Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».
Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»
Иоланта Качаева
9 комментариев
совет родителям: поменьше инета и ТВ в жизни детей, побольше книг. у меня ребенок сидит в инете 1,5 ч в неделю, ей 13 лет, зато сама с удовольствием читает каждый день книги, в день в среднем по 3-4 часа. Хотя прививали мы ей полезное действо с трудом и слезами, но сейчас сама нам благодарность выражает, если бы, говорит не вы. я бы тоже, как другие двух слов связать не могла. все в руках родителей, им надо вспомнить основную свою обязанность… нет, не зарабатывание денег, чтоб дитя не в чем не нуждалось, а воспитание ребенка в любви, добре и взаимопонимании
Милая Катя!\
Как же вы правы и правы ещё раз))..
Моя дочь читает книги то же с 5-ти летнего возраста, до этого возраста рассматривала картинки.
Сейчас в доме есть компьютер, интернет, планшет- андроид, но она в большей мере 80% выбирает книгу.
Сейчас ей 9 лет.
Катерина подскажите, с какого времени начали ребенку книги давать? Какие книги с начало пошли и какие ребенок читает сейчас?
с 5 лет учили буквы- была книга-игрушка, большая, ичили в игре, потом она сама разбирала слоги, по этой книге. Связно с понимание читать начала через год, до этого просто зрительно запоминала текст и пересказывала, читала то, что я читала в детстве- сказки, рассказы, все которые читали мы, когда были маленькими. Сейчас тоже читает нашу классику, нравится наша фантастика, недавно закончили Джен Эйр, читала Марфу пасадницу, сейчас читает Унесенные ветром, возраст такой)) любовь, Любимые книги ее Хроники Нарнии и Волкова- полное собрание сочинений про изумрудный город, опять же К Булычев, перечитала Катаева, Рыбакова, Стивенсона- этим летом. Дюма- Три мушкетера, Майн Рид, Жюль Верна прочла всего еще в прошлом году.
у нас большая библиотека, я ее сама приобретала, подбирала те книги, на которых воспитала меня школа. Теперь этими же книгами воспитываю своего ребенка. Плохо одно- ее совсем не интересует история, плохой преподаватель, не сумел привить детям любви к историческому прошлому- они ее зубрят, без понимания, со слезами на глазах, по 5 листов к каждому уроку…вот так школа отбивает детям руки сейчас, нашему поколению повезло в этом отношении больше
Благодарю за развернутый ответ :) — иметь привычку читать книги — это замечательно во все времена.
спасибо. Если не сложно, подскажите, как править орфографию в комментах?
Дебилизация вся страны в действии. Что же будет после, хотя бы, 5 лет ЕГЭ?!?!?!
Жить стало веселей, потому что у власти в России каждый первый — еврей!!! Хотя нет — просто ЖИД!!