Действительно, для ученика будет полной неожиданностью вдруг обнаружить, что он таит в себе столько негативных чувств и желаний. Долгое время он наивно верил, что он такой добрый, такой хороший и духовный, и вот на тебе! – вдруг оказывается, что его сознание скрывало в себе столько негативного и отталкивающего. Это открытие оказывается для него столь неожиданным и ошеломляющим, что потрясает его до основания, и очень часто именно в этой фазе его духовное развитие стопорится и он возвращается назад, к своему старому, милому, уютному существованию, когда его личность жила тихо и спокойно, утешаясь красивой ложью о том, что он такой духовный, такой хороший и мудрый.
Поэтому, если процесс приближения к Вратам и оказывается для учеников столь тягостным и долгим, то происходит это только потому, что они никак не могут понять необходимость этой фазы очищения. Они отступают или поворачивают вспять, так как привыкли жить в том великом самообмане, что чем духовнее они сами, тем прекраснее все внутри и вокруг них. При этом они не сознают того, что им просто не удастся войти в соприкосновение с этими прекрасными мирами прежде, чем сами они не станут столь же прекрасными, как эти миры. А поскольку их сознанием прочно владеет иллюзия того, что они уже прекрасны внутри, то столкновение с горькой истиной, что они таковыми совершенно не являются, неизбежно оборачивается для них тяжелым и мучительным процессом самопознания. Поэтому они молниеносно обольщаются наваждениями самооправдания, едва только личность начинает украдкой нашептывать им, что путь, изобилующий подобными неприятными признаниями, это вовсе не духовный путь и что «истинный» путь – это тот, которым они шли раньше, когда были полностью убеждены в своей несравненной духовности. Ученик быстро хватается за этот «спасительный» довод – и вновь оказывается в плену иллюзий, а его развитие останавливается на многие-многие годы – до тех пор, пока душе вновь не представится благоприятная возможность проникнуть сквозь эти плотные скопления туманов и пелену обольстительных миражей.
От большинства учеников совершенно ускользает та истина – и именно поэтому они так долго не могут ничего понять, – что туманы иллюзий и в самом деле могут столь длительное время обступать их плотным кольцом. Они отказываются верить этому, поскольку, мол, они столь умны, разумны и взор их абсолютно ничем не замутнен, так что они ясно прозревают все пути и все направления. Но именно в этом и состоит сильная сторона личности. Она точно знает, каким образом, где и когда обольщать и увещевать, чтобы тем самым продолжать прочно удерживать власть, так как всякий раз ее охватывает ужас при мысли о том, что случится в тот день, когда душа возьмет бразды правления в свои руки. Причина этого ужаса в том, что личность просто-напросто не обладает ни достаточным знанием, ни солидными опытом и пониманием происходящего и поэтому просто не в состоянии представить себе того, что ее ждет.
Но развитый ученик, то есть ученик, начинающий ясно прозревать, сколь прочно он опутан туманами своих иллюзий, значительно расширяет кругозор своего видения во многих сферах жизни, так как сам трудится над преобразованием своих наваждений и иллюзий, облегчая душе доступ и пути проникновения сквозь их плотную завесу.
Источник