Первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.
Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.
«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.
Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.
Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.
«Алтай» конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.
В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!
Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.
In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.
Перевожу:
В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.
Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.
По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.
И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.
Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.
В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).
К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.
Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.
Знаменитое здание на Котельнической набережной. Три верхних этажа в 60-е годы были заняты аппаратурой системы «Алтай», обеспечивающей ЦК и Верховный Совет отличной мобильной связью.
На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.
Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.
Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.
Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности…
В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.
Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.
Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.
Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время «процесс уже пошел» и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.
Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).
Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.
Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».
В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.
История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.
Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.
Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.
А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но… история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.
Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?
Главный Конструктор ВНИИС.
Лауреат Государственной Премии.
3 комментария
И где же стремление власти поддержать отечественного производителя? :-)
А если не язвить и не надеяться на тех, кто «сверху», то — хорошая вещь эти «Алтай» и «Волемот». Неплохо было бы иметь для себя «про запас» на всякий пожарный…
Как-то давно попал в журнал «Юный техник» за 1958 или 59 год. Там был описан прототип и принцип работы нынешнего сотового телефона.
У меня скоро похоже синдром дежа-вю начнется: все сегодняшние изобретения родом из совка.