После победы в идеологической холодной войне США стали распространять демократию во всем мире, и многие американцы искренне верят, что эта задача увенчается успехом.
Но вряд ли это произойдет, полагает The New York Times. Сейчас на первый план выходит борьба за национальное самоопределение.
Окончание холодной войны стало переломным моментом в истории. Оно породило убеждение, что развал восточного коммунистического лагеря доказал неоспоримое превосходство демократии. Однако это не совсем так. Прежде всего, стерлись ограничения и самоограничения, навязанные за 40 лет холодной войны. А как только они стерлись, по всему миру прокатилась волна протестов. Сначала развалился Советский Союз и Югославия, а потом, 20 лет спустя, началась «арабская весна».
Но сейчас времена поменялись. Победа США в холодной войне доказала лишь то, что в Советском Союзе провалилась идея насаждения марксисткой идеологии. Развал СССР привел не к укреплению демократии, а к поиску национального самоопределения эстонцев, венгров, поляков, украинцев и тех же чеченцев.
The New York Times цитирует слова американского президента Вудро Вильсона, которые он сказал еще в начале прошлого века: «Ни один народ не должен жить при власти, при которой он не желает жить». В большинстве случаев границы государств устанавливаются вокруг этнических групп и народов главным образом в результате военных конфликтов или договорным путем. Президент Вильсон же понимал, что самоопределение должно относиться не к государствам, а к народам, которые привязаны к своим традициям в течение нескольких столетий или даже тысячелетий и не хотят жить под правлением «другого» народа.
Он осознавал, что национальное самоопределение малозначимо для США, так как это страна иммигрантов. И если бы Вильсон жил в наши дни, он бы несомненно сказал, что американская идеологическая кампания не может дать другим народам демократию, не предоставив им право на самоопределение.
Стоит прекратить насильно насаждать демократию, считает The New York Times. Вместо этого надо дать народам право на национальное самоопределение и на настоящую демократию, то есть народное правление, в политически автономных образованиях.
1 комментарий
Журналисты The New York Times могли бы высказаться более откровенно — американцам выгодно, чтобы мир распался на множество мелких государственных образований, которым можно было навязывать свою волю по принципу «разделяй и властвуй!»