За красивым фасадом одного из самых богатых регионов России — бедность, злость и отчаяние
«Нефтяная житница» страны — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, дающий десятую часть налоговых поступлений в федеральный бюджет, скатывается в пропасть. В регионе, где владельцы нефтегазодобывающих предприятий зарабатывают миллиарды, население стремительно нищает. По сей день десятки тысяч людей живут в так называемых «балках» — микрорайонах, жилищный фонд которых состоит преимущественно из цистерн-бочек, вагончиков, геологических бытовок и деревянных хибар. В округе таких более 10 000. Жители региона, добывающего нефти и газа на триллионы рублей, топят дома дровами и мирятся с отсутствием воды.
Новосибирский журналист Александр Бурмистров побывал в ХМАО и, по его словам, пришёл в ужас, увидев, что там происходит: «Разбитые дороги, социальная сфера в полном упадке, северные зарплаты — миф, цены на продукты, напротив, самые что ни на есть «северные». И так живут люди, приносящие миллионы долларов прибыли». ХМАО расположен в серединной части России, занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Административный центр — Ханты-Мансийск. Проживают в округе более полутора миллионов человек. Самые крупные предприятия: ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», ТПП «Когалымнефтегаз», ТПП «Урайнефтегаз», ОАО «Сургутнефтегаз».
— Округ стал крайне непривлекательным. Очень дорогие коммунальные услуги: двухкомнатная квартира в месяц обходится в 5600 рублей. Рядом с роскошными зданиями, построенными на «нефтяные» деньги – трущобы, люди ходят в рванье, — рассказывает руководитель Региональной правозащитной общественной организации «Закон есть закон» Александр Лобов.- В Нефтеюганске, где я живу, очередь в детские сады состоит из 6500 человек, при населении в 119 000… Руководители предприятий нанимают вахтовиков из самых бедных регионов, они работают здесь за символические деньги.
— Работодатели экономят на всем, поэтому заинтересованы в привлечении рабочей силы со стороны. Они привозят работников из других регионов, которые живут в вагончиках и едят «доширак», — говорит председатель Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Виктор Заболтский — Мы выезжали на места, убеждали руководителей в том, что необходимо принимать на работу тех, кто живёт рядом.
Но что стоят увещевания, когда на кону – сотни миллионов долларов?
К слову, недавно руководители нефтегазовых предприятий обратились к руководству округа с просьбой о предоставлении налоговых льгот. Мол, добыча этих ископаемых очень затратна. Виктор Заболотский говорит, что при обсуждении их просьбы Общественная палата, будет требовать, чтобы они принимали на работу местных жителей.
Хорошо бы…
Газовики и нефтяники из здешних, вкалывающие на крупнейших заводах, получают по российским меркам неплохо – 40 000 – 44 000 рублей в месяц, почти по-московски. Но условия, в которых люди живут и работают, сильно отличаются от столичных. Это Север. И цены здесь зачастую выше, чем в Москве. Килограмм яблок, например, по данным Росстата, стоил в июле 80-90 рублей, винограда — 150-170, бананов — около 65. Гречку в посёлке Приобье продавали за 138 рублей. В Когалыме десяток яиц обходился в 54 целковых, литр молока — в 58. Покупательная способность населения резко упала.
Проблемы и в «социалке».
— В построенных жилых домах большая часть квартир предназначена для продажи. Банки по разным ипотечным программам предоставляли кредиты молодым семьям на покупку жилья. Но у многих снизилась зарплата, некоторые вообще потеряли работу и оказались неспособны выплачивать кредиты. Находятся в полном отчаянии, — продолжает Александр Лобов — За несколько последних лет открыт всего один детский сад на 300 мест. Принята программа «Новая школа Югры». Она, как всегда, поражает «своим громадьем». Предполагается за три года построить 107 детских садов на 24 000 мест. Стоимость программы – около 25,6 млрд рублей. Но осуществится ли это – неведомо.
В прошлом году резко снизились прямые иностранные инвестиции в Югру. И ранее приток капиталов из-за рубежа в наш округ был невысок. Объясняется это закрытостью отрасли и стремлением развиваться за счёт собственных средств. А экономика региона продолжает стагнировать из-за недостатка инвестиций. Такое положение наблюдается не во всей стране. Инвесторы предпочитают вкладывать капиталы в регионы с более привлекательным деловым климатом.
«СП»: — Говорят, что градус социального напряжения у вас дошел до критической точки…
— Это точно. Люди измотаны до предела, они не видят перспективы. Не исключено, что в конце года выйдут на улицы. В то время как средняя зарплата составляют около 44 000 рублей, чиновники, работающие в правительстве ХМАО, по данным Росстата, получают более 90 000 рублей ежемесячно. Их зарплата соизмерима, а в некоторых случаях, даже превышает заработки в федеральных структурах Москвы. Так, в администрации президента и правительстве России – среднемесячные зарплаты составляют 88 тысяч и 84 тысячи рублей соответственно. Ну, а в Уральском федеральном округе правительственные чиновники Югры уверенно занимают первую строчку среди своих коллег.
Получается парадокс: регион живет все хуже, а люди, наделенные властью и вроде бы отвечающие за развитие, сидят на отличных зарплатах.
Непомерный рост цен на продукты вынуждена признать даже губернатор округа Наталья Комарова. С начала этого года стоимость гречневой крупы выросла на 50%, пшено подорожало на 40%, выше стали цены на капусту (34 руб за кило), репчатый лук (33 руб), колбасу (320 руб). На заседании комиссии по мониторингу цен губернатор посетовала: «Кроме рыночных причин, в росте цен есть и спекулятивная составляющая».
Но как тогда объяснить, что растет и оплата за услуги ЖКХ, транспорт, связь, газоснабжение, электроснабжение? Кто здесь накручивает тарифы? Тоже спекулянты? Тогда почему власть не сдерживает их аппетиты? Вот, согласно официальным данным, услуги дошкольных учреждений за год подорожали в среднем на 10%. Что, совсем не было возможности этот рост ограничить?
Доктор политических наук, заведующий лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ Андрей Ахременко говорит, что за последний год уровень ХМАО скатился с 5-й позиции на 19-ю: «Природные богатства и качество жизни в России — не синонимы. В «хвосте» рейтинга оказались и обеспеченные промышленные регионы, и регионы, богатые ресурсами. В их числе – ХМАО.
Во время исследования мы использовали данные, представленные Росстатом. Выяснили, что доход жителей округа снизился, рабочих мест не хватает, а количество преступных деяний растёт».
«СП»: — Связано ли снижение зарплат и потеря работы с увеличением числа преступлений?
— В регионах, где уровень жизни снижается – повышается количество преступных проявлений.
«СП»: — Могут ли возникнуть на этой почве протесты?
— Настроения жителей мы не изучали, поэтому не возьму на себя смелость делать предположения по этому поводу. Могу сказать, что в промышленно развитых регионах заметен процесс социального расслоения.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев утверждает, что экономический уровень ХМАО начал снижаться ещё несколько лет назад: «Некоторые экономически состоятельные губернаторы не находят общего языка с населением. Наталья Комарова, которая заняла пост главы округа чуть более года назад — чужой человек для жителей. В этом регионе самобытный уклад жизни, определённые традиции, сложившиеся у местной элиты. Во время правления губернатора Филиппенко регион развивался довольно хорошо, но были допущены ошибки, вследствие которых снизились доходы округа, не были реализованы крупные проекты. На мой взгляд, прямой взаимосвязи между снижением уровня жизни населения и приходом нового губернатора, нет. Но действия Натальи Комаровой неудачны».
«Миллиардеры плюют на людей!»
— «Лицо» нашего города выглядит по-европейски, а всё остальное так, что если бы это увидели европейцы – умерли бы от ужаса! Многие живут в избах с земляными полами. Вы представить не можете, что такое неотапливаемые полы в югорскую стужу до минус 45 градусов! А «удобства» – на улице! И это в столице региона, где добывается больше половины всей нефти, извлекаемой из российских недр, — рассказывает жительница Ханты-Мансийска Ирина Лебедева. — Многие россияне считают, что жители ХМАО купаются в бьющих из-под земли нефтедолларах! Да мы здесь еле концы с концами сводим! Чиновники перемещаются с одного торжественного мероприятия на другое. Непрекращающийся праздник! Пир во время чумы!
— Гостям города показывают концертный зал «Югра-Классик» и величественное здание речного порта, а даже в центральной части города у людей нет ни воды, ни газа! Во многих сёлах ХМАО отсутствует электроэнергия! – возмущается преподаватель математики Анна Сергеева. — В нашем округе добывают 180 тонн нефти в год на душу населения, больше, чем в богатых Объединенных Арабских Эмиратах. Но там каждый родившийся ребёнок получает от государства хорошее пособие, а на совершеннолетие – автомобиль. Мы же с трудом находим деньги, чтобы просто прокормить детей.
— Работодатели не доплачивают заработную плату за совмещение профессий, укрывают переработки, производственные травмы и заболевания. Работа без справедливой оплаты — это рабство. За применение рабского труда работодатель должен привлекаться к уголовной ответственности, — требует житель Ханты-Мансийска Роман Мелихов. — Генеральные директора официально демонстрируют доход в 60—100 миллионов рублей в год. А рабочих обрекают на нищенскую старость. Количество российских миллиардеров растёт на глазах всего мира! Откуда деньги?
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в 2010 году на одного жителя округа приходилось 18,2 квадратных метра жилой площади (в целом по стране – 21 квадратный метр). Увеличивается ветхий и аварийный жилищный фонд: в конце 2009 года он составлял 1 924 900 квадратных метров, а в конце 2010 года — 2 026 300 квадратных метров.
Корреспондент «СП» решил узнать в правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отчего в нефтегазодбывающем регионе люди живут в избах с земляными полами и на пороге бедности. Однако представители власти отказались разговаривать на эту тему.
Совершенно очевидно, что реальных масштабов проблемы местное правительство ещё не осознало. И, похоже, не желает осознавать. Действительно, трудно настроить мозги, если заработная плата югорского чиновника более чем в два раза превышает среднюю зарплату простого югорчанина. Они живут другими мерками.
3 комментария
что то не верится!(я о земляных полах)
Не по тетме. Второй день, как захожу на сайт, антивирус сигналит, блокирует какой-то адрес. Это только у меня?
Это у всех антивирус кипит. Тут какой то баннер блокируется