через пять минут посыпались восклицания: «А это почему? А это как?» И тем не менее её подпись там стояла. И это профессионал, а что говорить о простых людях! Николай Иванович признаёт — бороться с «зубрами» городского ЖКХ сложно. Однако делать это надо, причём не каждому по отдельности, а общими усилиями, чтобы управляющие компании вместе с поставщиками поумерили аппетиты. А ещё лучше, по его мнению, создавать ТСЖ и управлять домом самостоятельно. Ведь в тех случаях, где грамотно подошли к созданию ТСЖ, коммунальные платежи сократились почти вполовину.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Стоит ли отказываться платить за квартиру?
— В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, в том числе и на оказание коммунальных услуг, — говорит адвокат Андрей ТУЛИНОВ. — В суде договор, а следовательно, и сделку можно признать недействительной. Для этого необходимо доказать, что она не соответствует закону или иным правовым актам.
Однако в случае, если договор на оказание коммунальных услуг не заключён, а собственник квартиры фактически пользуется этими услугами, в его действиях усматриваются признаки неосновательного обогащения (статья 1102 ГК РФ). Неосновательным обогащением является действие лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего). В этих случаях закон обязывает приобретателя возвратить неосновательно приобретённое (сбережённое) имущество или его стоимость потерпевшему. На подобные требования распространяется срок исковой давности три года. Таким образом, управляющая компания может взыскать с должника эквивалент стоимости потреблённых им услуг, но только в пределах трёх лет, предшествующих подаче иска.
1 комментарий
МОЛОДЕЦ мужик .
И голова варит нормально . Потому , что и сам он нормальный трезвомыслящий человек .
А все остальные — зомбики ,не желающие разбираться в своей жизни самостоятельно , и не только в вопросах ЖКХ — во всем.
Горазды только пить,жрать да срать .
А думать , а тем более совершить поступок — кишка тонка.
ОЧЕНЬ ЖАЛЬ.
ПРОСТО НЕ ВЕРИТСЯ ЧТО ЭТО ПРОИСХОДИТ С НАШИМ РУССКИМ НАРОДОМ .
НАМ В ЛИЦО ПЛЮЮТ , а МЫ РАДУЕМСЯ , мол это — БОЖЬЯ РОСА.
ОЧЕНЬ ЖАЛЬ.