На выходе из метро со станции «Калужская» совершенно случайно встретил своего старого и хорошего знакомого Олега Ветрова. Узнал сразу по очкам и интеллигентному профессорскому виду. Очень серьезный и умный человек. Он всегда был таким. Обнялись и, конечно, заболтались – давно не виделись. С Олегом мы обучались в одном вузе, на одном потоке и в одной группе. Вместе занимались научной работой на кафедре, а затем работали над дипломными проектами в одном и том же НИИ. После окончания института и распределения по «почтовым ящикам» наши жизненные пути разошлись.
По окончании рабочего дня Олег возвращался домой из своего закрытого «пилюгинского» НИИ, а я забегал в расположенный рядом магазин «М.Видео» присмотреть внучке Лизе подарок ко дню рождения. Вспомнили с ним чудесные студенческие годы, старых друзей и любимых преподавателей, веселые институтские вечера отдыха и КВНы, уборку картофеля в подмосковных колхозах, походы, песни под гитару у костра и первые любовные увлечения. Ну и, конечно же, не забыли посетовать друг другу на тяжесть текущего исторического момента, пожаловаться на современную «фурсенковскую» систему народного образования, «добрым словом» вспомнить Михаила Сергеевича, в общем, погрустить о незабываемом прошлом, непривычном настоящем и туманно непредсказуемом будущем.
– Ну отчего у нас вечно все так происходит? – поинтересовался я у Олега. – Объясни, как понимать эти зигзаги диалектики общественного развития?
– Понимаешь, дружище, все то, что сейчас происходит, к диалектике мало имеет отношение – просто в головах большинства людей периодически происходит затмение. А если сказать проще, очень многие находятся, к сожалению, в плену заблуждений и кажущихся ощущений, то есть живут в ирреальном мире. Поэтому я серьезно опасаюсь за наше молодое поколение: современное образование и ЕГЭ приведут их к полному «лунному затмению».
– Но они же все продвинутые, с детского сада за компьютерами сидят, по Интернету свободно гуляют, и им совсем не «до луны».
– Не только «до луны». Многим из них все «до лампочки». Это, к сожалению, аксиома.
Планировал сегодня пораньше вернуться домой, но забыл обо всем на свете, увлекшись нестандартным ходом рассуждений ученого человека. И загоревшись интересом глубже понять его, попросил представить доказательства его аксиомы. Научный подход – так научный подход.
Олег охотно согласился.
– Лучшее доказательство – это проведение научного эксперимента. Ты помогай мне, старик, и только молчи, не мешай, ничего и никому не подсказывай, – проинструктировал меня Олег.
Теплый осенний вечер располагал к беседе на открытом воздухе. Вокруг зажглись огни, к метро с работы и из магазинов потянулось все больше людей, а на небе уже красовался молодой месяц. Натренированный глаз Олега остановился на парне лет 35, и ученый-исследователь повлек меня в его сторону. Молодой человек стоял у парапета подземного перехода и сосредоточенно курил.
– Извините нас, пожалуйста, ради бога, – обратился Олег к нему в своей всегда уважительной и интеллигентной манере. – Мы вот здесь, понимаете, поспорили с другом, и нам потребовалась ваша помощь. У нас к вам будет только один короткий вопрос. Залюбовались мы месяцем в московском небе, и у нас возникли разногласия в том, каким образом он в таком виде образуется. Вы можете нам что-то пояснить по этому поводу?
– Да все очень просто, – любезно откликнулся первый наш испытуемый. – Это самое обычное лунное затмение. Не солнечное, естественно, когда становится совсем темно, а именно лунное. В нашем же случае Земля закрывает от Солнца часть Луны, и получается месяц.
– О чем я тебе и говорил, – заговорщически сказал Олег, обращаясь ко мне.
Мы изобразили сердечную благодарность, а молодой человек довольный заспешил вниз по лестнице.
Я активно включился в эксперимент, и мы стали выискивать новую «жертву». На глаза нам попалась скромно одетая женщина средних лет и интеллигентного вида: не то учительница начальных классов, не то медицинский работник. Судя по возрасту, она родилась и пошла в школу еще во времена СССР, а продолжила образование в новой России.
Вопрос для нее нами был поставлен тот же. А ее ответ на наш «странный вопрос» был похожим: «Земля загораживает свет Солнца и создает тень на Луне».
– Это же все знают, – заверила она нас.
Извинившись за беспокойство, мы поблагодарили ее, и она продолжила свой путь.
– Давай военных «попробуем» для чистоты эксперимента, – предложил я.
На удачу нам попался бравого вида офицер-танкист в звании старшего лейтенанта. Поздоровались. Представился: «Сергей». Объяснили задачу.
– Как мне помнится, – начал отвечать на наш стандартный вопрос военнослужащий, – должен вам доложить, что это напрямую связано с положением Земли относительно Солнца. Точнее доложить не могу. Астрономию мы в военном училище не сдавали.
Военный «взял под козырек», мило улыбнулся и тотчас скрылся из виду.
Следующие пятеро опрошенных ничего нового из области астрономии не сообщили и ясность в своих ответах на поставленный нами вопрос не внесли. Одни отвечали уверенно и с апломбом, другие – менторским тоном, третьи – с долей сомнения: где-то, когда-то, что-то слышали. Однако все наглядно и отчетливо продемонстрировали результаты современного российского образования.
Для чистоты эксперимента мы решили «прощупать» кого-нибудь из представителей более молодого поколения, появившегося на свет уже в новой России. Наше внимание привлекла яркая стройная девица, решительно направлявшаяся к метро. Ее модные рваные,вареные джинсы и обтягивающий высокую девичью грудь ярко-оранжевый тонкий свитерочек однозначно свидетельствовали о принадлежности к поколению, выбравшему для себя «Пепси».
– Дико извиняемся, барышня, – одновременно обратились мы с Олегом к молоденькой незнакомке. – Мы, вот два очень старинных друга, давно не виделись, случайно встретились и заспорили. Можно у вас кое-что спросить?
– Ну, давайте, только короче!
– Вот вы наблюдаете на небе месяц. Сможете ли вы нам толково объяснить, как он получается. Бывает ведь и полная луна. Отчего это все зависит? Как вы думаете?
– Вы что, старики, блин, прикалываетесь, в натуре? Накумарились что ли, блин? – сразу взъерепенилась юная особа.
– Да нет, не волнуйтесь, пожалуйста. Мы хотели бы лишь уточнить кое-что и подумали, что вы сможете в этом помочь, – начали мы нелегкий для нас разговор с прекрасной представительницей нового поколения в спокойном примирительном тоне.
– Да это, короче, блин, сейчас каждый дебил знает! Мы в школе, короче, проходили. Месяц – это, короче, кусок Луны, который еще не закрыла Земля от Солнца. Когда прикроет совсем, Луны на небе не будет видно, и тогда наступит ее полное затмение. Короче, все понятно, блин? Что-нибудь еще?
Нам было все предельно ясно, но с таким интересным «экземпляром» сразу расставаться не хотелось. Тем более, как говорится, «любому старому козлу приятна свежая капуста». Поэтому, войдя во вкус научного исследования, я неожиданно для себя осмелился задать девушке еще один контрольный астрономический вопрос:
– А скажите, красавица, что вокруг чего, по-вашему, вращается? Солнце или Земля?
– Еще один, блин, заумный прикол! Вы мне, что, ЕГЭ тут устраиваете? Это и так, короче, все ясно – читать умеем. У моей старухи, блин, есть отрывной календарь, она его постоянно мусолит. Там для всех понятно напечатано, во сколько Солнце утром восходит и когда вечером, короче, заходит, и сколько, короче, длится день. Бабка за этим, блин, строго следит! Ну, все, короче, пока! А то я, блин, спешу в «Мидзуми» на «Беляево» – будем с пацанами тусить.
– А нам с вами, короче, блин, пойти потусить туда нельзя? – пошутили мы с другом, подстраиваясь под молодежный сленг.
– Только вас там, короче, старых мамонтов с засохшими хоботами и не хватает!
Девочка хихикнула и побежала в метро. Мы же молча остались стоять на месте. Неужели мы действительно ей виделись таковыми, какими она нас себе представляла?
Время летело неумолимо, и эксперимент нужно было заканчивать. Нам предстояло сделать последнюю, десятую по счету выборку. Почувствовав вкус настоящей науки, я забрал инициативу в свои руки. Дело уже шло к позднему вечеру, и людской поток заметно поредел. На мою удачу у метро появилось знакомое лицо, правда, постарше опрошенных нами респондентов. С этим усатым мы когда-то имели дела по работе, а скорее всего встречались в столовой нашего «почтового ящика». Мне даже сразу удалось вспомнить его – Евгений Валерьевич. Кстати, он меня тоже сразу узнал и поприветствовал.
– Привет, коллега! Ты что это поздно разгуливаешь по улицам? Завтра на работу проспишь, а потом, понимаешь, будешь костерить московские пробки и винить во всем Сергея Семеновича, – пошутил он, хитровато улыбаясь.
– Друга студенческой юности встретил, разговорились, кое-что вспомнить, – пояснил я. – Очень редко, к сожалению, встречаемся, время такое, – и, кивнув в сторону Олега, добавил, – между прочим, настоящий ученый, в НИИ на Калужской пашет. Познакомьтесь, пожалуйста.
Олег вежливо поздоровался и, представившись, сразу вступил в беседу:
– Да, действительно, есть что вспомнить: сессии, экзамены, защита дипломов и, конечно же, песни у походного костра. Разве можно забыть, как прекрасно пел наш однокурсник Анатолий Козлов под гитару, которой, кстати, владел весьма виртуозно: «Луна, луна, расскажи мне, луна, расскажи о любви, что покой отняла…».
Олег специально упомянул про луну, для меня это был сигнал.
– Кстати, о луне, – теперь я мог плавно перейти к непосредственно интересующему нас вопросу. – Обратите внимание, друзья, какой сегодня прекрасный молодой месяц над нами. Просто не налюбуешься! Кстати, а как он получается из луны? Я лично до сих пор точно не знаю. Говорят, имеются разные версии.
Олег, естественно, промолчал. А я посмотрел вопросительно в сторону своего коллеги.
– Версия только одна, – уверенно заявил последний испытуемый. – Луна – это естественный спутник Земли, который ровно за сутки делает один полный оборот вокруг своей оси, вращаясь одновременно вокруг Земли. Поэтому Луна всегда повернута к нам одной стороной. Когда Земля оказывается между Солнцем и Луной, то на последней образуется тень, а оставшаяся светлая часть превращается в месяц.
Такого результата на завершающей стадии эксперимента мы с Олегом не ожидали, и я, поддавшись инстинкту корпоративной солидарности, не удержался от постановки наводящего вопроса:
– Евгений Валерьевич! Когда вы отдыхали на юге, вам никогда не приходилось любоваться утренним солнцем над поверхностью моря, а справа от него одновременно наблюдать месяц на небе?
Мой коллега на секунду задумался и согласился:
– Да, братцы, извините меня! Конечно же, я все перепутал и совсем не то сказал… Месяц в нашем случае образуется за счет бокового освещения поверхности Луны, идущего со стороны Солнца. А лунное затмение – это, безусловно, совсем-совсем другое.
– Оно в головах, – уточнил мой ученый Олег.
Мы все трое дружно и весело заржали и пошли в метро, до закрытия которого оставалось уже недолго.
Итак, наш с Олегом научный эксперимент плодотворно завершился. И прежде всего с пользой для меня. Во-первых, я с гордостью убедился, что мои коллеги – инженеры из «оборонки» – самая продвинутая и вооруженная знаниями часть нашего общества. А во-вторых, мне было полезно еще раз уяснить для себя, каким все-таки образом возникает месяц над нашей головой.
ветеран Вооруженных сил, полковник в отставке
Время одного полного оборота Луны вокруг земли в точности равно времени одного оборота вокруг ее оси. Другими словами, луна всегда повернута одной и той же стороной к земле. По этому мы никогда не видим другую сторону нашей соседки по космосу.
Луна младше по возрасту чем земля и имеет диаметр 3500 км, это ¼ диаметра земли. На расстоянии примерно 384 000 км, луна обходит вокруг земли за 27.3 дней. И при этом луна все время меняется, мы это называем фазами луны. Чтобы в этом разобраться посмотрите на картинку. Солнце светит справа, значит половина луны всегда освещена (она отражает свет, так как сама по себе луна не светится). Но на земле пока луна вращается по своей орбите, мы видим каждый раз разное количество этой освещенной половины. Когда мы видим темную сторону- это новолуние, когда мы видим всю освещенную сторону – это полнолуние. Запомните, тень возникает из-за луны, а не земли.