В наших учебниках истории все еще можно прочитать, что в XIX веке Российская империя была «отсталой страной». Так черным по белому и пишут: «отсталая страна». Однако это мнение кардинальным образом не совпадает с мнением экспертного жюри Международных выставок промышленности, науки и культуры.
Международные универсальные выставки ведут свою историю с Лондонской экспозиции 1851 года, на которой Русский отдел получил высокое признание.
Лондонская Всемирная выставка 1851 года.
Члены Королевской комиссии утверждали, что Русский отдел значительно содействовал успеху выставки. Француз де Валон писал: «Я не знаю России. Хотя во Франции, благодаря Богу, уже не представляют себе подданных Императора Николая I суровыми дикарями. Контраст слишком силен между воспоминаниями о веке Петра Великого и этою цивилизацией, утонченною, изящною, чрезвычайною. На России осталось отражение Востока, что выразилось на выставке в ее вкусе к богатству и любви, например, к прекрасным шелковым тканям, кожам, шитыми золотом и серебром. Кроме бриллиантов, бирюзы, мраморных мозаик и драгоценных вещей, русские выставили мебель из малахита: столы, камины, огромные вазы. Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонки из этого камня, а в России г-н Демидов может из него выстроить целый дворец!».
Из 365 российских экспонатов 3 были удостоены Большой медали (придворные ювелиры Каммере и Зефтиген; московский фабрикант серебряных изделий И. Сазиков; петербургская фабрика малахитовых изделий Демидовых), 60 — Медали второй степени и 67 — Похвального отзыва. Трехгорная мануфактура получила здесь свою первую зарубежную медаль. В работе выставки принял участие известный металлург — П.П.Аносов, выставивший особо ценный экспонат Русского отдела – булат. Это оружие было изготовлено по давно утраченной и восстановленной им в 1841 году рецептуре.
Первую Всемирную выставку на европейском континенте, прошедшую в Париже в 1855 году, Россия пропустила из-за Крымской войны. Только через 10 лет, когда русско-французские отношения улучшились, Александр II принял приглашение французского императора Наполеона III участвовать в очередной Парижской выставке. Генеральным комиссаром Русского отдела был назначен известный писатель Дмитрий Григорович, мать которого, кстати, была француженка.
«Всемирная выставка произведений земледелия, промышленности и художеств» 1867 года открылась в апреле.
Эдуард Мане. Вид на Всемирную выставку 1867 года
На Марсовом поле для нее возвели огромное здание из стекла и железа, внутри которого разместилось 7 экспозиционных галерей. 70 гектаров прилегающей площади заняли более 200 больших и малых павильонов. Всего в выставке участвовали около 42 тысяч экспонентов.
Русский Отдел насчитывал более 1300 предметов.
Русский деревянный павильон
С первого же дня работы выставки начался небывалый триумф Русского Отдела. Толпы посетителей приходили посмотреть на бронзовую модель Петропавловской крепости работы петербургской Фабрики художественной бронзы, и резную деревянную избу, сооруженную без единого гвоздя плотницкой артелью из Владимирской губернии. Эту экспозицию жюри отметило серебряной медалью. При этом, как отмечала пресса, Россия «изумила некоторыми промышленными изделиями». По разделу промышленности медалями различной степени были отмечены: орудия и инструментальная сталь петербургского Обуховского завода; изделия адмиралтейских Ижорских заводов, Петербургского Монетного двора; ткани «Невской бумагопрядильной мануфактуры» и многие другие предприятия.
В художественной экспозиции демонстрировались работы 40 российских живописцев. Золотой медалью и денежной премией были награждены художник-баталист Коцебу за монументальное полотно «Полтавская битва», а также мозаичные работы Петергофской гранильной фабрики и Императорской Академии художеств. Представленные на выставке изображения древней новгородской церкви на Нередице, построенной в 1198 году, и копии ее фресок так потрясли французов, что Наполеон III приказал отлить в честь этого храма специальную медаль.
Высшую награду Парижской выставки – «Гранпри» – экспертный совет международного жюри присудил академику Петербургской Академии наук Якоби за работы в области физики и электротехники и императору Александру II – за труд и содействие в улучшении пород лошадей на российских конных заводах.
Изображение наградной медали Всемирной выставки в Париже 1867 г. (аверс, реверс)
Всего же по итогам работы жюри более 470 российских экспонатов получили в Париже высокие оценки, медали и дипломы. За полгода около 10 млн. европейцев познакомилось с новейшими достижениями российской промышленности, науки, техники и культуры.
Русский павильон на Парижской выставке 1878 года
На парижской выставке 1878 года Россия продемонстрировала настоящий технологический прорыв: сварочный аппарат Николая Бенардоса, позволявший соединять металлы с помощью электрической дуги, и лампу накаливания Павла Яблочкова.
Примечательно, что одновременно в другом павильоне демонстрировал свои лампы накаливания американец Томас Эдисон, чья лаборатория еще задолго до выставки получила в распоряжение лампу накаливания Лодыгина и лампочку Яблочкова. Внеся незначительные изменения в изобретения русских инженеров, Эдисон вскоре получил на них патенты как на свои собственные, в связи с чем французский журнал La lumiera Electric задавался ехидным вопросом: «Почему уже не сказать, что и солнечный свет изобрели в Америке?»
После выставки 1893 года многие экспонаты из Русского отдела поступили в западные музеи и библиотеки: шелк и парча В.Г. Сапожникова – в текстильный музей в Лионе, коллекция изделий домов трудолюбия Мариинского ведомства – в Филадельфийский педагогический музей, книги Министерства народного просвещения – в университеты США.
В Парижской выставке 1900 года приняло участие около 2,5 тыс. российских производителей.
Русское правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для Русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 кв.м. И все равно для некоторых частей российской экспозиции были построены отдельные здания, поскольку выделенной площади не хватало. На участие в выставке Россия потратила около 6 млн. рублей, примерно половину из этих денег ассигновали учреждения и экспоненты. В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри. По итогам выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Высшая награда, в частности, была присуждена целому ряду сооружений Великого Сибирского железнодорожного пути. Транссиб был представлен в виде панорамы. Зрители заходили в спальный вагон и видели в окнах движущуюся панораму, которая была изображена на ленте, наматывающейся с одного цилиндра на другой.
В разделе электротехники были представлены первые русские телефонные аппараты и первый действующий прообраз радио, который лично представлял его изобретатель Александр Попов (удостоенный золотой медали за развитие радиосвязи).
Русский инженер Лавр Проскуряков получил Золотую медаль выставки от специального комитета во главе с Густавом Эйфелем . Медаль была присуждена за проект Красноярского железнодорожного моста.
Вместе с тем Гран-при были присуждены крымскому шампанскому завода «Новый Свет» князя Голицына, шоколаду товарищества «Эйнем» (сегодня – фабрика «Красный Октябрь») и экспозиции Прохоровской мануфактуры, рассказывавшей о строительстве жилья для рабочих. Свою золотую медаль получила и матрёшка – за оригинальность формы и своеобразие росписи. Кстати говоря, этот символ России появился на свет лишь незадолго до того в Сергиевом Посаде, и на выставке демонстрировался впервые.
Выставка пользовалась колоссальным успехом — за 210 дней ее посетил 51 млн. человек — рекордное число посетителей за всю историю всемирных выставок прошлых пет.
Неизменной популярностью пользовался Русский отдел и на выставках начала ХХ в. — в шотландском Глазго (1901), итальянском Турине (1911) и т.д.
Но Октябрьская революция и Гражданская война в самом деле надолго превратили Россию в «отсталую страну». К 1921 году промышленное производство сократилось в семь раз. Пришлось начинать с чистого листа.