Божена Филатова (в девичестве – Божена Куровская) – жрица Родового Огнища Родной Православной Веры, духовный учитель, мастер вышивки и писанкарства, преподаватель Академии «Родосвет», проректор с учебно-методичной работы духовной академии «ПРАВь». Родилась и выросла на Подолье Украины в роду волхвов-радетелей, хранителей Славянской Ведической Традиции. Имеет два высших образования светское – филология и управление учебным заведением, а также духовное – ведический богослов. С детства по роду обучалась премудростям Родосвета, Живы и Родолада, ей были открыты тайны родовой магии славян, проявленные в вышивке и рукоделии. Сегодня с благословения Верховных Волхвов – Владимира и Лады Куровских – передает основы этих знаний людям. Благодаря этой мудрости каждая женщина может сотворить здоровье, счастье, радость, любовь и согласие в своей семье.
— Матушка Божена, в старину женщины постоянно вышивали, расскажите, почему так важно было носить именно вышитую одежду, иметь вышитые рушники?
— В старину вышивали преимущественно девушки, потому что они не имели права ничего делать в поле. Дело в том, что землю наши предки считали проявлением женской энергии – рожавшей женщины. Считалось, что, если семена посеет девушка, они не прорастут, потому что у нее не открыты детородные пути, она была еще нерожавшей. В славянских семьях женские обязанности распределялись так: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внучками, а мамы работали в поле, хозяйничали по дому.
Девушка, которая готовилась к свадьбе, должна была вышить около пятидесяти свадебных рушников, рушники на праздники, рубашки и другую одежду. И когда она выходила замуж, у нее уже была подготовлена одежда, ей не нужно было тратить потом время и энергию на ее выполнение. Ведь с этого момента она должна была заботиться о своем муже. Те рубашки, которые она вышивала, передавались детям, внукам. Ведь тогда и ткань делали вручную, и вышивали родовые символы. Энергия, которой была наполнена такая одежда, передавалась последующим поколениям. Такая рубашка становилась оберегом для человека.
Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость и понимание родовых символом. Для чего нужно терпение девочке? Терпение, в первую очередь, нужно для раскрытия в себе женственности, узнать и принять половину, во вторых, быть готовой к вынашиванию и рождению детей. Сейчас у нашей молодежи терпения нет. Пары часто разбегаются, даже те, которые могли бы вполне гармонично жить, если бы имели терпение.
Через вышивку также передавались семейные символы, семейные знаки, которые береглись в роду. В старину каждый род имел свою родовую символику. В герб рода каждое поколение добавляет тот виток событий, который пережило именно это поколение.
— И в наше время каждую девочку на уроках труда в школе или дома учат вышивать. Однако, никто нас не учил секретам такой вышивки, какую делаете Вы, чтобы изнаночная сторона была такой же безупречно аккуратной, как и лицевая. Почему это так важно?
— Не каждая рукодельница ведает, как правильно вышивать, потому что не в каждом роду сохранились техники правильного выполнения той или иной вышивки. Правильная, гармоничная вышивка предполагает отсутствие узелков и путаных нитей с изнаночной стороны. Она должна быть такой же безупречно аккуратной, как и лицевая. Ведь, если мы считаем, что живем в гармоничном мире (его символизирует лицевая сторона), то и наше отношение к нему должно быть гармоничным (изнаночная сторона).
На наших женщинах сейчас лежит большая миссия – вышить обрядовую одежду своим мужьям, сыновьям. Они должны знать, что ведающие и витязи должны носить вышиванки одинаково аккуратно вышитые с обеих сторон. Вышиванки, в которых с изнаночной стороны , есть переходы в разных направлениях. А одежду с узелками, могут носить только неведающие люди, те, которые не верят в сакральный смысл вышивки, не верят в поток энергии, который передается по нити. Это представители варны тружеников, для которых духовность не имеет никакого значения, им достаточно реализовывать только энергии нижних чар.
Базовой техникой вышивания обрядовой одежды был крестик – символ жизненной энергии, защиты и связи с предками. Со временем появились и другие техники вышивки: алатырями — двойным крестом; перуничами; тонким крестиком.
Для одежды, в которой шли воевать или на охоту, использовали двойной крест, это защитная функция алатыря, и она помогала мужчинам в экстремальной ситуации.
Вышивку, у которой и лицевая и изнаночная сторона одинаково аккуратны, я называю структурированной. На самом деле вышивка – это структурированная матрица, отображение Вселенной и божественных образов, ее наполняющих.
— Какими символами изображались стихии?
— Земля (Богиня Макоша) передана в вышивке графическими символами – в виде прямоугольника, квадрата или ромба. Ромб также символизирует семью, дом, предков. Если мужчина воспринимает весь мир, как поле деятельности, то женщине нужно обозначить свою территорию (участок земли, дом), которую она будет наполнять своей энергией.
— Стихию воздуха невозможно передать каким-либо символом на ткани, воздух прозрачен. Однако, наши предки часто изображали его в вышивке в виде галочек птиц, которые улетают в теплые края. Согласно верованиям наших предков, души умерших улетают в Ирий, как птицы, выстраиваясь в клин, чтобы потом вернуться в свои роды и вновь воплотиться в Явном мире.
Предки видели цикличность жизни: в одно и то же время птицы улетали и возвращались, но они были всегда с нами, поэтому изображение птичек в виде галочек – это и есть изображение воздуха.
— Стихия воды передавалась в вышивке волнистыми линиями, меандрами, ламаной линией – горизонтальными и вертикальными. Горизонтальные линии означали земную воду, которую в мифах и сказаниях называют рекой Смородинкой. Именно она разделяет Явный и Навий миры. Такая вода означает связь с землей, с предками. Вертикальные волнистые линии символизируют нисходящие на землю, на людей потоки божественной энергии из мира Прави, который посылает нам свои знания и благословение.
— Стихия огня — символ жизни, света, тепла. Есть внутреннее и внешнее проявление огня. Внутреннее – это огонь домашнего очага. Внешнее – это солнце. Как наши предки могли его изображать? Круг (коло) – это солнце. До наших дней дошли символы солнца трипольской культуры – спирали, закрученные по кругу, которые означали движение солнца, энергии. Также использовались крестовидные коловраты с заданным направлением движения. Символом солнца у наших предков также был равносторонний крест, который показывает четыре проявления солнца: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Вот почему все крестовидные изображения являлись символами огня.
Кроме того, коловрат (сварга) является символичным отображением солнечной системы, галактики в космосе выглядят также, как сварга.
К слову, Жива наполняющая и Жива растворяющая – это тоже символ солнца, потому то здесь мы видим спираль. Этот символ использовался не только в вышивке. К примеру, наши предки селились, располагая свои дома по кругу, в центре у них было капище, где они собирались вместе и славили Богов. Изображая спираль, предки показывали, что они распространяют свою энергию и соединяются в единое целое.
— Какие орнаменты использовались в славянской вышивке? Какие основные мотивы используются в современной вышивке?
Изначальными орнаментами в славянской вышивке были: меандры – ломаные линии, в виде «ужиков»; геометрические – закодированная молитва, обращение к Богу через фигуры: круги, квадраты, ромбы, прямоугольники; растительные – цветы, листья; зооморфные – изображение животных (птиц: лебедей, голубей, павлинов, петухов, домашних животных, тотемных зверей) иантропоморфные – изображение людей в процессе труда.
А основными мотивами, вышитыми на рушниках и одежде, являются:
*восьмилепестковая звезда – алатырь, которая приносит в дом мир, согласие, любовь, гармонию, взаимопонимание и духовное развитие;
*берегиня – изображение фигуры женщины с поднятыми или опущенными руками, символизирующая материнство, женскую мудрость, нежность, счастье в семье и благополучие в доме – это символ Лады и Матушки Земли Мокоши;
*засеянное поле – ромб с точкой, который символизирует землю, дом, связь с предками, материальный достаток, благополучие – символ Мокоши;
*виноград – символ плодородия, связи с предками, лад в семейных отношениях и продолжение рода;
*роза — раскрывает в женщине ее внутренний потенциал, женскую привлекательность и обаяние – символ Лады;
*калина – символ девичьей чистоты, непорочности, здоровья и девичьего счастья;
*дуб (дубовые листья с желудями) – символ мужественности, который порождает в мужчине честь, силу духа, уверенность в собственных силах — символ Перуна и много других.
— Какие условия нужно соблюдать, чтобы вышивка обладала магической силой?
С помощью вышивки можно исцелять людей, если эту работу выполняет женщина, которая ведает, что делать и как, а также способна пропускать через себя божественную энергию.
Сейчас при христианских церквях есть отдельные комнаты, где собираются вышивальщицы, кроме них, туда никто не имеет права заходить. Они молятся в этой комнате, входят в состояние священной тишины и вышивают ритуальную одежду только для священнослужителей высокого ранга. Именно так я начала вышивать обрядовую одежду для наших духовных проводников, ведающих людей. Потом я поняла, что нужно доносить эту информацию до всех, чтобы все могли понимать значение вышитой одежды, символов на ней.
Полотно – это проявлений мир, то есть мир Яви. Вышивка на нем – это информация из мира Прави. Вышивальщица получает ее от Богов и от своих предков. Эта женщина чувствует и знает, что она пропускает божественную энергию, энергию Живы, жизни.
Нить выступает в качестве нити судьбы. Когда нить начинает путаться, это говорит о том, что вышивальщица о чем-то не том подумала, и нить возвращает ее мысли назад.
Игла выступает в качестве волшебной палочки. Все мы хотели в детстве быть феями, иметь волшебную палочку, которая осуществляет наши желания. Так вот, когда мы держим иглу, мы пальцы собираем вместе, и тогда энергия концентрируется на кончике иглы. Мы выступаем проводниками энергии и, нанося вышивку, мы закладываем нужные нам образы в изделие. Это и есть магия вышивки.
Перед тем, как начинать вышивать, мы должны обязательно заговорить свой инструмент: кладем иглу себе на руку, закрываем руками, зовем Свет Рода Всевышного, Живу-матушку. Чувствуем поток энергии, который входит в нашу макушку, это тепло начинает разливаться по нашему телу. Мы знаем, что в наших ладонях сейчас находится игла, мы ее уже не чувствуем, она слилась с нами воедино.
Представляем образ того, что мы держим сейчас иглу в качестве волшебной палочки. Видим перед собой образ, который мы хотим воплотить в вышитую вещь, для чего мы будем ее вышивать, для кого она предназначается, какие образы мы будем туда закладывать.
Представляем, что будет исцелять либо усиливать какие-то наши качества, гармонизировать нас. Смотрим, как мы этой иглой начинаем вышивать это изделее. Мы его вышиваем, смотрим, как у нас красиво все получается. В этот момент в нас просыпается родовая память, память прошлых жизней. Все задуманное у нас осуществляется, видим, как образ уже воплощен.
Затем представляем, что мы используем эту вещь по назначению, и те мысли, которые закладывались в вышивку, воплощаются в жизнь. Возвращаемся мыслями в свои ладони, отпуская образ. И говорим себе такие слова:
«Иглу свою заговариваю – на здоровье, на радость благословляю. Пусть мысли мои осуществятся, пусть все те образы в жизни исполнятся. Пусть будет так во веки веков, как вечный камень алатырь!»
Мысленно на ладонях трижды рисуем перуницу, алатырь. Чувствуем, как из наших ладоней выходит алатырь, и сияние этого алатиря, начинает разливаться вокруг нас, вокруг места, где мы находимся, входит в Матушку Землю, и Земля укутывается этим сиянием. Затем отпускаем алатырь, который начинает кружить вокруг нашей головы. Пусть сквозь наши руки идет божественная энергия, пусть сила предков прибудет с нами воедино. Отпускаем этот образ, возвращаемся к нашим рукам, чувствуем их. Делаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза.
Вот так превращается простая игла в волшебную, с помощью которой женщина воплощает свои желания.
В зависимости от нашего намерения у нас должен быть набор вышивальных игл: более короткая, более длинная, более толстая, более тонкая. В то время, когда мы пользуемся иглами, мы не имеем права передавать их даже своим дочкам. Каждая игла должна иметь свое место, где она хранится – это может быть или футляр, или ткань. Когда игла находится в чистой белой ткани, эта ткань снимает информацию с ней и очищает ее. Ведь игла забирает все злые намерения, негативные мысли, и ей нужно очищать. А белое полотно, на котором нет никаких изображений, забирает отрицательную энергию и очищает иглу, поэтому лоскутки, где хранилась игла, очень часто теряются.
Пяльцы наши предки не использовали, вышивали только на руках. Пяльцы имеют такое же свойство, как и защитный обрядовый круг, через него ничего плохое не может зайти внутрь круга. Пяльцы – это круг, и потому мы не можем подпитать энергией жизни, Живы тот образ, который мы вышиваем внутри круга. Кроме того, когда женщина вышивает на пяльцах, она постоянно втыкает иглу вниз полотна, что символизирует Навий мир. А ведь смысл вышивки – проводить в Явный мир энергию из мира Прави.
Наши предки вышивали на руках, на пальцах, они наполняли ткань энергией жизни и своими мыслями
— Расскажите, как проявляется магия вышивки в жизни?
— Техника вышивания крестиком обязательно строится по такому принципу: начинаем влево – так мы прокладываем женскую энергию (левостороннюю). На своих семинарах я советую женщинам во время вышивания с каждым крестиком прорисовывать образ той женщины, которую они хотели бы видеть в себе и проявлять ее.
Мысленно женщины произносят: «Я самая счастлива, самая любимая, красивая, нежная». С такими мыслями мы вышили одну сторону.
Вторая сторона: «Я люблю свою семью, мужа, детей. Он у меня самый лучший, самый добрый».
Потом мы начинаем вышивать мужскую сторону, возвращаясь назад, направо, и закладываем образ мужчины: «Муж меня очень любит, он меня боготворит, носит на руках, наполняет мою жизнь радостью».
Однажды на одном из семинаров все это проделала женщина, которая не верила в магию вышивки, но решилась попробовать. И в момент, когда заложила стежки, содержащие женскую энергию, ей позвонил муж сказать, что ее любит. Она удивилась: «За 35 лет семейной жизни муж впервые позвонил просто сказать мне такие слова». Женщина сразу расцвела, засветилась, как солнышко, и приятно удивилась, что в вышивке магия присутствует!
А вот еще один случай. На семинаре женщина рассказала о своей проблеме: ее сын очень красиво танцует, ходит в хореографическую школу. Месяц назад от него ушла партнерша и до сих пор не могли найти ей замену. В это время танцоры готовились к олимпиаде. Без партнерши мальчик не мог принять участие в соревнованиях. Прежде, чем приступить к вышиванию, мы медитировали, закладывали позитивные образы того, что эти женщины хотели видеть, наполняли образы Живой – энергией жизни. После этого женщины начинали видеть символы, которые им нужно вышить. Женщина, о которой идет речь, создала образ, что ее сын прекрасно танцует с новой партнершей.
Во время вышивания она держала этот образ в мыслях. Еще не закончила вышивать свою салфетку, как ей позвонили и сообщили, что партнершу для сына уже нашли.
Магические символы славянской вышивки существуют тысячелетиями, и они работают независимо от того, верит в них человек или нет, потому что за каждым символом стоит множество поколений женщин, которые закладывали образы в эти символы.
Вышивкой можно исцелить, можно найти свою половинку – допустим, вышить свадебное обрядовое полотенце. Можно, вышивая, просить Богов о помощи в той или иной ситуации. С помощью вышивки можно изменить свою жизнь, обрести новые качества характера и начать их проявлять. Ведь одежда – это внешнее проявление внутреннего мира человека.