Замечательная статья Брайана Трейси. Она в очень доступной форме отображает причины возникновения трудностей и страхов во взрослой жизни, которые закладываются в детстве.
Понимая, как возникли страхи и ограничения легко прийти к решениям и прогрессу в том, чтобы справляться с ними.
* * *
Дети рождаются без я-концепции. Они познают себя, свою важность и ценность (или наоборот) по тому, как с ними обращаются. Младенцы чрезвычайно нуждаются в любви и ласке. Любовь, которая их окружает, для них словно эмоциональный кислород. В этом возрасте никакое количество любви и заботы не будет для них излишним. Дети нуждаются в любви, как розы нуждаются в дожде, она настолько же важна, как еда, вода и защита для здорового роста.
Фундамент личности закладывается в первые три-пять лет жизни. Здоровье и благополучие взрослого человека в основном определяются качеством и количеством любви и заботы, полученными им от родителей и окружающих людей в этот период.
Ребенок, который растет в условиях любви, ласки и поощрений, становится позитивным и уверенным в себе человеком. Ребенок, выросший в атмосфере критики и наказаний, станет пугливым, подозрительным и недоверчивым. В нем закладывается множество личностных проблем, которые проявятся позднее.
Дети рождаются с двумя отличительными качествами. Первое — это отсутствие страха. Они появляются на свет только с двумя физическими страхами: боязнью громкого шума и боязнью падения. Все остальные страхи усваиваются ребенком посредством повторения и подкрепления в процессе роста.
Кому не известно, что они ничего не боятся?! Они взбираются на лестницы, выбегают на дорогу, хватают острые предметы, в общем, делают то, что взрослому кажется смертельно опасным. Дети не будут знать страхов, пока родители или окружающие постепенно не внушат им, что нужно бояться.
Второе замечательное качество детей — полная раскрепощенность. Они смеются, плачут, мочатся в пеленки. Они говорят и делают все, что захочется, не заботясь о мнении других. Они совершенно спонтанны и выражают себя легко и естественно, не сдерживаясь. Вы когда-нибудь видели застенчивого младенца?
Удивительно, но это ваше естественное состояние, такие вы появились на свет: бесстрашные и раскрепощенные, отважные, способные выражать себя свободно и легко в любой ситуации. Вы знаете, что это правда, потому что, спустя годы, оказываясь в безопасной обстановке, с людьми, которым доверяете, вы часто возвращаетесь к этому естественному состоянию спонтанности и бесстрашия. Вы расслабляетесь, чувствуете себя комфортно и совершенно свободно, и можете позволить себе распустить волосы и быть самим собой. Это одни из лучших моментов в вашей жизни, пик переживания, когда вы совершенно счастливы. И это же ваше нормальное, врожденное состояние.
Как учатся дети
Дети обучаются двумя основными способами. Во-первых, они учатся путем подражания одному или обоим родителям. Многие ваши взрослые привычные паттерны, включая ценности, отношения, убеждения и формы поведения, сформировались, когда вы наблюдали и прислушивались к своим родителям. Выражения «каков отец, таков и сын» или «яблоко от яблони недалеко падает» абсолютно верны. Часто дети прочно идентифицируют себя с одним из родителей и становятся в большей степени восприимчивы к его влиянию, чем влиянию кого-либо другого.
Во-вторых, дети учатся через механизм избегания дискомфорта/боли и стремления к комфорту/удовольствию. Зигмунд Фрейд назвал это «принципом наслаждений». Он утверждает, и большинство психологов согласны с этим, что стремление к удовольствию или счастью — главная движущая сила всего человеческого поведения. Развитие ребенка, от приучения к туалету и обучения манере питания до любого из аспектов его социализации направляется этим устойчивым мотивом или стремлением к комфорту или личному удовольствию, к тому, что ощущается как хорошее, от того, что ощущается как плохое.
Из всех дискомфортных ощущений, которые может испытать ребенок, недостаток любви и одобрения родителей является наиболее травмирующим и пугающим. Дети испытывают интенсивную потребность в эмоциональной безопасности, родительской любви, поддержке и защите. Если родитель лишает ребенка любви в надежде преподать тому урок или наказать, ребенок чувствует чрезвычайный дискомфорт и незащищенность. Он начинает бояться.
Восприятие для ребенка — это все. Не намерения родителей, не то, что они имеют в виду или подразумевают, а то, что воспринимает ребенок, влияет на его действия и чувства. Когда ребенок чувствует, что ему может быть отказано в любви, он немедленно изменяет свое поведение, пытаясь вернуть родительскую любовь и одобрение. Ребенок чувствует себя подобно тонущему человеку, тянущемуся за спасательным жилетом.
Без постоянного и безграничного потока безусловной любви безопасность и уверенность ребенка оказывается под угрозой. Фрустрированный, он утрачивает свое бесстрашие и спонтанность.
Большинство личностных проблем связаны с дефицитом любви. Вероятно, большая часть того, что мы делаем в жизни, делается для того, чтобы либо добиться любви, либо компенсировать ее недостаток. Большая часть наших неприятных воспоминаний из детства связана с недостатком любви. Большинство наших проблем во взаимоотношениях уходит корнями в те моменты детства, когда нам не хватало любви.
В раннем возрасте в результате родительских ошибок в воспитании, особенно когда они прибегают к ругани и физическим наказаниям, ребенок начинает терять бесстрашие и спонтанность. У него развиваются негативные привычки, манера негативного реагирования на жизнь. Все привычки, как позитивные, так и негативные, являются условными реакциями на стимул. Они усваиваются в результате многократного повторения, пока прочно не закрепятся в подсознании. Затем они начинают функционировать автоматически, при возникновении соответствующего стимула.
Негативные привычки становятся обычным поведением, частью нашей я-концепции. Они становятся нашей зоной комфорта. После того, как они оказываются запрограммированными и становятся частью нашей психологической структуры, мы чувствуем себя комфортно, когда ведем себя или реагируем привычно негативным образом. Нами управляет страх, а не желание.
1 комментарий
Совершенно не верно, что дети рождаются без страха! И якобы у них ессть страх только перед падением и громкими звуками.
Это просто ложь.
Значит и статья абсолютно надумана.