«Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления»
В.Г. Белинский
Ситуация, в которой мы сейчас с вами находимся, на самом деле очень серьёзная по своей сути. В настоящее время мы столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением интереса общества к своей родной культуре, к измельчанию душевных человеческих качеств. Всё чаще превозносятся и популяризируются, благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и всё реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское…
Как педагог и руководитель детского фольклорного ансамбля и просто как патриот своей Родины, я обеспокоена сложившейся ситуацией в России. Сейчас очень важно и необходимо всесторонне поддерживать народную традиционную культуру России – со стороны личности, общества и, самое важное, со стороны государства. Если не будет значительной поддержки русской народной культуры на государственном уровне, то в ближайшем будущем мы, к сожалению, можем потерять то, что долгое время сохранялось и передавалось нашими предками.
Интерес нашей современной молодёжи к изучению народной культуры – изучение народных праздников, пение народных песен, традиции, занятия прикладным народным творчеством – не так велик, как бы хотелось, и как это было раньше – естественным для любого русского человека.
С чем это связано? Давайте попытаемся выявить возможные причины:
• нравственная деградация современного общества,
• неправильное воспитание детей,
• влияние средств массовой информации,
• активная пропаганда и популяризация современных видов творчества,
• малая поддержка родных традиций со стороны государства и СМИ,
• создание искажённого образа народной песни через СМИ.
У многих людей в России сформировалось мнение, что заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному». Почему так произошло? И кто навязывает такое мышление?
Некоторые дети, которые занимаются в народных коллективах, в фольклорных ансамблях, стараются это не афишировать, т.к. их просто высмеивают одноклассники, особенно детей подросткового возраста. В моё время так и было. Я скрывала до 14 лет в школе, что я пою в народном ансамбле и играю на домре. Всюду чествовалась эстрадная культура, как нечто «высокое»!
Проведя опрос среди населения, людей разного возраста, я пришла к выводу, что такое положение дел связано в первую очередь с искажённым, навязанным извне, отношением к народной культуре.
Ответ многих людей на вопрос: «Поддерживаете ли вы развитие детей в русле традиционной культуры, и почему?» – «Нет. Это старомодно».
Давайте обратим внимание на то, что сейчас происходит в системе среднего образования и дополнительного образования детей.
Приведу небольшую цитату из статьи РИА «Новый Регион» Екатеринбург от 10.09.2012 г.:
«В учреждениях дополнительного образования закончены конкурсы на приём в первый класс. Самыми популярными в этом году стали театральные отделения, отделения фортепиано и гитары, а также футбольные секции. Не в почёте у современных детей народные инструменты и фольклор – сюда малышей «загоняют», если они не смогли никуда поступить.
Совершенно не хотят дети учиться на фольклорных отделениях, на отделениях народного пения. Пожалуй, эти отделения ещё не закрыли, потому что родители порой заставляют идти детей туда учиться, если больше поступить никуда не смогли».
Всем известно, в каком положении находится сейчас наша система образования и особенно дополнительное образование. Кружки народного творчества и прикладного искусства в современной России не популярны – по тем самым причинам, указанным выше. Многие педагоги перебиваются нищенской зарплатой, работают почти бесплатно, за идею, вкладывая в детей всю душу… как жаль, что это не ценится в нашем государстве. И я, как представитель молодого поколения, молодой педагог, человек, который успел создать свой фольклорный коллектив – нахожусь в нелёгком положении. Я поняла, что успех и возможность состояться как коллективу, так и педагогу, зависит не только от профессионализма, желания работать по специальности и любви к своей культуре – здесь очень многое зависит от состояния современного общества и в первую очередь от позиции государства!
Зарплаты у педагогов очень маленькие. И у моих коллег порою не остаётся выбора, и ради выживания они вынуждены идти в другие отрасли, к примеру, в торговлю, в другие места, меняя дело своей жизни на деньги, т.к. очень сложно выжить, работая в этой области.
В регионах занятия в системе дополнительного образования давно уже платные и, конечно же, в народные кружки на платной основе идут немногие. И дело тут не в том, что плохие педагоги или культура такая «старомодная», а в первую очередь в невозможности оплачивать кружки родителями и непопулярности этого вида искусства в современной России.
Что же делать? Как нам сохранить нашу культуру, как привлечь молодых педагогов? Как передать наши традиции будущим поколениям?
Для этого, по моему мнению, необходимо, в первую очередь, следующее:
1) Приобщать молодежь к родной культуре в образовательных учреждениях (детских садах, школах) – празднование народных праздников, пение народных песен, т.е. включить это в учебную программу;
2) Воспитывать детей в семьях в русле традиционной культуры, закладывать высоконравственные качества, воспитывать уважение и гордость за свою страну и культуру, и др.;
3) Активно освещать и поддерживать народную культуру средствами массовой информации на главных каналах:
— передачи о народной культуре,
— концерты с участием фольклорных коллективов разных регионов России,
— показ русских народных сказок, спектаклей, мультфильмов и др.
4) На государственном уровне сделать доступными занятия по изучению своей родной культуры максимальному числу детей, независимо от возможности их родителей оплачивать обучение.
Конечно, мои предложения поддержит большая часть населения России и в первую очередь те, ктоЗА возрождение нашей Родины и ЗА сохранение традиций.
Наблюдается, конечно, и положительная тенденция, что невозможно не учесть, и это не может не радовать.
Среди моих учеников большинство пришли добровольно и занимаются осознанно. Мы изучаем песенные традиции разных регионов нашей Родины, выступаем на концертах и конкурсах. Празднуем вместе с родителями наши праздники.
Радует то, что дети возраста 10-11 лет, будучи уже сознательными, желают возрождать родную культуру и не стесняются быть «не модными»! Но, к сожалению, таких не очень много…
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, включая занятия подобного рода в официальную программу обучения.
Проголосуйте за бесплатное дополнительное образование в России
—
Источник