Президент США Барак Обама отметил важную роль американской индустрии развлечений в формировании мировой культуры, передает Los Angeles Times.
Выступая перед сотрудниками киностудии DreamWorks Animation, американский лидер отметил, что развлечения являются частью дипломатии США. «Это часть того, что делает нас исключительными, часть того, что делает нас мировой державой», — цитирует издание слова американского президента.
«Истории, которые мы рассказываем, транслируют ценности и идеалы толерантности и разнообразия, творчества и преодоления трудностей», — отметил Обама, добавив, что люди в других странах могут не знать Геттисбергской речи Линкольна, но занимают первые позиции в «марше на пути к прогрессу» в национальном вопросе, попытках расширения прав гомосексуалистов через фильмы и телешоу, говорится в публикации.
В конце XX века, накануне развала ненавистного Западу Союза, произошло уникальное, но никем не объявленное открытие. Мысли людей можно не просто направлять и контролировать, но и зарабатывать на этом. Надо только сделать так, чтобы бессмысленность была ярка, привлекательна и популярна, а высокие идеи стали смешны, ассоциировались с кровью и лишениями. Так и родилась массовая культура.
Законная наследница финансовой цензуры, она стала ее улучшенной моделью. Самое ужасное, что люди сами были к ней готовы, жаждали её, поскольку чрезмерно устали за весь XX век от пафосных слов, высоколобых идей и жертв ради них.
Им всем одновременно захотелось сытного, тихого, комфортного существования здесь и сейчас. И всем вдруг стало откровенно наплевать на космос. Если раньше цензура подразумевала под собой запреты в том или ином виде, то отличительной чертой цензуры массовой культуры стало иллюзорное отсутствие запретов. В этом и таится ее феноменальная сила и неуязвимость. Гениальное изобретение находчивых кукловодов.
Тут-то все и началось. На поток было поставлено производство музыкальных (точнее, шоу-бизнесных) групп со все более примитивной и мозгодробительной музыкой. Фантастическими темпами за короткий срок разрослась «фабрика звёзд» Голливуда, которая и раньше грешила примитивными мелодрамами с Марлен Дитрих, но в 80-90-е стала лидером в индустрии производства привлекательной бессмысленности и насаждения примитивного мышления по всему миру.
Начало победное шествие MTV с оголтело тупыми ди-джеями и красочно-пустыми клипами. Бурным цветом расцвела пошлость и порнография, в России появившаяся даже в эфире федеральных каналов. Телевидение поглотило жизнь каждого человека, извращаясь над этой жизнью все новыми способами: от реалити-шоу до ночных программ-заманух, в которых людей призывают звонить на платные номера и безуспешно угадывать простые слова.
Образовалась целая каста людей новой формации — гламурных подонков, которые с дикой яростью и смехом принялись попирать оставшиеся нормы поведения, отношений между людьми. Любовь превратилась в один сплошной секс, стремящийся только к разнообразию, самореализация свелась к добыче денег, сострадание стало называться благотворительностью, извращения получили статус нормы.
Мир начал сходить с ума. А новые технологии максимально быстрой передачи информации только увеличивали скорость и масштабы сумасшествия. Настолько, что многие принялись посыпать голову пеплом и пугать Концом света.
Массовая культура тотальна и беспощадна. Неугодных не убивают и не уничтожают — их высмеивают. И что самое циничное, на них даже зарабатывают. Прекрасный пример — Че Гевара и символика Советского Союза. Теперь это неимоверно популярные тренды, это модно.
Модно носить футболку с легендарным изображением Че, модно оформлять бар или клуб в стиле советских времен, модно пить стильный китайский чай из советского стакана с подстаканником.
Всё то, что ранее противопоставляло себя капитализму и было принципиальным его противником, теперь работает на капитализм и стало его заложником. Произошла подмена. Прямая кишка массовой культуры умудрилась пережевать и переработать все высокие идеи (за исключением Православия), пропустить их через свою прямую кишку и свести к примитивным брендам, к аксессуарам.
Принцип прост и гениален: Если что-то надо обесценить, сделайте это модным и популярным. И тогда любая идея, любая ценность и любой герой превратится в ничто. Америка прекрасно освоила это оружие, Америка во многом на этом выстроила своё могущество. Pax Americana — империя иллюзионистов и финансовых махинаторов.
Масскульт неоднороден и богат в своих проявлениях. Иногда он груб и неотесан, иногда вроде как даже утончен. Масскульт вмещает в себя многое: от «желтой прессы» с шокирующими и отвязными заголовками через гламурные «Камеди Клаб», Тину Кандилаки и Тимати до интеллектуального журнала «Эсквайер», где рядом с фотографиями голодающих детей Африки напечатана реклама дорогого английского костюма.
И если с первыми и вторыми все понятно (их примитивизм есть их самая большая слабость), то третьи коварны и хитры. В них работают высоко образованные интеллектуалы, не имеющие за душой ничего святого. С необыкновенной легкостью и талантом они съедают/высмеивают честных, искренних людей, восхваляя только таких же беспринципных нигилистов-паразитов.
Интеллектуальный гламур — то, что интеллектуально и красиво, но не берет на себя никакой ответственности. То, что образованно и начитанно, но отрицает какие бы то ни было ценности, кроме пресловутой и не осмысленной свободы. Более того, разрушает их, разъедает.
По сути, гламур — это лощённый нигилизм и пофигизм с претензией на красоту.
Он вырос в инкубаторах американской индустрии развлечений, распространился по миру через огромное количество массовых продуктов — от джаза и лаунжа до хип-хопа и сериалов «Sex i the City» или «Беверли хилс», и закрепился в каждой стране местной калькой «а-ля» Ксюша Собчак — Пэрис Хилтон.
Таким образом, масскульт охватывает почти всю человеческую массу, все группы и страты человейника: кто-то слушает рок, кто-то рэп, а вместе они презирают поклонников какой-нибудь Алсу, но при этом каждый из нас поедает один из продуктов массовой культуры, придуманных и разработанных изощрёнными маркетологами и психологами американской «фабрики грёз» и скопированных местячковыми «фабриками».
Это было понятно давно, об этом написано сотни статей и книг. Однако стоило сказать кому-то из поклонников очередного продукта масскульта о том, что какая-нибудь Чикконе или «Наша Раша» являются частью западной разрушительной пропаганды, как в ответ раздавались насмешки и кривляния, а наиболее продвинутые обвиняли в конспирологии.
Теперь о важной роли американской индустрии развлечений в продвижении западных ценностей заявил президент США Барак Обама — и мне остаётся развести руками.