Дети и их воспитаниеМировоззрение

Как ложь влияет на формирование личности детей?

Как ложь влияет на формирование личности детей

Ложь является неотъемлемой стороной общения между людьми. Иной раз невозможно отличить правду ото лжи. А некоторым людям правда вообще не нужна, во всяком случае на деле, а не на словах.

В данной статье мы с вами попытаемся разобраться, что такое ложь с точки зрения воспитания детей. Мы посмотрим, какой вред может принести ложь растущему маленькому человеку. И как ложь может повлиять на формирование сценария жизни, который Клод Штайнер назвал ”Без разума”.

Как мы уже с вами понимаем, ребенок появляется на свет с абсолютно чистым «жестким диском», на который можно инсталлировать со стороны все, что вашей душе заблагорассудится. Поэтому информация, которая в первые годы жизни ребенка усваивается им органами чувств, воспринимается им как абсолютная истина. Если подарки под елкой от Деда Мороза, значит от него.

Таким образом, нетрудно понять насколько важно объективное, непредвзятое составление ребенком мнения об окружающем его мире. И ложь, в таком случае, может наносить вред процессу познания ребенком окружающей действительности.

Обратившись к словарю, можно вычитать такое определение лжи:

“Ложь – утверждение, имеющее своей целью ввести в заблуждение”.

Поэтому нетрудно увидеть, что вред мироощущению ребенка наносит не столько сама ложь, сколько заблуждение, сформированное ложью.

Я не зря акцентировал ваше внимание на понятии заблуждение, и, я надеюсь, далее вы поймете почему.

Как только ребенок, родившись, подрастает немного, родители начинают накачивать его всевозможной информацией.

Потом, ребенок, подросши, начинает сам задавать всякие вопросы, некоторые из которых оказываются неудобными для родителей. И он слышит от родителей и окружающих его людей ответы на свои вопросы. И как раз в этих-то ответах на его вопросы и кроются причины заблуждений детей и зарождения жизненных сценариев. Впрочем, причинами заблуждений детей могут быть не только ответы на вопросы, но и полуправда и умолчания, сознательные сокрытия от них фактов. То есть, еще раз повторюсь, такая информация, которая может ввести ребенка в заблуждение.

Проиллюстрируем эти утверждение примерами.

За ними далеко ходить не надо. Я не зря упомянул неудобные детские вопросы.

— Одним из таких вопросов, конечно же, является какой?

— Правильно!

— А откуда берутся дети?

И вот тут родители начинают скрипеть мозгами. Как же выкрутиться, надо же что-то ответить :)

— Их приносит аист (ложь);

— Детей находят в капусте (ложь);

— Ты слишком мал, что бы понять (ложь);

— Мне трудно об этом рассказать (не ложь);

— Детей рождают на свет папа и мама (не ложь).

Родитель располагает информацией, в которой нуждается ребенок. Чтобы быть правдивым, родитель должен либо дать ему эту информацию, либо честно объяснить, почему он не может дать ее.

 

Родители внушают детям, что лгать нехорошо. Однако не сложно заметить, что родители принуждают говорить детей правду лишь для того, чтобы проще было управлять ими и навязывать свое видение касательно тех или иных ситуаций.

Если ребенок правдив, то на него уже легко оказывать нужное родителям воздействие! Ведь это так удобно для родителей, когда дети говорят правду!

Однако чтобы приучить детей говорить правду, на самом деле нужно приложить титанические усилия. Ведь принуждая детей к правдивости, родители сами используют для этого ложь. Как вам такое утверждение? И дети это прекрасно понимают и осознают, и учатся лгать не во благо, а скорее вопреки, приспосабливаясь к особенностям родительского воспитания.

К чему я это все? Да к тому, что когда родители лгут своим детям в ситуациях, когда вполне могут обходиться безо лжи, они вводят своих детей в заблуждение. Мое мнение таково, что для того чтобы у детей формировалось объективное восприятие мира, им нужно давать беспристрастную информацию о том что такое правда, а что такое ложь.

 

Принято считать, что лгать нехорошо. Но если задуматься, можно найти множество исключений из этого правила. А суть исключений такова, что в действительности нам навязывается недопустимость лишь одного вида лжи:

Нам нельзя лгать вышестоящим людям – родителям, учителям, начальству, правительству, а тем, кто ниже нас по своему социальному положению, нельзя лгать нам.

Иными словами, нам можно лгать своим детям и подчиненным, а мы, в свою очередь, ожидаем лжи от нашего начальства, политиков и прочих.

Ложь и полуправда так же вредят логике детей, как и игнорирование. Дети верят тому, что им говорят их родители.

Но когда то, что родители говорят детям, противоречит тому, что дети знают, их биологический компьютер ”зависает”, и в такие моменты дети чувствуют себя глупыми.

Родители лгут детям как прямо — словесно, так и косвенно — действием. Это можно выразить словами: ”говорит одно, думает другое, а делает вообще третье”.

Например:

Сергей вспоминал, что в детстве отец говорил ему следующее:

Я люблю твою маму. (Это на словах. А на деле, Сергей нередко слышал, как отец сердился на маму, обзывал ее “дурой”, а иногда бил.)

Когда любишь кого-то, на других не смотришь. (Это на словах. А на деле Сергей видел, что у отца роман с соседкой, что они обнимаются и целуются тайком…)

Спрашивается, можно ли после такого поведения ожидать от детей, что они будут правдивыми.

Свой скромный вклад в воспитание лжи у детей вносит также наше общество потребления.

Мы живем в обществе потребления. Купля-продажа глубоко пронизана рекламной ложью, помогающей впаривать людям то, что им не нужно.

Телевидение и газеты существуют благодаря рекламе, которая вводит людей в заблуждение. Вводит в заблуждение потому, что закон о рекламе запрещает лишь лгать словесно, оставляя в стороне искажение образов и умолчания. Поэтому повзрослев, дети оказываются способными лгать не только сами, но и принимать чужую ложь без внутреннего протеста.

Школьная программа так же участвует в формировании у детей искаженной картины мира. Некоторые темы в школьной программе тщательно замалчиваются. Школьная ложь, вообще, чаще всего проявляется в виде умолчаний.

Необученный ребенок с трудом говорит неправду и с трудом сдерживается, чтобы скрыть правду. Считается, что детей учат не лгать и когда ребенка ловят на лжи, его стыдят, или наказывают.

Лживых детей наказывают за враньё, а правдивых поощряют. Но на поверку оказывается, что правдивые дети просто-напросто научились лгать безукоризненно.

Так давайте задумаемся дорогие друзья:

А не вина ли родителей в том, что они своим воспитанием, навязыванием своих потребностей и игнорированием потребностей, чувств, логики своих детей вынуждают их лгать? Приспосабливаться через ложь к давлению обстоятельств. Лично я задумался. А вы?

Давайте подведем промежуточные итоги о том, что такое ложь:

— Умышленное действие дабы избежать негативных эмоций;

— Замена одних истинных понятий ложными понятиями;

— Умолчания.

(Кстати на умолчаниях строится система доказательств чего угодно: все что помогает доказать утверждение – выпячивается, а все, что может развалить систему доказательств – тщательно скрывается.)

В заключение статьи я хочу сказать, что не ставил своей целью культивировать ложь. Я лишь хотел взглянуть на этот предмет с точки зрения того, как ложь влияет на формирование жизненного сценария детей. И какое воздействие она оказывает потом на жизнь повзрослевших людей.

 

Источник

По теме:

1 комментарий

Светорус 03.01.2013 at 18:37

Цитата: «Ложь является неотъемлемой стороной общения между людьми.»
ЛОЖЬ!
А в контексте общения со своим ребёнком, за которого в ответе, который тебе доверяет — ЛОЖЬ подлая.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.