Австралия стала первой страной в мире, решившей использовать единый дизайн упаковки для продажи сигарет. Теперь табачные компании обязаны выпускать упаковки без своих логотипов и красочного дизайна.
Отныне сигаретные упаковки будут сопровождаться лишь надписями о вреде курения и фотографиями с изображениями людей, страдающих вызванными курением заболеваниями. О названии табачных компаний и сорте сигарет можно будет узнать по маленькой надписи внизу сигаретной упаковки.
По мнению австралийского министра по здравоохранению Тани Пиберсек, эта мера станет “последним вздохом умирающей индустрии”. С ней согласна Энн Джоунс – представитель группы Ash, выступающей против курения. Она считает, что одинаковые упаковки без логотипов лишат курение гламурности и привлекательности.
В Австралии реклама табака была запрещена в 1976 году, а из газет подобная реклама исчезла в 1989. Табачным компаниям было запрещено становиться спонсорами спортивных и культурных мероприятий в 1992 году.
Последний оплот для табачной рекламы – сами упаковки – попал под прицел нынешнего правительства лейбористов. В мае 2011 года австралийский совет по борьбе с раком выпустил доклад об исследованиях, связанных с преимуществами сигаретных упаковок без рекламы. В докладе сообщалось, что упаковка играет не последнюю роль в приобщении молодежи к курению.
Табачные компании сдаваться без боя не собирались. Пресс-секретарь компании “Бритиш Американ Тобакко” Скотт Макинтайр заявил: “Идея единого дизайна упаковки вводит в заблуждение и не приведет к уничтожению курения, потому что сигареты будут провозить контрабандой, а табачным компаниям придется в ответ снизить цены, чтобы оставаться конкурентоспособными”.
Несмотря на это, в августе 2011 года Верховный суд Австралии оставил решение правительства о сигаретных упаковках в силе. Как сообщается, табачные компании, возможно, опротестуют принятое решение во Всемирной торговой организации.
В Великобритании, Франции, Норвегии, Индии и Новой Зеландии существуют аналогичные планы о введении единого дизайна сигаретных упаковок.