Строительство железнодорожного тоннеля размером 13,6 километров в длину обошлось в 4 миллиарда долларов
29 октября в Стамбуле открыт первый железнодорожный тоннель между Европой и Азией. Тоннель под названием Marmaray достигает 13,6 километров в длину, часть его проходит под Босфором.
На строительство тоннеля ушло 4 миллиарда долларов. Технические особенности сооружения учитывают возможность сильных землетрясений.
Изначально идею создания такого тоннеля озвучил султан Османской империи Абдул-Меджид еще в XIX веке. Работы по строительству начались в 2004 году, но были приостановлены в связи с обнаружением руин византийской эпохи.
Сегодня — знаковый день для мирового транспорта и для Турции: открывается для регулярного движения тоннель «Мармарай» под Босфором. Впервые в турецкой истории её железнодорожная сеть соединяется воедино. Ранее она была разорвана Проливами. Строили тоннель долго, с несколькими отсрочками, но наконец построили.
Главная цель строительства — расшивка стамбульской транспортной проблемы: 75-80% движения по тоннелю будут занимать местные электрички с высокой интенсивностью движения (77-километровый пригородный сегмент Гебзе — Халкала). Тем не менее, стратегически его значение выходит за рамки локальной системы, хотя пока больше на словах.
Самая крайняя «европейская» платформа системы Мармарай находится прямо под вокзалом Сиркеджи, и вниз на неё будет вести самый длинный эскалатор в Турции (61 м). В Азии линия будет выходить наружу уже в Ускюдаре, подземный путь через Босфор займёт 5 минут.
В декабре 2011-го, в ходе стамбульского вояжа, я видел эту стройку, и в районе Мраморного моря, где Стены Феодосия прилегают к побережью, даже поснимал её, ошибочно тогда зайдя на виадук и территорию строительства.
2. Вид на восток, к Босфору. «Мармараевская линия» — это та, что справа.
3. Вид на запад. «Тоннельная» линия — слева, а справа (идт электричка) — обычная, огибающая Босфор и подходящая к Сиркеджи наземным путём.
В общем, турков можно поздравить с окончанием стройки этого мегапроекта :)