Медицина и здоровьеВидео

Лекарства, которые нас не лечат

1378886008_hx7dc8maveq

Производство лекарств — это всего лишь бизнес, несмотря на декларируемые принципы: дескать, радеем о здоровье всего мира. Абсолютное большинство из так называемых новых лекарственных средств на самом деле… таковыми не являются. Свидетельством тому — данные исследования американского FDA (Управление контроля качества пищевых продуктов и лекарств). На момент выведения на рынок 348 новых лекарств, созданных в 25 крупнейших фармацевтических компаниях США в 1981-1988 гг.,

FDA заявило о них следующее: — 3% (12 лекарств) внесли важный потенциальный вклад в современную фармакотерапию; — 13% внесли скромный вклад; — оставшиеся 84% лекарств внесли небольшой или не внесли никакого вклада. Не так давно американский исследователь Эндрю Четли в книге «Проблемные лекарства» привел документально подтвержденные свидетельства того, что: — четыре из каждых пяти противодиарейных продуктов на рынке не имеют никакой ценности при лечении острой диареи; — почти 50% всех противодиарейных продуктов на рынке содержат ненужное противомикробное лекарство; — более 80% всех препаратов от кашля и насморка содержат неэффективные ингредиенты, тогда как более 50% содержат ингредиенты, способные вызвать вредные побочные эффекты; — 1 из каждых 3 анальгетиков является комбинированным продуктом, что может вызвать почечную недостаточность, а 1 из каждых 5 содержит потенциально вредные ингредиенты.

Отдельно выделены витамины. Так, независимые исследования показали, что более 80% всех витаминных препаратов нельзя рекомендовать к использованию; почти 60% из них имеют показания, не подтвержденные доказательствами; более 40% содержат несущественные или неэффективные ингредиенты; более 50% имеют нерациональную формулу; почти 50% витаминов предлагают в чрезмерной дозировке. Своеобразный итог открытиям доктора Четли подвел на Х Российском конгрессе «Человек и лекарство» директор Фармакопеи США доктор Вильямс.

Он заявил, что от врачебных ошибок, в том числе от нежелаемого действия лекарственных средств, в Штатах ежегодно умирает свыше 100 тысяч человек. Осложнения лекарственной терапии поделили там 4-6 места среди причин смертности после сердечно-сосудистых, онкологических, бронхолегочных заболеваний и травм. Ответ на извечный вопрос: «Что делать?» дал еще несколько десятилетий назад известнейший врач, академик Борис Вотчал. Тот самый, который автор доныне популярных у сердечников капель. Предупреждая от чрезмерного увлечения таблетками и микстурами, он говорил: «Мы живем в век безопасной хирургии и все более опасной лекарственной терапии». Остается только вывесить эти слова на видном месте в каждой аптеке, чтобы простой обыватель перестал видеть в лекарстве только друга.

А также отвык верить тем, кто на все лады расхваливает то или иное средство. Любой препарат уже изначально, по природе своей, является биологически активным веществом, «энергия» которого даже при грамотном применении может дать эффект, прямо противоположный ожидаемому.

Американцы умирают от лекарств

Число смертельных случаев от побочных эффектов медицинских препаратов достигло в стране 125 тыс. в год, причем эта причина смерти вышла на четвертое место после заболеваний сердца, онкологической патологии и инсультов. Американские врачи и эксперты в области фармацевтики бьют тревогу, считая, что ситуацию еще более усугубляет отношение покупателей к лекарствам как обычным потребительским товарам, сродни продуктам питания. Объемы продаж лекарственных препаратов ежегодно растут не только в США, но и во всем мире. Так, по данным аналитической компании RMBS, мировые продажи лекарств в 2001 г. выросли на 12%, в 2002 г. – на 9%, в 2003 г. – на 10%, а в 2004 г. их рост составил 7%, объем продаж достиг 550 млн долл. Причем, говорят аналитики, на долю Северной Америки приходится 47,8% всего фармацевтического рынка (страны Европейского Союза занимают 27,8% рынка). По официальным данным, объемы продаж фармацевтических компаний в США в 2004 г. достигли 250 млрд долл. Эксперты связывают резкое увеличение числа побочных эффектов скорее не с возрастанием их опасности, а с увеличением количества потребления медикаментов.

Американцы уходят в отказ

64% американцев периодически забывают принимать необходимые им лекарства. 35% сознательно отказываются от приема лекарств, чтобы сэкономить деньги. 33% жителей США не принимают рекомендованных врачами лекарств, потому что считают их бесполезными. 19% отказываются от приема, потому что лекарства имеют неприятный вид, запах или вкус. А 16% американцев не принимают прописанных им препаратов только потому, что испытывают трудности с открыванием бутылочек и упаковок.

Всем, кто старше 50, надо ежедневно принимать аспирин

80% специалистов из Северной Америки думают, что пациентам, страдающим от слабоумия и подверженным факторам риска для сердечно-сосудистой системы, следует давать аспирин. Другие данные подтверждают эффективность аспирина для профилактики болезни Альцгеймера. Только 53% пациентов, у которых был инсульт или инфаркт и которым было рекомендовано принимать аспирин, чтобы предотвратить новые приступы, выполняли эти предписания. Однако эта тема противоречива, так как аспирин также повышает риск кровотечения. Желудочное кровотечение может быть серьезной проблемой, требующей переливания крови, и может само по себе привести к летальному исходу. Многочисленные исследования показывают, что аспирин в малых дозах – обычно около 75 мг в день – снижает риск инфаркта почти на 30%. Такие же результаты получены в отношении инсульта, а данные, связанные с раком, в настоящий момент изучаются. Согласно одному из исследований, для женщин, ежедневно принимающих аспирин в качестве болеутоляющего, риск рака груди снижается на 28%.

Лекарства превращаются в убийц при неправильном сочетании с едой

Советники британского правительства обеспокоены тем, что сильнодействующие медицинские препараты, токсичные по своей природе, могут стать еще более опасными при взаимодействии с некоторыми веществами в пище, напитках и диетических добавках. Или наоборот, пациенты неосознанно могут подрывать эффективность своего лечения, употребляя в пищу не те продукты. Многие люди принимают до 10 лекарств одновременно, поэтому, по словам советников, «для некоторых людей вероятность взаимодействия (разных веществ в организме) очень высока». По данным Агентства пищевых стандартов и Управления по контролю медикаментов и продуктов здоровья, существует как минимум 200 лекарственных средств, на действие или токсичность которых влияет пища.

Эти сведения изложены в рекомендательной записке, составленной по итогам встречи экспертов обоих органов, посвященной токсичности пищи и безопасности медикаментов. Ранее к британским врачам, медсестрам и фармацевтам уже обращались с просьбой контролировать стандарты безопасности приема лекарств. И причиной тому было существование потенциально летальных комбинаций распространенных медицинских препаратов и продуктов питания. Например, пишет газета, это антикоагулянт варфарин и клюквенный сок; противохолестериновые препараты, известные как статины, и грейпфрутовый сок; оральные контрацептивы, антидепрессанты, лекарства от СПИДа и зверобой.

Однако о многих других опасных смесях известно очень мало: например, молоко и молочные продукты понижают эффективность антибиотиков, принимаемых для лечения респираторных и половых инфекций. Новые продукты, такие, как обогащенные йогурты и молочные коктейли, предназначенные для улучшения состояния здоровья путем изменения микрофлоры кишечника, могут давать и другие лекарственно-пищевые реакции.

Конечно, пишет издание, не все сочетания опасны, и иногда пациентам, хорошо реагирующим на лечение, лучше придерживаться диеты, к которой они привыкли. Однако в Великобритании было зафиксировано по крайней мере два случая со смертельным исходом от одновременного употребления клюквенного сока и медикаментов. Вместе с тем данных о том, какие группы пациентов наиболее уязвимы, нет, хотя, вероятнее всего, это дети и болезненные, престарелые люди.

В рекомендации британских медиков указывается, что, поскольку лекарственно-пищевые реакции для большинства людей неопасны, вместо общественной кампании лучше обратить на эту проблему повышенное внимание врачей и других медицинских работников. «Однако многие пациенты могут и не сказать им, что принимают травяные или пищевые добавки, которые могут вступить во взаимодействие с обычными лекарствами», — заключает газета и приводит список опасных для жизни сочетаний продуктов и лекарств.

Не стоит смешивать: опасно для жизни Варфарин (замедляет свертывание крови) Взаимодействует с клюквенным соком и зеленью. Эффективность может сокращаться при употреблении мороженого, сои и авокадо.
Средства, понижающее содержание холестерина, и иммунодепрессанты Пациенты не должны пить грейпфрутовый сок.

Седативные средства, и препараты, содержащие парацетамол Нельзя смешивать с алкоголем.
Литий при лечении биполярного психоза Следует ограничить употребление соли и не повышать его после стабилизации состояния.
Оральные контрацептивы, антидепрессанты класса СИОЗС, противоспидовые лекарства Не смешивать со зверобоем, хотя и есть данные о том, что он тоже помогает лечить депрессию
Антибиотики-тетрациклины и хинолоны Молочные продукты могут уменьшить их эффективность

Лидеры в списке самых опасных лекарств.

Несколько независимых групп экспертов ВОЗ провели масштабные, многоцентровые статистические исследования целью которых было выявить самые вредные лекарства. С течением времени, проблема вредного воздействия фармацевтических препаратов становится все актуальнее. Ежедневно в мире синтезируется около 50 новых химических соединений, сколько из них потенциально смогут применяться в фармакологии никому точно не известно. Исходя из этого международные эксперты решили для начала обозначить неликвидные препараты среди уже известных, а затем уже браться за новшества. Итак, по их данным, список «самых вредных» возглавили следующие медикаменты:

Лекарства от ожирения . Все новые и новые лекарственные средства изымаются из продажи.
Препараты, содержащие амфетамин, вызывали зависимость, отрицательно влияли на сердце.
Средства, в состав которых входил фенфлюрамин, приводили к таким серьезным повреждениям клапанов сердца, что требовалось хирургическое вмешательство.
Очередная «сенсация», лекарство с дексфлюрамином – изолипан, способствовал патологическим изменениям в легких.

Гормон роста. «Чудодейственное средство» для детей, лишенных фактора роста, несколько лет производили во Франции из гипофиза умерших людей, среди которых были больные смертельной дегенеративной болезнью Крейтцфельдта – Якоба. В 1984-1986 годах более тысячи детей получили инфицированный гормон, многие умерли. Год назад родители некоторых из них подали в суд иск против Института Пастера и «France Hypophyse» производителей гормона, а также против врачей, которые назначали это средство.
Антихолестериновое средство фирмы Bayer – липобай (церивастатин) – только в самих Соединенных Штатах вызвало 52 смерти и 1100 случаев серьезного повреждения мышц. Кроме того, препарат способствовал нарушению функции почек. Французское агентство санитарной безопасности зарегистрировало 20 случаев серьезной угрозы для здоровья у лиц, сочетающих два разных лекарственных средства, снижающих уровень холестерина в крови: церивастатин и гемфиброзил. Всего в мире такое сочетание употребляли около 6 миллионов человек.

Талидомид – печально известное, успокаивающее средство, которое назначали беременным женщинам как препарат, улучшающий сон, — вызвал нарушения развития (главным образом недоразвитие конечностей, глухоту, слепоту и расщепление неба) у более чем 10 тысяч детей. В настоящее время установлено, что талидомид понижает в организме уровень альфа-фактора некроза опухолей (биологически активной субстанции, усиливающей воспаление), а потому этот препарат (не без успеха) используется в лечении лепры (проказы). Фирма Bayer отозвала с рынка свой препарат липобай именно в связи с выявленными серьезными побочными эффектами.

Детям

Любопытный вывод сделала Всемирная организация здравоохранения: ежегодно в мире тратится миллиард долларов на покупку ненужных лекарств для детей от поноса, кашля и простуды. Причем одни из них бесполезны, другие потенциально опасны. Если у вас растет в доме маленький человечек, прочтите эту страничку: кроме названного факта, найдете в ней много других интересных и, главное, полезных советов. Ребенок — не маленький взрослый. Сегодня вопрос детской фармакологии стоит остро и вызывает бурю споров. После прошедшего в Москве форума «Дети и лекарства» стало совершенно очевидно, что эта область далеко несовершенна и имеет массу противоречий. Резкой критике подвергается в прессе фармакология для самых маленьких больных — детей до года. Оказывается, для детей такого возраста нет лекарственных форм. Ведь совершенно ошибочно мнение, что ребенок — очень маленький взрослый.

Это доказано и нашими учеными, и иностранными специалистами. «Проблемы детского организма отличны от проблем взрослых, и метаболизм организма ребенка также отличен. Медикаменты должны быть приспособлены специально для него», — поясняет европейский комиссар по делам предприятий Эркки Ликанен. А получается, что практически любое распространенное заболевание у ребенка родители лечат как свое, давая те же препараты, только в меньшей дозе. Это глубокая ошибка, влекущая за собой развитие патологии, а порой и трагический исход. Понятно, что фирмы-производители, и в особенности отечественные, не стремятся к интенсивному выпуску специализированных препаратов. Это дорого и невыгодно. Поэтому капли, сиропы, порошки, предназначенные для детей, в большинстве производятся за рубежом. И, как следствие, высокие цены на такие препараты. А при нестабильности российской экономики рост цен можно ощущать с завидной регулярностью.

Почему наше государство не в состоянии поддержать отечественного производителя медикаментов льготами, регулярным финансированием? Почему программы, разработанные специально для этой сферы, нещадно сворачиваются? Уже закрыта федеральная программа «Детские лекарственные формы», почти в пять раз сокращено финансирование программы «Здоровый ребенок»… Что малыши имеют детского? Наболевшее всех педиатров мира — мало, катастрофически мало лекарств для детей! По данным европейской комиссии, нехватка фармацевтических средств, используемых в педиатрии, приводит к недостаточной терапевтической эффективности. Обезболивающие — те же, что и для взрослых, только в маленьких дозах, препараты от поноса и запора — тоже. Не стоит забывать, что у ребенка другая структура стенок желудка, прямой кишки, пищевода.

И лекарство от запора всасывается мгновенно, вызывая понос буквально через час. Конечно, если другого выхода нет, можно адаптировать и «взрослое» лекарство для маленького больного. Как говорит врач высшей категории, ассистент кафедры клинической фармакологии Российского государственного медицинского университета Сергей Викторович Лукьянов, нужно отделить часть таблетки, растереть ее и дать ребенку, смешав в ложке с водой. Можно добавить немного сахара. «Но не стоит подмешивать в воду мед или варенье, так как трудно предсказать результат взаимодействия этих продуктов с препаратом. Лекарства, предназначенные взрослым, нельзя делить «на глазок», нужную для ребенка дозу должен определить врач», — поясняет доктор.

Исключительно к детским препаратам можно отнести импортные витамины, которые часто рассчитаны именно на ребенка, и в случае передозировки не произойдет ничего страшного. Ведь если ваш ребенок съест целую пластмассовую баночку нашего «Ундевита» или «Ревита», у него сейчас же подскочит температура, и ему грозит промывание желудка. И наоборот, югославские витамины «Дуовит» во всем мире считаются наиболее качественными и адаптированными к случайным передозировкам. А ведь за ребенком не всегда уследишь. Да и отечественная очистка витаминов оставляет желать лучшего. Заменители грудного молока матери тоже относятся к разряду сугубо детских препаратов. И красной строкой — В РОССИИ НЕТ АНАЛОГОВ МОЛОКА МАТЕРИ. Нет у нас таких смесей. Существуют зарубежные фирмы, например, NESTLE, которая выпускает одну из самых лучших молочных смесей, максимально повторяющую состав природного молока женщины. Ее цена полностью соответствует качеству. А мы своим грудничкам можем предложить лишь непонятную жидкость с молочной кухни районных поликлиник, стабильно провоцирующую диатез у младенцев.

Особо внимательно следует относиться к детским жаропонижающим, «Панадолу» и прочим микстуркам. Журнал Американской академии педиатрии «Педиатрикс» отмечает: «Жар у детей в основном вызван вирусными инфекциями и обычно не нуждается в лекарственном лечении. При высокой температуре жар можно преодолеть, например, с помощью компресса. Считается, что жар вреден для здоровья. В результате сбивание температуры у детей стало естественным процессом. Однако исследования показали, что температура помогает лабораторным животным побороть инфекцию, в то время как использование лекарств увеличивает количество летальных исходов». Температура является иммунной функцией организма. А препараты, которыми «заботливые» родители искусственно снижают температуру, часто таят в себе скрытую угрозу. Распространенный во всем мире аспирин можно сравнить с ядом скорпиона для детского организма. Его не рекомендуется давать детям, особенно раннего возраста, из-за опасности серьезных осложнений. Лекарство всегда непредсказуемо. По данным Европейской комиссии, от 50 до 90 процентов (в зависимости от области педиатрии) медикаментов, которые мы даем малышам, никогда не проверялись на детях, специально никто не исследовал препарат для ребенка. Впрочем, похожая ситуация складывается с беременными и пожилыми. Лекарство, полученное для них в лабораторных условиях, чаще всего непредсказуемо.

Можем ли мы после этого доверять тому, что прописывает врач? Тому, что продают аптеки? «Самыми исследованными специально для детей медикаментами обычно оказываются вакцины и антибиотики, — говорит Ликанен. — Именно поэтому отсутствие специальных педиатрических исследований вызывает особые опасения при лечении более тяжелых заболеваний, таких, как рак». Значит, детскому антибиотику уже можно доверять. Иные антибиотики, предназначенные для взрослых и имеющие малую дозировку, ОПАСНЫ для здоровья ребенка. Как правильно подобрать медикамент для своего малыша, может ответить не только врач. Врачи не ученые, они часто прописывают детям «взрослые» лекарства в малых дозах. Лишь дозу они рассчитывают правильно. А как быть тем, кто не может обратиться к врачу? Сразу возникает масса вопросов: может, стоит спросить в аптеке у фармацевта, может, позвонить соседке, у которой тоже маленький ребенок. Но не всегда нужно прибегать к лекарственным препаратам. По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), только одна треть всех лекарств, используемых детьми, приносит ощутимую пользу. По тем же данным, ежегодно в мире тратится 1 миллиард долларов на покупку ненужных лекарств для детей от поноса, кашля и простуды. Многие из этих препаратов бесполезны, а некоторые потенциально опасны. Иные лишь немного помогают организму самостоятельно справиться с болезнью.

http://youtu.be/XHl9YqHuMdQ

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.