1) Синяя птица Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.
2)Русская лаковая миниатюра
Искусство лаковой живописи родилось на Вос*токе, в Японии и Китае, еще в глубокой древнос*ти. Легкость и прочность материала, высокое ка*чество лака, совершенство живописных форм, от*точенных веками, превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности. В средневе*ковье искусство росписи лаковой поверхности проникло в Персию, а в начале XVIII века — в Ев*ропу. В это время приобретают известность фран*цузские лаки, особенно фирма братьев Мартэн, шотландские лаки. В Германии в 1763 году в Брауншвейге открывается фабрика лаковых изделий Штобвассера, разработавшая технологию произ*водства высокого качества лаковых изделий.
3)Плат узорный
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного подмосковного города Павловский Посад. За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде Павловопосадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.
Наш фильм рассказывает о прошлом и настоящем Павловского платка, показывает весь процесс его создания, позволяя зрителю прикоснуться к истокам русского традиционного искусства.
4)Жостовский букет
Жостово — прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Творцами красочных расписных подносов были простые крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркость красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка. Сейчас жостовские подносы известны во всем мире и ассоциируется с художественным вкусом и самобытностью русских мастеров.
Фильм показывает весь процесс создания жостовского подноса и раскрывает тайны росписи, которым около трёх веков.
5)Хохлома
6)Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.
7)Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.
8)Скань — Филигрань (скань)
Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.
9)Каслинское литье
10)Булатная сталь
согласно техническим характеристикам особый вид твердой стали, обладающий большой упругостью и вязкостью. Заточенный булатный нож это самое острое холодное оружие; как, пример, хороший булатный нож с легкостью перерезает подброшенный в воздух самый легкий платок, а нож из самой качественной стали может порезать только плотный шелковый материал. У азиатов булатный нож передается по наследству, как родовое достояние. Отличительный признак булата это узор на стали, который возникает на булатном металле в процессе ковки. Азиаты, оценивая так называемые дамасские ножи, учитывают форму и размер узора на стали, а так же цвет металла.Более подробнее здесь:КЛИНКИ ИЗ ОГНЯ И СТАЛИ.