Едва прозвенели первые звонки в российских школах, как на родителей учеников свалилось множество разных новостей. Их сообщали не на торжественных линейках, а чуть позже, каждому классу отдельно. Видимо, чтобы не портить праздник – потому что новости, по большей части, родителей озаботили, а кого-то и прямо огорчили. В них – а родители начали делиться новостями этого рода в блогах и на форумах – содержится практически всё то, чего боялись учителя и родители весь прошлый учебный год. И чего, по утверждениям чиновников от образования, бояться не следовало.
Родителям
«По новым санитарным нормам, в начальной школе нельзя теперь учиться более 23 часов в неделю, — пишет в своем блоге воронежский журналист Павел Ивлев. – Причем из них три часа обязательно должна быть физкультура — опять же по новым нормам. Поскольку в начальной школе пятидневка, то получается не более четырех уроков в день. Если у старшей дочери добавленную дополнительно физкультуру поставили вместо иностранного языка, то у младшей — вместо математики (матшкола!!!)».
Теперь, при условии четырех уроков в день и пятидневки, часов на курс математики не хватает, чтобы пройти его полностью. Поэтому, рассказывает Ивлев, руководство школы решило так: пятые уроки будут, но — как факультатив. «Добровольный, как сталинский колхоз: «Хочешь вступай, хочешь — попробуй не вступи», — возмущается отец двух дочерей. — Но, поскольку это факультатив, то он что? Правильно — платный! Так что теперь мы оплачиваем каждый пятый урок сами. В нашей школе обучение платное на 20%, кто больше?».
Еще одно нововведение в той же школе Воронежа: вместо физики, химии и биологии в старших классах теперь один предмет — естествознание. «Что это такое, и кто будет его преподавать, школа в таких же непонятках, как и ученики», — пишет Павел Ивлев. В довершение всего, на общешкольном Дне знаний, пишет блогер, «было сказано, что в азбуке Кирилла и Мефодия зашифрована фраза «Иисус говорит вам думать», а мир был сотворен в пять тысяч каком-то году».
Итак, это ровно те вещи, которыми еще полгода назад пугали общественное мнение противники школьной реформы и в частности – новых образовательных стандартов. Жизненно важный для школьников предмет частично вынесен в платный факультатив; происходит реформирование сетки предметов с пока неясными последствиями для качества образования; наконец, в риторике педагогов и директоров школ появляется ощутимо клерикальная нотка.
Подобные записи в блогах после 1 сентября достаточно часты. Да и вполне официальные новостные ленты подтверждают, что «процесс пошел». «В 2011-2012 годах — новый рубеж, введение занятий по теме «Православная культура» в дошкольных образовательных учреждениях, — заявила «Интерфаксу» министр образования Московской области Лидия Антонова. – К 1 сентября подготовлен к изданию новый учебно-методический комплекс, занятия уже внедряются в 430 детских садах, которые работают с 27 тысячами детей». Кое-где подобные предметы вводятся и для школьников, а вообще школьный курс «Основы религии и светской этики» со следующего учебного года может быть введен во всех российских школах, сообщил в среду на заседании Делового клуба РИА Новости заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов.
Отдельная и больная тема – группы продленного дня, которые во многих школах страны оказались под угрозой. Дело в том, что по новым санитарным правилам и нормам (СанПиНам), утвержденным Роспотребнадзором, для функционирования «продленки» необходимо помещение для дневного сна. Кроватей, разумеется, в большинстве школ попросту нет, и директора оказываются перед выбором – закрыть «продленку» или как-то выкрутиться.
И выкручиваются. «Сегодня первые новости с школьного фронта, — пишет москвичка Ольга на форуме Babyblog. – Платные обеды 100 руб с носа, продленка при предоставлении справки из собеса (!!!) о том, что семья неполная или с работы, что работаешь допоздна. Приоритет для мамочек-одиночек. С класса на продленный день по заявлению может остаться не более 12 чел.».
Для некоторых родителей новости 1 сентября были хуже некуда – их школы так и не открылись. Так, жители двух сел — Слепцовки и Полчаниновки Татищевского района Саратовской области, — устроили настоящий бунт и пригрозили объявить голодовку против закрытия школ в этих населенных пунктах. Детей собираются возить на автобусах в учреждения, расположенные в близлежащих селах, пишет издание «Версия – Саратов».
Уполномоченный по правам ребенка в области Юлия Ерофеева в связи со сложившейся ситуацией посетила вчера эти села. По ее словам, школы, в которые собираются перевести детей, немногим лучше закрываемых. В здании той, что в селе Большая Ивановка, куда хотят перевести детей из Полчаниновки, течет крыша, на стенах растет плесень, а в некоторых помещениях даже нет пола. Родители же школьников в Слепцовке успели за лето организовать ремонт за собственные деньги, чтобы помещения отвечали нововведениям санитарных и пожарных норм.
Непросто обстоит дело и с перевозкой детей. Остановка, с которой автобус будет забирать их в школу, расположена в самом конце села. «У нас тут рядом федеральная трасса. Несколько дней назад машина десяток овец сбила и не заметила. Если уж в стоящий школьный автобус КамАЗ врезался, что тут говорить», — комментируют жители. Проблема перевода детей из Слепцовки в Македоновку также связана с транспортировкой. По словам местных жителей, на данный момент нет даже оборудованной остановки. «Нам привезли груду щебня, сгрузили его и уехали», — объясняют они. Кроме того, дорога, ведущая к селу, идет под большим уклоном, что также нельзя назвать безопасным. «Зимой трактор-то по ней с трудом едет, что говорить об автобусе», — продолжают они.
Саратовская область – не единственная, где школы продолжают массово закрываться. Например, в Курской области количество школьных автобусов в связи с закрытием малочисленных сельских школ увеличится примерно на треть, со 114 до 166, сообщил РИА Новости в среду председатель областного комитета образования и науки Александр Худин. Есть похожие проблемы даже в Москве: на данный момент так и не открыта после каникул православная школа «Скоропослушница» при храме Св.Николая Мирликийских в Бирюлёво. В ней учились около 50 детей. Похожая ситуация создалась и в некоторых других специальных школах – например, для детей с ограниченными возможностями.
Наконец, крайне усложнились условия самостоятельного (семейного) обучения, то есть экстерната. Эта форма обучения была спасением для родителей все тех же детей-инвалидов, а также для общин, не приветствующих некоторые аспекты официального образования. «Аттестация будет по триместрам, ибо школа учится так, и им надо выставлять за эти триместры оценки моему сыну, -рассказывает блогер, практикующая семейное обучение. – Во-вторых, всего получилось 18 аттестаций. Математика, Окр.мир, Русский, Лит-ра, Англ.яз, ИЗО-по три раза, то есть раз в триместр каждый предмет. В-третьих, мне объявили что физ-ра с 1-го сентября обязательный предмет во всех школах, а за триместры и обязательно за год должны быть выставлены оценки за такие предметы как Физ-ра, Музыка и Изо. До кучи сказали пройти медосмотр, написать отказ от прививок и посетить тубдиспансер. А то мы всех заразим, сидя дома, наверное…».
Кстати, учебник по физкультуре уже появился, по крайней мере, в Свердловской области. А там, где его нет, теперь появляется и новый формат физкультуры – «в виде беседы». Именно так будут проводить первые физкульт-недели ученики столичной школы №1210. И причиной этому не стремление повысить теоретическую подкованность детей в вопросах спорта. Дело в том, что в школе, как и в огромном количестве других учебных заведений, до сих пор не завершен ремонт: как всегда, немного запоздало финансирование. Школьники по утрам пробираются через холлы, где мастера лихорадочно красят и штукатурят. Это не только «рай» для аллергиков и астматиков, но и нарушение важнейших правил техники безопасности. В результате коллективы школ попросту «ходят под статьей», разрешая ходить в неподготовленную к учебному году школу – у них просто нет другого выбора.
Часть школ в России перешла на новый тип питания – теперь уже почти везде обеды будут не готовить в школе, а поставлять в готовом виде, как для авиарейсов. Оставляя в стороне вопрос качества (на рейсах отечественных авиакомпаний иногда попадается откровенно несвежая еда), в школах недоумевают, где хранить и подогревать эти обеды. Инфраструктуры под новый тип школьного питания пока не создано.
Учителям
Неясна ситуация и с оплатой труда. Пока что заработки учителей и близко не соответствуют тем «средним» цифрам, которые озвучивает начальство. По-прежнему на одну ставку невозможно прожить, а несколько ставок можно обслуживать не иначе как с ущербом для своего здоровья или для качества преподавания.
«Огромное количество вопросов, на которые нет ответа!!! В такой ситуации вообще не понятно, как начинать учебный год! А когда же бедным учителям готовиться к встрече с учениками, когда тут вообще всем не до учебы?», — писал один из блогеров в последние дни августа.
— Бардак, который воцаряется в школах с 1 сентября примерно на месяц, стал уже привычным, — философски замечает Галина Н., завуч одной из школ СВАО города Москвы. Действительно, так или иначе реорганизации и другого рода неразбериха случаются практически каждый год – такая уж сфера образование, что реформа в ней стала уже практически вечной.
Настораживает, однако, другое: как бы ни успокаивали население высокие чиновники Минобра, уже первые дни сентября показывают: вещи, которых боятся обыватели, все-таки происходят. Виной тому не злонамеренные тайные приказы министерства, а самая обычная «невидимая рука», только не рыночная, а административная. Единственное, что успевают делать в нынешней нервозной обстановке большинство директоров школ – это бороться за выживание учебного заведения. Оставив «до лучших времен» в покое вопросы качества и бесплатности образования.
9 комментариев
«…вместо физики, химии и биологии в старших классах теперь один предмет — естествознание…»
Я считаю что это всё действительно нужно как-то объединить — слишком много в каждом предмете ссылаются на два других: биология у нас почти всегда ссылается на химию, а химия и физика друг без друга жить не могут.
«…а мир был сотворен в пять тысяч каком-то году…»
Небыл он сотворёт в «пять тысяч каком-то году». «Сотворение Мира в Звёздном Храме» — это что-то вроде термина, используемого древними славянами для обозначения победы в воёне над очень сильным врагом (тогда это была Великая Империя Дракона). Похоже автор немного не понимает, о чём говорит…
«…Иисус говорит вам думать…»
Согласен — это бред, Иисуса никогда не было — он был выдуман церковью. А если кто и был с таким именем, врят ли н был хотя бы проповедником, а о сыне бога вообще молчать можно.
«…введение занятий по теме “Православная культура” в дошкольных образовательных учреждениях…»
А почему бы и нет? Я очень жалею, что сам это не изучал лет 12 назад, когда в детский сад ходил.
Со статьёй согласен лишь частично:
Разговоры о санитарии — согласен
Бредовость введения готовых обедов — согласен (в моей школе отлично кормят и за 40 лет её существования ни одного отравления не было, хотя может это из-за того, что я на Украине живу =) )
Бредовость введения новых предметов — не согласен: только не в ущерб точным наукам, родному языку и физ-ре (я бы ещё добавил самооборону как минимум…)
Группы продлёного дня — зачем днём в школе спать? В нашей школе всё просто: после седьмого урока у продлёнки обед, после около 2х часов прогулка и уходим в школу, там в кабинете спокойно сидим и делаем уроки, потом в 16-18 часов нас забирали родители (некоторых раньше) и все спокойно живут себе.
Закрытие школ — недопустимо, комментировать не буду, и так всё ясно.
Экстернат — не скажу точно, так как никогда об этом не задумывался и особо много не знаю.
Оплата труда учителям — конечно нужно повысить им зарплату! «Учитель» должен стать высоковостребованной и высокооплачиваемой работой!
И в довершение: в статье много лишних слов и мне кажется (это моё личное мнение), что автор немного противоречит сам себе.
Альтернативные школьные программы рано или поздно будут создавать в интернете. При желании там можно будет получать знания, достойные российских ребят, а не программу африканизации и дебилизации всей страны. Проблема учебников и «нужных» (кому?…) знаний отпадет и знания могут стать настоящими. В школах детей все равно в покое не оставят!
Денис, зомби псевдо вед, и параноик, факт. Если его заинтересует почему у меня сложилось такое мнение, не поленюсь отписать разъясняющий комент, но скорее не для его, умственно не полноценным, невозможно что-то разъяснить, или доказать, скорее для тех, у кого его речитатив вызвал положительные эмоции и побудил поставить плюсы.
Денис — школота. Физика+Химия+Биология=Естествознание, Бред. Может еще Природоведение?))
Вайс — не переходи на личности с перечислением медицинских терминов. Если несогласен напиши просто что несогласен и почему, здесь свободное место для общения, а не для оскорблений.
Уклу — тоже самое.
Или вы потроллить заглянули?
Какой там троллинг, этот парень все за себя сделал сам) Честно говоря даже не знаю с какой стороны подойти к спору по вопросу этого «естествознания».. мне кажется это очевидным. Любой человек, имеющий хотя бы 11 классов среднего образования должен понимать, что, несмотря на несколько смежных областей знаний (в которых в настоящее время и делается большинство научных открытий), курс школьной программы не зря предполагает изучение данных дисциплин в отдельности, это позволяет глубже понимать разные стороны функционирования природы. Если же копнуть более углубленно любой из этих предметов, то мы естественно натолкнемся на другие дисциплины, все в мире взаимосвязано и словами одной отрасли науки невозможно описать все процессы. Но чтобы заниматься таким образом, нужна основательная подкованность в отдельных отраслях, очевидно, что дети такого не потянут, да и не нужно в массовой школе этого. С равным успехом можно просто ввести единый курс типа «Философия и устройство мира» и толкать в нем все, начиная от действий с дробями и заканчивая изучением тычинок и пестиков. Это приведет только к хаосу в голове, непониманию простейших природных процессов, отсутствию аналитического мышления. Мое глубочайшее убеждение, что школа должна научить человека прежде всего думать и дать минимальный базис для углубленного изучения той же самой физики или биологии в будущем. Ну а по поводу 5000 лет вообще считаю слова излишними) Дополнительно хотел бы добавить по содержанию статьи. Было бы любопытно почитать про конкурентоспособность нашего школьного образования по сравнению, к примеру с США, Китаем, Японией и Великобританией, в том числе и со статистическими данными.
Ну что, любящие родители, взяли-бы и организовали день знаний и пригласили телевидение, обязали бы руководство учить ваших детей по старым программам. Где ваша любовь к детям!? Будут десять лет штаны протирать и ничему не научатся, а вы будете их тянуть из последних сил. В результате упущено время и знаний не наработано. Что есть школа, что нет… Долго терпеть-то будете издевательство над собой и детьми? Где хоть один возмущённый крик? Ау..у..у….
Не возмущённые крики помогут,а методичный труд.Если не знать,что происходит,куда смотреть,результатов этой работы не видно.В ящике вы их не увидите.Вы ювенальный проект «Детство 2030″знаете?Где он сейчас?Многие и не узнают,что он был.А ведь огромная работа была проведена «Народным собором»,всеросийским родительским собранием и многими другими организациями и людьми по информированию людей по Ювенальной Юстиции и конкретным противодействиям,например с 22 минуты смотрите по теме:
http://www.youtube.com/watch?v=zQXUFFapBkc
На простом уровне можно повлиять так:http://detirf.org/news/201/
В пятой строчке писмо против реформ образования.Можете сами написать,своими словами,хоть в электронном виде,хоть закаазным письмом президенту,премьеру,в думу,в общественную палату и т. д.Только не надо,что мол не влияет всё это.Каждый «штык» на счету.Получается,что пока большинство спит и само не париться,типа:от меня ничего не зависит,написал ну и чё?,единицам приходиться отдуваться за всех!
Вах, минусов наставили. Добромир, я вообще-то по этому поводу, конструктивно отписался в диалоге о социальной реформе. А всем, кто поддерживает этот процесс, успехов в дибилизации населения. Гы-гы, гы. Мудачьё. И как тут Добрамир без оскорблений обойтись? Добромир, если к тебе с заду хачик пристроится, тоже свою толерантность выказывать будешь, или ебыч разобьешь?