Для многих из тех, кто грабит Россию, жить по законам «правового общества» оказывается выгодно и безопасно. Это нетрудно обеспечить, когда все законы они сами и принимают. Об этом власти и подконтрольные им средства массовой информации предпочитают помалкивать. Молчат потому, что законы эти принимаются в Государственной думе фактически за одно чтение, без обсуждения, без приложения к ним обязательных документов: пояснительной записки и финансово-экономического обоснования.
ТЕХНОЛОГИЯ здесь простая и наглая. Правительство вносит в Госдуму явно полезные и нужные законопроекты. Они принимаются в первом чтении. А затем, во втором чтении, в них без всякого треска и шума появляются такие поправки депутатов от «Единой России», которые полностью извращают эти законопроекты, превращая их в противоположные по смыслу. Причём поправки эти даже не оглашаются.
Так, с наступлением кризиса осенью 2008 года у наиболее богатых россиян — владельцев ценных бумаг — появились убытки, что, с их точки зрения, совершенно недопустимо. Поэтому они решили переложить эти убытки на рядовых граждан путём прекращения уплаты налогов в региональные бюджеты. Для этого нужно было внести существенные изменения в главу 23 Налогового кодекса, что и было проделано с помощью указанной технологии.
На прямое внесение в Госдуму законов о таком изменении кодекса правительство, понятно, не решилось. Существенное падение доходов региональных бюджетов могло вызвать резкую критику со стороны оппозиции и в СМИ. Поэтому в марте 2009 года кабинет передал в Думу законопроект о внесении изменений в главы 21 и 25 Налогового кодекса.
В пояснительной записке эти изменения объяснялись созданием в России финансового центра. В экономическом обосновании проекта бюджетные расходы не предусматривались. О потерях бюджетных доходов также ничего не говорилось.
Законопроект без обсуждения был принят в первом чтении. Затем ко второму чтению депутаты от ЕР внесли в проект поправки, в основном касающиеся не 21-й и 25-й, а 23-й главы Налогового кодекса. Они предусматривали огромные вычеты из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в случае «убытков» при продаже ценных бумаг за прошлые 10 лет.
Фактически законопроект стал другим, что потребовало даже изменения его названия. Однако проект не вернули для рассмотрения в первом чтении. Для этого нужны были новая пояснительная записка и финансовое обоснование, в которых должны быть указаны потери доходов региональных бюджетов. Закон просто без обсуждения приняли во втором и третьем чтениях.
Такой же способ подмены законопроекта был осуществлён и в 2010 году. Правительство передало в Думу проект закона о внесении изменений в статью 258 Налогового кодекса (дополнительный абзац по срокам амортизации нематериальных активов).
Проект вновь без обсуждения был принят в первом чтении. Ко второму чтению в главу 23 кодекса были внесены изменения, предусматривающие налоговые вычеты в течение будущих 10 лет по «убыткам» от продажи ценных бумаг за прошлые 10 лет — без каких-либо ограничений по суммам. Кроме того, доходы от продажи ценных бумаг, находившихся в собственности более пяти лет, по этим поправкам освобождались от любых налогов.
Законопроект уже с новым названием был также принят без обсуждения во втором и третьем чтениях с прежними пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием. Иными словами, без указания потерь доходов региональных бюджетов из-за снижения НДФЛ и налога на прибыль организаций.
Таким вот подлым способом были протащены законы № 281-ФЗ и № 395-ФЗ. В них предусмотрены такие налоговые вычеты, которые практически избавляют самых богатых россиян от уплаты налогов вообще. Для относительно небогатых граждан ничего подобного не предусмотрено. Так, при продаже недвижимости или автомобиля налоговые вычеты ограничены суммами в 1 миллион и 250 тысяч рублей соответственно и только в текущем году. При этом никаких вычетов по убыткам при их продаже в Налоговом кодексе не предусмотрено.
По формам статистической налоговой отчетности 5-НДФЛ и 1-ДДК Федеральной налоговой службы за 2009 год 276 тысяч самых богатых плательщиков НДФЛ получили не менее 15 триллионов рублей от продажи ценных бумаг — как первичных (акций и долей в капитале), так и производных финансовых инструментов. В среднем получается по 54,3 миллиона рублей на каждого.
Из них по форме 5-НДФЛ, составленной на основе данных, представляемых предприятиями, чистый доход «верхних» 245 тысяч налогоплательщиков составил 10,9 триллиона рублей. По форме 1-ДДК на основе деклараций, представляемых самими гражданами, доход 31 тысячи наиболее состоятельных налогоплательщиков составил 4,1 триллиона рублей.
Отметим, что в 2009 году по форме 1-ДДК около тысячи человек имели годовой доход от 500 миллионов до 10 миллиардов рублей, а 29 человек — более 10 миллиардов.
На 4,8 миллиона налогоплательщиков, отчитавшихся за 2009 год по форме 1-ДДК, с общим доходом в 8,1 триллиона рублей был начислен НДФЛ в размере 135,5 миллиарда рублей. Это около 1,7% от их дохода. Налоговые вычеты составили около 7 триллионов рублей. Если же взять следующую за самыми богатыми группу налогоплательщиков из 401 тысячи человек с суммарным доходом около 1,5 триллиона рублей, то им НДФЛ был начислен в размере 13,2 миллиарда рублей, или 0,9% от их дохода.
Суммарные доходы налогоплательщиков, за которых отчитываются предприятия (форма 5-НДФЛ), за 2009 год достигли 23,4 триллиона рублей, в том числе 10,6 триллиона составил фонд заработной платы. На зарплату было начислено около 1 триллиона 250 миллиардов рублей НДФЛ, а на остальные доходы (12,8 триллиона рублей) — лишь 290 миллиардов. Таким образом, у этой части богачей, показавших «убытки» при продаже ценных бумаг в размере 10,9 триллиона рублей, НДФЛ составил 2,2% от их доходов.
Необходимо отметить, что «убытки» от продажи ценных бумаг лукавые. Инвестор в прошлые годы мог продать «мусорные» акции и купить, например, дорогие «голубые фишки». То есть реально инвестор стал гораздо богаче. А когда он получит доход от продажи «голубых фишек», то ему ещё и не надо платить НДФЛ благодаря налоговым вычетам за прошлые «убытки» от продажи «мусорных» акций.
В 2009 году налоговые вычеты при продаже ценных бумаг составили почти 48% от доходов всех плательщиков НДФЛ (31,5 триллиона рублей). Подчеркнём, что речь здесь идёт лишь о легальных доходах. Только по НДФЛ в 2008—2009 годах эти вычеты составили 25 триллионов рублей. В результате региональные бюджеты потеряли более 3 триллионов.
Иными словами, доходы региональных бюджетов от НДФЛ, если бы не указанные выше законы, были бы почти в два раза выше. Но тогда вскрылось бы и другое. Доля Москвы в суммарном НДФЛ России увеличилась бы с нынешних 25% до 50—60%. Таков закономерный результат построенного в России «неофеодализма XXI века», при котором власть и деньги концентрируются в столице.
НДФЛ и налог на прибыль составляют основу региональных бюджетов. Из-за нехватки средств регионы не могут заметно повысить зарплату бюджетникам, увеличить пособия на детей и пенсии, довести до необходимого уровня расходы на строительство социального жилья и т.д. Поэтому именно населению пришлось покрывать убытки от кризиса наших богачей.
Принятие законов № 281-ФЗ и № 395-ФЗ является иллюстрацией возможностей «властной» коррупции в форме «захвата государства». Этот международный термин означает принятие чиновниками таких законов и правил, которые позволяют им извлекать выгоды для себя и своих близких.
После ратификации в 2006 году Конвенции ООН против коррупции Россия обязалась создать правовую базу для обязательной публикации сведений о доходах и расходах чиновников и выборных лиц вместе с членами их семей, а также об уголовном наказании, включающем конфискацию незаконно нажитого имущества.
Однако в законе 2008 года «О противодействии коррупции» этого не было сделано. Напротив, по указу президента от 18 мая 2009 года № 559 сведения о доходах и имуществе федеральных служащих, включая депутатов Госдумы, считаются государственной тайной, если они сами не дали разрешение на публикацию этих сведений. А члены их семей сначала превратились в «иждивенцев», а затем и вовсе в несовершеннолетних детей.
«Захват государства» гораздо опаснее других видов «властной» коррупции (вымогательство взяток, пристраивание на тёплые местечки родни и т.д.), к которым у нас стараются свести представление о коррупции в целом. Ярчайший пример — наша налоговая система, позволяющая самым богатым практически не платить налоги.
Источник
1 комментарий
У меня всегда меняется в худшую сторону мнение о человеке, когда он на американский манер заявляет: «У нас демократия!!!».
У нас была «плутократия», а последние лет 10 — практически «конституционная монархия». Вот только «монарху» на «подданых» глубоко на$рать…