Несколько поколений людей во всем мире прожили под знаком такого культурного феномена, как «постмодернизм».
«Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).» (Википедия).
Хаос, энтропия – метафизический, философский код культурной парадигмы постмодернизма.
«Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).» (Википедия).
Постмодернизм – это масштабная идеологическая диверсия, направленная на то, чтобы лишить общество в масштабах планеты и каждого человека в отдельности фундаментальных основ – Бога и человечности.
«Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.» (Википедия).
Разруха, как говорят, начинается с разрухи в головах. В постмодернисткой парадигме «философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности» (Википедия)
Деконструкция, прежде всего деконструкция, уничтожение ценностей – это мэйнстрим постмодернизма. Преодоление постмодернизма должно начинаться с восстановления ценностной системы общества.
Роль ценностей и норм в регулирование социального поведения определяется, прежде всего, тем, что они формируют критерии должного и недолжного, дают априорный ответ на вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо, отделяют добро от зла.
Ценностные ориентации влияют на структуру потребностей как отдельных людей, так и малых и больших социальных групп, всего общества. Через потребности они влияют на интересы и мотивы поведения, т.е. определяют общественную динамику, направленность, социальных, политических и экономических процессов.
Нормы морали онтологически и исторически предшествуют праву, то есть они, по сути, определяют правовую систему общества.
«Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа)» (Википедия). Однако, критика постмодернизма должна касаться прежде всего философских, метафизических оснований этой культурной парадигмы.
В основе постмодернизма лежит пантеизм и атеизм. Знаковый лозунг – атеистический лозунг «смерти Бога» (как будто Бог смертен !!!). Аранжировка постмодернизма – «восточная философия», которая, действительно в целом пантеистична и атеистична. Метафизика постмодернизма дополнена таким западным «изобретением» как фрейдизм, который сводит личностную структуру человека к половой сфере.
Идеология постмодернизма – это идеология Хаоса. Хаоса в мыслях, Хаоса в обществе. Хаосу противостоит Логос, который есть и принцип организации бытия вообще и высшее начало каждого человека. Постмодернизм направлен на отрицание Логоса.
Тот хаос, который мы наблюдаем в мире и в России, в частности, – это прямое следствие доминирования культурной парадигмы постмодернизма. Преодоление хаоса связано со сменой культурной парадигмы. И эта смена давно назрела.
Так что же дальше?
В основе постмодернизма лежала, в конечном итоге, пантеистическая «восточная философия», отрицающая Бога. Отсюда, собственно, и самонадеянный лозунг «смерти Бога». Пантеистические метафизические установки – исходный пункт постмодернизма.
Новая страница мировой культуры неизбежно должна быть связана с пересмотром исходных метафизических предпосылок культуры. С возвратом к теистическому миропониманию. С восстановлением некогда утраченных ценностей.
Сочетание вечных ценностей и ценностей развития и их культивирование ценностей в обществе должно стать одним из важных направлений оптимизации ценностно-нормативной системы.
В самом общем виде развитие автор понимает как деятельность, направленная на создание негэнтропии. В противовес энтропийной репродуктивной деятельности, где форма преобладает над мыслью.
Это подход диаметрально противоположен тому, что полвека и более делали «постмодернисты»
P.S. Режимы, которые сейчас рушатся в арабских странах – были, во многом, продуктом тех же постмодернистов, их политического крыла. Их крах – одна из видимых примет краха постмодернизма.