В России

Школе нужен свой Королев. И он есть

Знаете ли Вы, какой будет следующая – третья — версия проекта образовательного стандарта для старшей школы (10-11 классы)?

Та, в которую на первое место поставят Математику.

Вчера была опубликована вторая версия шокировавшего всех стандарта, и главной новостью там подаётся тот фундаментальнейший якобы сдвиг, что убрали «ошибочную» запятую между словами «Русский язык» и «Литература» и сделали Русский язык и Литературу обязательными (правда, в виде одного предмета, «в одном флаконе»).

Так вот, к лету обязательным и самым главным и т.п. сделают ещё и Математику. И тогда наступит в школе и стране полное счастье.

В самом деле, что ещё нужно пиплу? Орали, что их лишают Русского и Математики – нате, получайте: сегодня Русский. А через пару месяцев – Математику!

Но изменит ли это что-либо по сути в ситуации разрушения общеобразовательной школы?

Ведь большинство населения страны, которое никак не хотят быть «пиплом», чувствует, что, предоставив ему в качестве обязательных предметов Физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире» и лишив Математики, Русского и Литературы, — его лишают равного с богатыми и знатными доступа к фундаментальному образованию. То есть, открыто отменяют общеобразовательную, по старомодному, народную, школу, превращая 90 процентов российского населения в кухаркиных мам, пап, детей и внуков.

Здесь стоит напомнить знаменитый циркуляр министра народного просвещения Делянова от 1887 года, где предлагалось освободить от полноценного образования «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

И учителя, и родители увидели — и с полным на то основанием — в этом задвигании подальше Русского и Математики прямое антинародное действо.

Все уже привыкли, что любая реформа оказывается способом перераспределения общественного богатства от «низов» к «верхам», которые собираются и дальше обучать своих детей за границей или в частных и государственных специальных школах и с опаской смотрят на полторы сотни миллионов оборзевших для них лузеров, которые вдруг могут выйти «из среды, к коей они принадлежат».

К сожалению, мы живём в стране, где антиобразовательный смысл модернизации образования в открытую декларируется самим министром образования. Например, пять лет назад на встрече с Президентом страны В.В. Путиным: «Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину».

Трогательная забота Андрея Александровича о страдающих от избыточного образования водителях не уступает лишь не менее трогательной заботе предыдущего министра образования Филиппова, который на пике своей карьеры в 2000 году истово выступал против перепроизводства юристов и экономистов: «Сейчас мода на экономистов и юристов. «Экономисты будут работать, а юристы их судить». Нас ждет колоссальное перепроизводство рабочей силы в этих сферах. Этого не должно быть. Я считаю, что надо думать не о том, что модно, а о том, что будет нужно через десять лет. Надо понимать, что материальное производство первично, и поэтому надо получить профессию, связанную с материальным производством».

Правда, в конце того же интервью Владимир Михайлович не просто без всякого стеснения, а с законной гордостью поведал журналисту, что его собственные дочь и сын, оказывается, учатся не в профучилище, осваивая связанные с материальным производством профессии, а как раз на экономическом факультете! Причём, в вузе, где он до того, как стать министром, был ректором!

В этом фундаментальном разделении власти, социума, жизни для себя и «ближних» — и для всех «остальных», для «пипла», вся суть модернизации образования, которая вот уже десять лет бронтозавром шагает по стране: с момента утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р).

И в этой смертоносной модернизации проект стандартов является всего лишь одним из нескольких профессиональных ударов по общеобразовательности и школе в целом.

В конечном счёте, подавляющее большинство населения лишают доступа к фундаментальному образованию, к высшим способностям, без которых путь в профессии и карьере изначально оказывается закрыт кухаркиными перспективами.

В этом плане эквилибристика с Русским и Математикой по существу ничего не меняет, однако сильно поможет выпустить пар и не мытьём так катаньем протолкнуть-таки стандарты.

Во-первых, кроме Русского и Математики совсем необсуждаемым предметом остаётся Физика. По всем опросам школьников, за последние десять лет никто, подчёркиваю, никто не хочет выбирать Физику в любом плане, и как обычный предмет, и как предмет с углублённым изучением, как факультет в вузах и т.п. и т.д. Это главный показатель национальной катастрофы, поскольку Физика вводит в построение идеальных объектов способность идеализации, и без этого человек в 20 лет в 99,9 процентах случаев навсегда отсечён от полноценной профессионализации и карьеры не по блату в любой сфере.

Во-вторых, если даже назовут обязательными и Русский, и Математику, и Физику – это не будет иметь никакого отношения к их реальному изучению и вообще ни к чему.

Нынешний ажиотаж вокруг стандартов является классическим случаем отвлечения внимания на недолжный объект. Нет мало-мальски приличной концепции школы, нет базовой научной и педагогической культуры у разрабатывающих стандарты, но есть надвигающийся новый закон об образовании, есть десять лет ковровой бомбардировки модернизацией и т.п. Есть, наконец, реальный, а не писанный, стандарт – ЕГЭ, в котором что напишут, на то и будут натаскивать несчастные учителя, поскольку и учителей, и школы будут спрашивать не за стандарт, а за результаты ЕГЭ.

В-третьих, и главное. Порочны базовые установки модернизации образования. И реализуют их абсолютно далёкие от передовой мировой образовательной науки и практики люди.

Они хорошо известны и последние пятнадцать лет организовали абсолютную монополию на принятие решений в сфере образования.

Первый – это ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который через президента этой Школы и неформального шерпы по все структуры власти Евгения Ясина почти 20 лет контролирует ситуацию с распределением бюджетных и иных средств на ключевые разработки в образовании (как, кстати, и экономике). Никак, правда, не сбывается заветная мечта Ярослава Ивановича стать министром образования, и тут его следует пожалеть.

Второй – психолог Александр Асмолов. Сегодня он директор Федерального института развития образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ. Умный и талантливый во многих сферах человек, однако, не имеющий представления о практике и дидактике образования.

Если Кузьминов разрушает образование на основе своих экономических заморочек, вводя изощрённые организационно-финансовые механизмы подрыва, то есть, виноват, модернизации образования, прежде всего, такие, как «следование» денег за учеником и студентом, все эти фокусы с профилизацией старшей школы и ЕГЭ, то Асмолов – гений в идейном вирусном поражении школы.

Именно Асмолов был главным автором и локомотивом ввода вариативности образования, которая подарила каждому школьнику по десятку неполноценных «разных» учебников и шизофренизировала школу в 1990-е годы. Сегодня именно он вводит под лозунгом детоцентричности беспредметность образования, то есть, по сути, бессодержательность и бессмысленность учёбы, сведения образования к комфортному времяпрепровождению детей, облом у которых будет наступать потом, когда им будет 20 и более лет.

Вот два нынешние мотора разрушения школы – последнего всеобщего достояния страны.

Сообразительный и быстро редактирующий стандарты Александр Михайлович Кондаков и иже с ним – это уже только пехота двух вышеозначенных Наполеонов от образования.

Пора перестать относиться к школе как к месту отправления фантазий отдельных граждан.

Школа не только не проще космической ракеты или даже айфона, она на десятки порядков сложнее по конструкции и последствиям.

Я уже писал и опять повторю: необходимо срочно ввести мораторий на реформирование и «модернизацию» школы.

Далее, необходимо создать Государственную Комиссию по развитию образования, введя в неё представителей всех имеющихся в гражданском обществе профессиональных и гражданских позиций, и созвать уже в марте чрезвычайное всероссийское образовательное собрание с председательством Главы государства.

И главный момент. Для такого важнейшего и сложнейшего дела любой современной страны, как образование, необходим генеральный конструктор, необходим школьный Королёв.

Вся мерзость происходящего заключается в том, что такой Королёв в стране есть, но в осваивании денег «на развитие образования» его нет.

Ни один, можете проверить, ни один мало-мальски грамотный в образовании человек не будет отрицать, что Юрий Вячеславович Громыко, должности и звания которого я здесь не буду перечислять, — является единственным в стране и мире человеком, который в состоянии создать работающую и передовую конструкцию новой российской школы.

Мне стыдно читать текст стандартов. Всё что там есть интересного, списано двоечниками именно у Громыко. И про «метапредметные результаты», и про «системно-деятельностный подход» (даже слово исковеркали и с ошибками сдули!) — про всё, что позволит нашей российской школе очень быстро стать абсолютным мировым лидером в образовании.

Но суть нынешнего государственного устройства в том, что Громыко – лучший и единственный ученик двух наших выдающихся корифеев в образовании, Василия Васильевича Давыдова и Георгия Петровича Щедровицкого, — четверть века вкалывает и создаёт опережающую модель школы и практические площадки школы будущего, а двоечники не просто трудолюбиво осваивают бюджетные средства, но и делают это, как положено двоечникам, во-первых, бездарно, перевирая и профанируя выдающиеся идеи Громыко-Давыдова-Щедровицкого, а, во-вторых, ещё и отчитываясь чужими мыслями и словами, выдавая их за свои достижения.

То есть один с сошкой, а семеро – с ложкой.

Навести здесь порядок и будет означать решение проблемы стандартов. И не только.
Крупнов Юрий

По теме:

4 комментария

Андрей 22.02.2011 at 17:52

Вот почему-то меня уже не волнует дальнейшее развитие «реформ», в том числе школьной, хотя у самого сын-шестиклассник.  Потому как уже не имеет особого значения, какую ещё бредовую гадость придумает «наше» дорогое правительство (ну очень дорогое, не по карману оно нам). Мы подошли к концу этого пути, точнее к развилке дорог. Для себя я решил, пока просто по мере возможности саботировать вредоносные распоряжения и приказы и работать как надо по совести, а не как постановил дорогой «товарищ министр» с бандой своих помощников-идиотов.

Ответ
сергей2 22.02.2011 at 22:26

У меня 2 детей подрастает.Борюсь с ювеналкой и т. д. коллективными письмами.Причём главная польза от письма-люди прозревают.Сейчас перешёл на электронные-так проще:
http://www.detirf.org/news/201/
http://detirf.org/news/181/
Приходяят отписки,но реальная реакция есть.Когда ныняшняя система признавала,что им пришлось отступить?
«Под давлениемобщественности и ряда влиятельных лиц рассмотрение проекта «Поколение-2030», курируемого Радченко, ЮНИСЕФ, ММАС, ВОЗ, Мое Поколение и прочими организациями с темным прошлым, было отложено на неопределенный промежуток времени. 23 дек 2010 вопрос о Форсайте был снят с повестки дня ОПРФ»
http://detirf.org/news/170/

Ответ
Дмитрий 02.03.2011 at 07:29

На самом деле все просто и дело тут не только в сфере образавания. На руководящие посты — Министры, их замы, начальники служб и др. «кабинетный планктон» — назначены неучи (бывшие ввоечники), либо просто отупевшие от безделия «товарищи». Ничего толкового делать они не могут, да и просто не знают как это делать. Но терять доходное место никому не хочется и вот тут начинается главное — изображение бурной деятельности — кто на что горазд. Почти всегда это приводит к обсурду. Вся страна работает не на результат, а для «галочки». Милиция придумывает планы на преступления, а затем успешно их перевыполняет — слава богу найти «козла отпущения» у на с умеют; Таможня ставит планы на заведение уголовных и административных нарушений — и ничего если нечего инкриминировать, главное создать бурную деятельность. И так во всем и везде. Вот отсюда и идет проблема, зачем изображая бурную деятельность убивать систему образования которая реально работала в Советское время. Если это целенаправленно делается — это уголовное наказание, если потому что дурак — зачем держать его на рабочем месте? Выход один — менять Родину для своих детей.

Ответ
Добромир 02.03.2011 at 09:18

Надеюсь имеется ввиду — «менять» в лучшую сторону? Видоизменять? А не просто отправить детей жить в другую страну?

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.