Главный итог процесса «Абрамович против Березовского»можно подвести уже сегодня. Он дал ответ на ключевой вопрос современной России: как пересмотреть результаты приватизации.
Как известно, за этот пересмотр выступает 72% бизнесменов и 90% населения в целом. Цитирую по данным страницы А.Б.Чубайса в «Википедии» – надо думать, что если бы цифры были завышены хотя бы на 1%, представители Чубайса немедленно внесли бы правки. Как писал в Forbes профессор Гуриев, именно по этой причине в Роcсии и невозможна демократия в каком-либо виде. Народное волеизъявление в любой форме немедленно привело бы к национализации имущества примерно 90% персонажей Forbes -100.
Даже «несистемная» оппозиция выступала за незыблемость результатов, при этом требуя честных выборов, что, по логике Гуриева, является взаимоисключающими требованиями. Если мы хотим демократии, надо решать вопрос с результатами приватизации. По счастью, за последний месяц такое решение было найдено, и дорога к демократии открыта или по крайней мере приоткрыта.
Началось все на съемках шоу «НТВшники», где экс-банкир Лебедев навалял Полонскому. Сам Лебедев утверждает, что шел туда вовсе не за этим (в отличие от Полонского) – а чтобы рассказать гражданам, как обустроить Россию. Госкомпании больше не нужно продавать за деньги, как это думает сделать правительство, полагает Лебедев. Ни за маленькие деньги, как в 90-е, ни за большие, как сейчас. Их надо бесплатно раздать гражданам, чьим трудом эти активы и были созданы. То есть снова раздать ваучеры, но только без перегибов 90-х.
Что делать с дырой в бюджете, где вроде как уже запланированы доходы от продажи госимущества? Продаж-то теперь не будет.
Лебедев предлагает заткнуть ее, введя windfall tax. Налог на задаром доставшееся госимущество в ходе приватизации 90-х. Этот налог был введен в Великобритании при Тони Блэре в отношении владельцев компаний, получивших их в собственность во время приватизации при Тэтчер. Компании там тоже раздавали почти бесплатно, и власти, не стесняясь, задним числом увеличили стоимость приобретения до рыночной (за счет введения нового налога).
Но как рассчитать значение windfall tax для России? Любой официальный представитель, что «Юкоса», что из «Интерроса» расскажет вам, что на момент приобретения компания не стоила и тех грошей, что были за нее заплачены. Потому что воровали все вплоть до начальников участков, и никаких денежных потоков компания реально не производила.
По счастью, лондонский процесс дал ответ на все вопросы по исчислению этого налога. В данных под присягой показаниях Роман Абрамович сообщил суду, что в реальности заплатил за «Сибнефть» в 14 раз больше заявленной суммы. $100 миллионов были уплачены государству, а $1,3 млрд Борису Березовскому, который обтяпал эту сделку.
Иными словами, Абрамович полагал, что справедливая цена «Сибнефти» по меньшей мере в 14 раз превосходит ту, которая была заплачена за компанию государству. И этот коэффициент – 14 – может использоваться в качестве базового для исчисления размера налога windfall tax для всех залоговых аукционов.
Общая выручка от залоговых аукционов составила около $720 миллионов (не считая аукциона по продаже ОАО НК «Юкос» и Мурманского морского пароходства, там уж взыскивать не с кого). Таким образом, windfall tax только на залоговые аукционы принесет бюджету как минимум $10 млрд.
Это сами по себе приличные деньги: они сопоставимы с третью от запланированной приватизационной выручки 2012–2014 годов. Ясно, в общем, и где добрать еще две трети: приватизация 90-х не ограничивалась только залоговыми аукционами, база для начисления windfall tax намного шире. Самое главное – с учетом этого налога приватизация становится намного более справедливой. Вопрос лишь в том, сочтет ли ее достаточно справедливой 90% общества? Если да, то дорога к демократии открыта. Цена вопроса – примерно 10% от состояния участников золотой сотни Forbes.
3 комментария
Очередной развод. При первом разводе страна потеряла все предприятия и заводы, при втором уже наверно землю.
Если слышишь слово «приватизация» готовься, тебя грабят.
Прихватизация.