В среду международная организация Freedom House поставила Россию в список стран, в которых может быть введена интернет-цензура. В конце минувшей недели на сайте госзаказа появился заказ на работу по изучению зарубежного опыта регулирования сети Интернет. На этой же неделе Кировский райсуд Уфы (Башкирия) приговорил блогера Роберта Загреева и публициста Айрата Дильмухаметова, признанных виновными в призывах к экстремистской деятельности, к 3 годам 6 месяцам и 6 годам лишения свободы в колонии-поселении соответственно.
Началось наступление на свободу в Интернете? Еще несколько месяцев назад я бы тоже так сказал.
Но нынешняя весна, можно сказать, взорвала реальную Россию из виртуала. Москва, Благовещенск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Новосибирск, Омск, Барнаул, Горно-Алтайск, Калининград, Ставрополь, Краснодар, Абакан, Пермь, Самара, Ульяновск — вот далеко не полный перечень российских городов, в которых на протяжении двух последних недель «минировали» высшие учебные заведения. И не только вузы, но и другие организации: соборы, службу судебных приставов, здание Газпрома в столице. Перечень можно продолжать и продолжать. Я уже не говорю о вокзалах. По-моему, в столице не осталось ни одного, на который по сигналу хулиганов или злоумышленников не выезжали бы представители спецслужб с кинологами.
Причем уже понятно, что эра телефонного терроризма осталась в прошлом. Сейчас звонку и живому или записанному голосу предпочитают электронную почту. И это, что необходимо понять (а по-хорошему — надо было понимать еще несколько лет назад), будет только нарастать. И пусть никого не радуют сообщения, что специалистам Управления «К» из МВД удалось установить сначала IP-адреса злоумышленников, а затем и их личности. С одной стороны, потому что на это потребовалось затратить значительные временные и людские ресурсы. А на каждый случай приходилось выезжать опергруппам, проводить обследование помещений, эвакуировать людей. А с другой, по той причине, что такой «хулиганский терроризм» — это лишь малая часть того, что происходит в информационном поле. Поскольку…
…В ИНТЕРНЕТЕ ИДЕТ ВОЙНА
Не так давно залез на страничку дочери в одной из социальных сетей. И с удивлением обнаружил, что она состоит в группе «Убей русского!». На вопрос, что это такое, дочь объявила, что куча групп, которые изначально заявлялись как что-то с позитивным уклоном, в последнее время трансформировались вот в такие крокозябры. Она из многих уже вышла, но не успевает изо всех. Перед тем как выйти из этой, прошелся по «стене». Откровения обычны: «Москва, гори в аду», «Каждый должен убить хоть одного русского» — и славословия в адрес Аллаха.
Дело не в том, что мы русские, а нас призывают убивать. Я не приемлю групп, которые будут называться «Убей татарина» или башкира, или удмурта. Я не приемлю групп даже с вполне приличными названиями, внутри которых не обсуждаются проблемы межнациональных отношений, а осуждаются национальности. Но от того, что я чего-то не приемлю, им не холодно и не жарко. Их активность усиливается, количество членов в группах растет, а число сторонников подобных «рецептов» увеличивается.
Почему такое происходит и нужны ли Интернету свои законодательство и регулирование?
Антон Серго, президент компании «Интернет и право»: «В принципе как такового специального законодательства, посвященного Интернету, нет. Он — всего лишь коммуникационная сеть, которая предоставляет определенные возможности для связи. Это просто способ передачи информации. Законодательство, которое касается клеветы, оскорбления, нецензурной брани и всего остального, у нас есть. Интернет — просто среда, где оно также может применяться. Да, оно применяется. Вероятно, избирательно, бывает, что недостаточно. Но это проблема нашего правоприменения. И вовсе не означает, что законодательства нет или что оно не работает».
Антон Серго
Урван Парфентьев, глава центра безопасности Интернета в России: «Определенное регулирование в Интернете, разумеется, нужно. Интернет является всего лишь одной из сред, в которой мы осуществляем ту или иную нашу публичную деятельность. Ведем личную жизнь, деловые операции и т. д. Интернет — на самом деле достаточно многогранная среда. Наверное, главное предназначение — все-таки это средство, посредством которого мы можем совершать те или иные операции, те или иные вещи. Почему именно Интернет оказался на острие проблемы? Потому что, во-первых, развитие Интернета шло гораздо быстрее, чем за ним поспевало законодательное регулирование. Во-вторых, потому что развитие Интернета как такового в России пришлось на ту пору, когда законодательное регулирование не поспевало практически за всеми средами».
Урван Парфентьев
Я НЕ Я, И РЕВОЛЮЦИЯ НЕ МОЯ
Как восторгались наши либералы происходящим на Ближнем Востоке. Народные волнения в Тунисе, погромы в Египте, демонстрации в Бахрейне, мятеж в Ливии и т. д. они сначала даже объявили революциями нового типа — революциями Фейсбук. Правда, спустя какое-то время стали заявлять чуть ли не противоположное — дескать, Интернет не является источником восстаний, поскольку там общение происходит в виртуале, а манифестации — в реальности. С ними можно было бы согласиться, если бы в виртуале не сидели конкретные реальные люди, которые пошли на площади и улицы.
При этом есть два момента, на которые стоит особо обратить внимание.
Во-первых, люди в Интернете, чувствуя некую анонимность, позволяют себе гораздо больше отклонений от тех элементарных правил общения и отваживаются на такое, за что в реале схлопотали бы по морде. А здесь остаются безнаказанными, что лишь подогревает подобные настроения. Назвать такую публику цветом нации язык не поворачивается.
С другой стороны, в последнее время мы видим, что наши власти все больше ориентируются на мнение и завоевание симпатий в виртуале. Заметьте, в тех же самых социальных сетях количество дискуссий смехотворно мало по сравнению с посыланием друг друга и просто некими «воскликами»: обозначил свою позицию, отбил атаку, обозвался — и весь уровень.
Серго: «Говорить, что вы на сегодняшний день в Интернете абсолютно анонимны, неправильно. Вы анонимны только до тех пор, пока вами не заинтересовались. Поэтому думаю, что со временем эта анонимность будет все меньше и меньше. Это вынужденная мера в связи с тем, что Интернет с точки зрения абсолютно свободной среды себя не оправдал. Мы видим это по опыту всех стран мира, в том числе и недавний пример американский с WikiLeaks — уникальный был, мне кажется, пример с точки зрения свободы, потому что Америка — страна, у которой ключевая позиция в конституции — это первая поправка к ней «О свободе слова», с одной стороны. А с другой стороны, вот такой управляемый или неуправляемый как бы слив компромата. И Америка, тот же самый родоначальник Интернета, оказалась жертвой своих же достижений технологических».
Симпатии здесь завоевать наиболее просто, потакая вот такому интернет-быдлу и предлагая им очень простые решения. А ведь зачастую простые и верные — далеко не одно и то же.
Кстати говоря, в этой среде уже стали появляться лидеры, за которыми вполне может пойти большое количество людей — и по реальным, а не виртуальным улицам и площадям. Вопрос: куда эти герои их поведут?
КАЗУС НАВАЛЬНОГО
Алексей Навальный — антикоррупционер. Ну во всяком случае он сам себя так позиционирует. Напоминает немного когорту большевиков из школьного курса истории времен СССР, когда они именовались «профессиональными революционерами». Ну в конце концов чем «профессиональный антикоррупционер» хуже. Тем более что и на революционера тоже очень походит. Речь не только о звучании. Но об этом ниже.
Господин Навальный прославился в последнее время не только тем, что реализует проект «РосПил», придумал новое название «Единой России» (от которой лично я, кстати, также далеко не в восторге), но и совершенно фантастическим поведением руководства одного издательского дома. Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев принес извинения господину Навальному за публикацию статьи «Трубопроводные стоки» в одном из тематических приложений. Речь в заметке шла о том, насколько актуальны разоблачения Алексея Навального.
Алексей Навальный стал кумиром блогосферы за считанные месяцы.
История, господа, совершенно фантастическая. И речь даже не о том, что статья (кстати говоря, весьма мягкая по форме), которую посчитали заказом, тут же исчезла с сайта. Причем извинения принесены не от редактора приложения и даже не от лица главного редактора газеты, а от высшего руководства всего ИД.
На фоне такого поведения сплетни о «проекте Навальный», за которым стоят определенные силы, перестают восприниматься как просто сплетни. Впрочем, и это меня мало волновало (многое из деятельности Алексея вызывает глубокую симпатию), если бы не один пост в блоге Навального, появившийся после выборов 13 марта.
Приведу его в несколько сокращенном виде, но все желающие могут ознакомиться с первоисточником сами.
«Я надеюсь, здесь никто серьезно не считал, что тремя постами в жэжэшечке и конкурсом плаката можно сменить политический режим?
В три клика, так сказать.
Хочу еще раз повторить ключевую мысль: результат не имеет принципиального значения.
Конечно, мы должны следить за «выборами» и воздействовать на них — это серьезный стресс для системы, но не надо это переоценивать.
Власть жуликов не может быть сменена на выборах, организованных жуликами…
Что это означает?
Это означает, что в любой момент времени группа из трех тысяч патриотично настроенных жителей Кировской области может войти в помещения Заксобрания и повышибать оттуда ПжиВ («ЕР» иными словами. — Прим. авт.) пинками в буквальном смысле…
Потому что правда и полное моральное превосходство будет на стороне патриотически настроенных жителей.
И никакой ОМОН не поможет…
И даже сами ЕРовцы, получая свои пинки, будут думать: «Ой, больно! Но вообще-то есть за что…»
Вот в этот-то момент и произойдет легитимная смена власти».
Если это не считать призывом к свержению действующей власти (прийти в парламент, пусть и местный, и пинками повышибать — применить физическое насилие то есть), то что тогда таковым считать?
И что будет дальше, если желающие сменить власть легитимно а-ля Навальный сами получат по шее? А в развитие? Египетский сценарий? Ливийский? Или еще какой? Согласитесь, даже если считать Россию Верхней Вольтой с ядерными ракетами, это совсем иная ситуация, чем на площади Тахрир. И совсем иные последствия.
Очень господин Навальный похож в этом аспекте на другого персонажа русской истории, который уже стал олицетворением провокаторства, — небезызвестного попа Гапона, сыгравшего свою роль (может, и неосознанно) в Кровавом воскресенье 1905 года. При этом, что характерно, никто ничего предъявить господину Навальному не сможет. Ведь не призывал, а как бы сомневался и оценивал.
Вопрос о вседозволенности в Интернете с учетом этого аспекта принимает совершенно иное значение. Не правда ли?
А КАК У НИХ?
Интернет-свободу пытаются ограничить и в развитых демократиях
В последнее время власти стали кое-что предпринимать. Роскомнадзор — ведомство, призванное следить за соблюдением законности в Интернете, — объявил конкурс на разработку программного обеспечения, которое будет отслеживать экстремизм в Сети. Подобные роботы есть у Яндекса или у Мейл.ру, но уже имеющиеся многочисленные примеры провокаторства показывают, что их эффективность явно недостаточна.
А может, пойти по несколько иному пути — ввести даже не фильтр, а правила для тех, кто готов становиться трибуном, кого-то куда-то призывать и так далее. Не чтобы остановить человека, а чтобы он знал, что, призывая убить кого-то, он выступает не как некий аноним, а от своего реального имени.
Парфентьев: «В любой стране существует законодательство. Без разницы, является оно специальным законодательством об Интернете или оно является общегражданским законодательством, законодательством о связи, законодательством об обороте информации, которое позволяет эффективно определять необходимые понятия в части информационных и коммуникационных технологий. И соответственно описывать и регулировать на основе этих описаний те процессы, которые в этих сетях происходят».
Подождите с криками о зажимании свободы слова, о наступлении тоталитаризма и прочими аргументами из этой серии. Давайте посмотрим, что в этой сфере делается на столь любимом и демократическом Западе и за океаном.
В США, которые сейчас несут демократию в очередное арабское государство, в сенат внесена поправка, которая предусматривает обязательную регистрацию блогеров, чья аудитория насчитывает свыше 500 человек. Такая же регистрация предусмотрена и для блогеров — организаторов разного рода общественных акций. Их собираются обязать предоставлять ежеквартальные отчеты в конгресс о своей деятельности, точно так же, как это делают в настоящее время все лоббисты. Кстати говоря, в ходе шпионского скандала прошлым летом, когда все узнали про Анну Чапман, наших нелегалов обвинили как раз в том, что они не зарегистрировались как агенты-лоббисты. А отказ блогеров от регистрации и отчетности предусматривает уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения в реале.
Не менее жесткие новации грозят и законодательству Италии в этой сфере. Кабинет министров уже одобрил поправки, согласно которым блогеров заставят регистрироваться в общенациональной базе СМИ. Поправками утверждается положение о том, что непрофессиональные, некоммерческие блоги и сайты относятся к разряду СМИ, подлежат обязательной регистрации и на них распространяется такая же ответственность, как и на официальные издания.
Ужесточение ответственности за экстремизм в Интернете готовят и во Франции, где конституционный совет республики одобрил новый закон, предусматривающий тюремное заключение на срок до 5 лет и штраф до 75 тысяч евро за запись на улице и выкладывание в блоге роликов насильственных действий.
У нас обсмеяли предложение Центризбиркома, который озаботился предвыборной агитацией в блогах в день тишины, а в той же Франции национальная комиссия по контролю за избирательной кампанией предостерегла блогеров от выкладывания информации о предварительных итогах выборов до закрытия избирательных участков и пригрозила привлечь их к ответственности.
Я уже не говорю об Индии, где после событий в Мумбае принудительно закрыли несколько сотен блогов за экстремизм. Или о Китае, вынудившем даже Гугл и Яхо играть по китайским правилам. И ничего — играют.
И, наконец, последние данные из Великобритании — этого столпа демократии. В начале этой весны The Telegraph сообщила, что полиция намерена отслеживать интернет-хулиганов и предупреждать их об ответственности.
— Пользователи социальных сетей в любом возрасте часто не задумываются о том, что они пишут в соцсетях, — прокомментировал инициативу полицейский Дейв Томас. — С помощью рассылки уведомлений от полиции мы будем предупреждать, что им могут быть предъявлены обвинения. Пилотный проект с участием волонтеров-добровольцев уже реализуется в графстве Беркшир. Если идея окажется успешной, ее внедрят и на всей территории Великобритании.
Мы, конечно, не графья, но не пора ли задуматься? Ведь альтернатива может быть еще хуже.
Серго: «Я не исключаю достаточно пессимистичный прогноз, который высказывал года полтора назад. Наша страна при активной поддержке нашего правительства подняла самостоятельную доменную зону РФ. Это фактически своего рода островок, отрезанный от Интернета. И сейчас идет активное государственное участие в формировании этого домена, в его наполнении. Я не исключаю, что следующим этапом мы вернемся к варианту железного занавеса в виртуале. Решат, что в общем-то весь остальной Интернет нам не нужен, у нас есть свой РФ, мы в нем нормально живем. И вот тогда в рамках своего Интернета государство может наводить свой порядок, какой оно считает нужным. И возможно, что здесь под соусом борьбы с негативным контентом мы, к сожалению, можем получить в том числе и управляемый Интернет, близкий, скажем, к китайской модели.
Перекрыть магистральные каналы связи на Запад технически в принципе возможно. Любой провайдер — это оператор связи. А любой оператор связи работает по лицензии».
А вы что думаете?
8 комментариев
Какой кошмар. Мде… мыслей много… писать много не буду. В кратце. В настоящий момент не вижу альтернативы экстримизму, если можно так назвать, хотя лучше называть желание перестать быть рабом и добиваться свободы и будущего нашим поколениям, нам нужен интернет. Нам не нужно правительство. Силовые меры с каждой минутой становятся всё нужнее и нужнее. Думаю революция в чистом виде нам врядли поможет. Я знаю и уверен что поможет на 100% =). Нам нужны дети чиновников, в подвалах, живущие на 4,5к в месяц. Пол года, это го времени хватит чтобы народные избранники задумались. Каждый еврей задумается над своим существованием в МОЕЙ стране! На РУСИ!!! Всё ближе и ближе люди к тому чтобы физически появиться в правительственных учреждениях. Еще месяц назад я не думал о том что у нас в стране могут быть изменения в лучшую сторону, я думал что у меня нет сторонников. И как же я ошибался, я сейчас это ясно понимаю. Весь русский народ обсуждает мысли и действия здесь, на других сайтах. Шайтаны, жыдки испугались. Раввины в панике. Но это ерунда =) Всё ближе и ближе день расплаты, мы спасём наших детей =)
Загнанный зверь страшнее всего…вот только не могу понять кто этот зверь…НАРОД ИЛИ система?…Скорее всего Система…а НАРОД это гармошка…
Думаю,что цензура в инете сыграет роль запала…Как и раньше на разных ресурсах будут призывать «убивать русских»…а если русский начнет возмущаться то пойдет по статье экстремизма…Система делает ВСЁ чтобы русские пошли громить и рвать на куски обертку Системы…ПОКА НАРОД ТЕРПИТ БУДЕТ ТОЛЬКО ХУЖЕ И ХУЖЕ…ГАЙКИ ЗАКРУЧИВАЮТ…А ДАВЛЕНИЕ РАСТЕТ…К чему это всё приведет?
Я думаю неизбежно…. Как и раньше… Наши предки уже выгоняли иродов с руси. У мну только одно желание, принять участие. Но я вас уверяю, революция это ни к чему! Всё просто, за власть должны ответить их дети-дегенераты
Думаю, что интернет на данный момент является не контролируемой зоной и скорее всего это так и будет всегда, потому что посудите сами как какая-то гос.организация может это сделать, теоретически возможно, а практически — нет.
Ну а что касается принятых или принимаемых законов на Западе и у нас, это вполне нормальное явление, потому что у власти есть такое свойство — желание контролировать всех и вся. (напоминает историю с взрывами в лондонском метро, когда после этого все страны начали ставить камеры наблюдения и камеры-сканеры).
Дмитрий, частная собственность она тоже вроде бы как частная. Но в нашей стране она может в любой момент оказаться в других руках. Власть, я вам скажу, для меня на сегодня видно только в Ливии. У нас не власть, у нас шакалы, они так же марионетки, только у нас с ними разница! Они пешки и боятся своего руководства, а мы свободные в душе люди, которых эти пешки боятся до ужаса!!!
только в нашей), потом приходят войска нато ··· Кто-нибудь задавался вопросом почему это нато считает себя вправе вмешиваться в процессы в суверенных странах, входить на территорию, принадлежащую чюжому народу? (народ делигирует свои властные полномочия государству, государство распоряжается землей как бы с позволения народа). Ну нагнетают они обстановку, а на что надеются? Видимо время тянут. Для чего? Думаете у медвепутов что-то есть?
Бредятина. По данным google в их компанию в 2010 году власти США обращались более 20 тыс. раз за введением цензуры, Великобретании более 10 тыс. раз. и др. страны меньше. Россия не обрашалась ни разу. Так в где есть цензура?
Обсуждать остальной бред и героев типа Навального нормальный человек не будет.