Над Великобританией нависла угроза распада — Шотландия готовится к проведению референдума о признании своей независимости. Еще недавно никто не верил в реалистичность самой этой идеи. Лондон и Эдинбург долго спорили о законности референдума о независимости. Однако 15 октября 2012 года премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон и лидер Шотландской национальной партии А. Салмонд подписали соглашение о проведении такого мероприятия до конца 2014 года.
Шотландия была независимым государством с момента ее образования в средние века вплоть до 1707 года, когда между Англией и Шотландией был заключен акт об Унии, положивший начало существованию нового государства — Великобритании. Шотландский парламент был упразднен, а вместо него было введено прямое правление из Лондона. Десятилетиями шотландцы пытались получить большую автономию в управлении, но безрезультатно.
Вплоть до конца XX века Великобритания сохраняла унитарное государственное устройство, что не устраивало большинство шотландцев. Однако в 1997 году к власти в стране приходят лейбористы во главе с Энтони Блэром, которые предложили программу, предусматривавшую постепенную передачу Лондоном части своих полномочий органам власти административно-территориальных единиц. Многие эксперты увидели в этом изменение формы государственного устройства от унитарного государства к федерации. В том же 1997 году шотландцы большинством голосов поддержали идею создания парламента.
Парламент Шотландии в настоящее время занимается вопросами в различных областях: от здравоохранения и образования до спорта и искусства. В его ведении находится также проблема функционирования тюрем. В то же время Вестминстер сохраняет свой суверенитет по отношению к шотландскому парламенту. В его компетенцию входят следующие вопросы: британская внешняя политика (включая отношения с Евросоюзом), политика в области обороны и национальной безопасности, стабильность фискальной, экономической и монетарной систем и ряд других. Такое «распределение сфер ответственности» уже не устраивает Эдинбург. К тому же бюджет Шотландии составляет 30 млрд. фунтов стерлингов (50 млрд. долларов), которые она получает от центрального правительства. Комментируя эту ситуацию, националисты заявляют, что независимая Шотландия получит больше от добычи нефти в британской зоне Северного моря. (Шотландская акватория Северного моря является местом нескольких наиболее я акватория Северного моря является местом нескольких наиболее богатых разрабатываемых сейчас нефтегазовых месторождений).
Последствия отделения Шотландии могут быть весьма серьезными как для Соединенного Королевства, так и для самой Шотландии. Шотландские националисты не раз заявляли об изменении роли своей страны в Европе и мире в случае обретения независимости. Во-первых, они по моральным соображениям планируют вывести из страны все ядерные объекты, что поставит под удар силы ядерного сдерживания Великобритании, так как последние (британские ПЛАРБ) находятся именно в Шотландии на военно-морских базах. По оценкам многих зарубежных военных экспертов, строительство подобных объектов и соответствующей инфраструктуры может занять около 20 лет, если это вообще осуществимо, так как береговая линия остальной части Британских о-вов слишком изрезанная и скалистая, что не позволяет создать безопасные условия для базирования атомных подводных лодок. Во-вторых, независимая Шотландия, имеющая стратегически важное положение в Северной Атлантике, скорее всего, станет членом НАТО. В-третьих, страна собирается войти в Европейский союз, но не заинтересована стать членом еврозоны. В этом случае, отмечают те же эксперты, некоторые государства, сталкивающиеся с проблемой сепаратизма, могут заблокировать ее вступление в Евросоюз. В-четвертых, независимая Шотландия может рассчитывать на 80-90 проц. британских доходов по продаже нефти и газа, добытых в Северном море. Такая независимость может привести к дальнейшему распаду Соединенного Королевства — встанет вопрос о статусе Северной Ирландии и Уэльса. В-пятых, шотландские националисты считают, что после обретения независимости Шотландия должна будет заявить о себе как страна, претендующая на определенную роль в решении проблем Арктики.
Несмотря на то что до референдума остается еще почти два года и его результаты не столь очевидны, как это хотелось бы националистам, в британских средствах массовой информации активно обсуждается вопрос о судьбе ядерных сил сдерживания. Уже сейчас шотландские националисты говорят о том, что Эдинбург может предложить Лондону рассмотреть вариант перевода британских ПЛАРБ на военно-морские базы Франции или США. Но, как отмечают зарубежные эксперты, в любом случае, если по итогам референдума Шотландия все-таки обретет независимость, расходы на перебазирование, которые, по предварительным оценкам британских экспертов, составят не менее 3,5 млрд. фунтов стерлингов, будут поделены между британскими и шотландскими налогоплательщиками. В случае демонтажа военно-морских объектов вся система ядерного морского сдерживания, в рамках которой как минимум одна подводная лодка постоянно патрулирует побережье Соединенного Королевства, прекратит свое существование.
Независимость Шотландии может поставить под сомнение значимость Великобритании как члена НАТО. А. Салмонд согласился с тем, что Шотландия и остальная часть Великобритании будут поддерживать общую структуру вооруженных сил. Но зарубежные военные эксперты задаются вопросом, как английские и шотландские офицеры, верные разным государствам, смогут после всего сотрудничать в рамках НАТО.
Британское правительство заявило, что, даже в случае победы на референдуме сторонников независимости, оно признает ее только в том случае, если будут разрешены все спорные моменты — начиная от проблемы военных баз и заканчивая вопросом о разделе государственного долга.
(с) Зарубежное военное обозрение, №12, 2012 г.