Большинство детишек в наше время имеют вторую группу здоровья. Практически нет полностью здоровых детей. Виной тому экология, условия жизни, пища, которая уже далека от натуральной. Но все же мы можем помочь малышу быть крепким и не болеть. А все с помощью такого способа, как закаливание.
В основе закаливания лежит принцип функциональной избыточности организма. Если говорить понятным всем языком, функциональная избыточность — это возможность организма испытывать двойные, тройные, десятикратные нагрузки. Когда ребенок рождается, он сразу попадает в другую среду, абсолютно некомфортную для него, и все его защитные силы организма моментально мобилизуются. Если ребенка с рождения начинают закаливать, не кутают, не прячут от ветра и дождя, то эти возможности сохраняются и человек растет здоровым и не знает, что такое болезнь. А вот если сразу после рождения запеленать ребенка, натянуть чепчик и в 25 градусов гулять в двух комбезах, ограждать ребенка от каждого сквозняка, одевать теплые носочки даже летом и постоянно кутать, то функция угасает и в течении жизни такой человек будет болеть от любого сквозняка.
Что же делать? и как правильно закаливать ребенка?
Для начала, нужно понять, что закаливание — это не 3 процедуры в неделю два раза в год, закаливание — это образ жизни. Если вы собрались закаливать ребенка, то должны принять, что ребенок будет бегать по росе босиком, по полу без носочков, что прогулки ему будут нужны и важны и в снег, и даже в дождик, вы не будете бояться открыть форточку или включить кондиционер. Только при правильном образе жизни и закаливании малыш ваш всегда будет здоров и получит хороший иммунитет на всю жизнь. Если вы готовы, то давайте начинать!
Принципы и правила закаливания
1. Закаливание — не единичная процедура, закаливание — образ жизни. 5 минут процедур в день мало, тем более если остальное время малыша кутают и прячут в тепле.
2. Температура в комнате должна быть 20-21 градус, влажность — от 45 до 65%. Почаще проветривайте детскую.
3. На прогулке одевайте ребенка (если он уже умеет ходить) так же, как себя, но на один слой меньше. Так малыш не вспотеет во время активных игр.
4. Прогулки нужны ребенку в любую погоду, даже в мороз и дождь.
5. Режим дня и правильное питание — помощники при закаливании организма. Только здоровый и сбалансированно питающийся малыш может быть активен и готов к водным и воздушным процедурам.
6. Последовательность. Не стоит с первых дней сразу окатывать малыша ледяной водой, так вы только навредите. Начинайте с обтираний, понижения температуры, хождения босиком.
7. Систематичность. Никаких «выходных», закаливаем каждый день. Исключение — на время болезни.
Виды закаливания
1. Закаливание воздухом. Воздушные ванны — всем известный способ закаливания. Практиковать его нужно уже с первых дней жизни. Чем чаще, тем лучше. Хорошо, если у малыша будет возможность полежать, а в более старшем возрасте и побегать, голышом. Малыши до 1 месяца могут оставаться голенькими пару минут, в 2-3 месяца — до 5 минут, в 3-4 — до 10 минут. С 5-6 месяцев время принятия воздушных ванн можно увеличить до 30 минут.
2. Закаливание водой. Отличный способ закаливания — бассейн или грудничковое плавание. Благотворное действие воды никто не отменял. Вообще, вода дает нам большое количество способов закаливания. Это и умывание прохладной водичкой, и обливание ножек водой, обтирания мокрым полотенцем, понижение температуры воды в ванной для купания, а потом уже и обливание всего тела. Обливания можно начинать после 6 месяцев. Температура в ковшике должна быть ниже температуры в ванной на 2-3 градуса, затем постепенно снижаете до 25 градусов. После обливания — обязательно растереть малыша махровым полотенцем.
3. Длительные прогулки и активный образ жизни. Чем больше ребенок проводит времени на воздухе, тем здоровее он будет. Гулять летом можно неограниченное количество времени, единственное, следите, чтобы ребенок не перегрелся. Зимой — мнения педиатров расходится, некоторые советуют гулять только до минус 15, другие же врачи рекомендуют не отказываться от прогулок совсем. Смотрите по ребенку и его готовности к таким прогулкам. Важный момент — никакой пользы не принесут прогулки, если влажность воздуха выше 85%, наоборот, это опасно для здоровья.
Если у вас есть загородный участок, то у вас еще больше возможностей. Давайте ребенку бегать босиком по травке, особенно это полезно делать утром, когда еще лежит роса. Поставьте бассейн на участке, пусть малыш имеет возможность мочить ножки. Обливайтесь на воздухе сами и приобщайте к этому малыша. Еще один отличный способ закаливания организма — баня. Начинайте постепенно, смотрите за реакцией малыша и удлиняйте время пребывания в бане в соответствии с самочувствием ребенка.
На кого равняться?
Врачей и родителей, пропагандирующих закаливание, очень много. И у каждого свои методики. Вот самые популярные из них.
1. Борис и Лена Никитины. Многие родители слышали об этих людях (О, это те, у кого дети босиком по снегу бегали). Еще в советское время о них писали в книжках. Многодетные родители, они на собственных детях проверили все способы закаливания. По их мнению, закаливать надо с рождения, иначе срабатывает «закон свертывания функций за ненадобностью». Дети всегда должны ходить босыми, именно этот способ закаливания дает наиболее положительный результат, так как воздействие идет постоянное, а не во время разовых процедур.
2. Закаливание по методу Галины Шаталовой. Она создала метод оздоровления — СЕО — системы естественного оздоровления организма. Сюда входят закаливание, питание, движение и дыхание. Особое внимание уделяется воздействию низких температур (холодный воздух и ледяная вода).
3. Метод Порфирия Иванова. Природное оздоровление «Детка». Принципы все те же — холодная вода, хождение босиком. Важная составляющая всех процедур — положительные мысли и настрой.
Из книги Никитиных «Резервы здоровья наших детей»
Мы тогда жили в только что построенном сборном щитовом домике, еще плохо утепленном. Температура в комнатах могла колебаться от плюс 10-12 градусов (с утра, пока печка еще не затоплена) до плюс 25 градусов (к вечеру). Я тогда расстраивалась из-за этого, думала, что для малыша это очень вредно, и мечтала о теплой квартире. Однако и тут оказалось — нет худа без добра. Мы довольно скоро заметили: с утра, пока не затопили печь и в доме прохладно, малышу намного легче — красные пятна на кожице бледнеют, зуд прекращается. Он весел, энергичен, много и охотно двигается, самостоятельно играет. Но стоит его одеть потеплее или сильно натопить печь, как ему сразу становится хуже: зуд мучает малыша, он делается плаксивым, вялым, капризничает и буквально не сходит с рук, требуя внимания и развлечений.
И вот однажды вечером, зимой, стараясь как-то унять зуд у плачущего сынишки, я вышла с ним на минуту в тамбур, перед дверью на улицу. Сама я успела за эту минуту слегка озябнуть, а он — в одной распашонке — быстро успокоился, даже развеселился. С этого и началось наше «закаливание». Как только он начинал расчесывать свои болячки, мы — в прохладный тамбур или на застекленную террасу, а однажды в солнечный февральский денек осмелились выскочить и на улицу. Пригревало уже по-весеннему, сверкал снег, сияло голубое небо. Сынишка в восторге прыгал у меня на руках, и мы сами развеселились, глядя на малыша. Но было все-таки, конечно, страшновато: а вдруг простудится, заболеет? Через полминуты мы вернулись домой, а сынишка потянул ручки к двери — еще, мол, хочу! Но мы все-таки решили подождать до завтра. А на следующий день мы уже «гуляли» таким образом дважды — тоже примерно по полминутки. И через неделю от наших опасений уже ничего не осталось: сын чувствовал себя прекрасно. Ему было тогда всего восемь месяцев. А в полтора года сынишка уже сам выбегал босичком на снег и даже нас тянул за собой.
Расхрабрились и мы. Стали все чаще пользоваться этими «снежными процедурами»: пробежишься по снегу, да еще в сугроб по колено влезешь, разотрешь потом досуха ноги — ступни горят, а в мышцах ощущение как после хорошего массажа. А главное, мы приобретали уверенность, что все это не страшно, что это полезно. И все было бы хорошо, если бы не ужасные пророчества, которые со всех сторон обрушивались на нас: «Воспаление легких обеспечено!», «Хронический бронхит и насморк будут непременно!», «Ревматизма не избежать!», «Уши младенцу простудите — оглохнет!»
Но все эти пророчества не оправдывались. Поэтому со вторым сыном мы были уже смелее — с самого начала не кутали его, давали побыть голеньким и дома и на улице, пустили в одних трусиках ползать по полу, ходить по земле во дворе. А когда сыновья стали старше, даже нас удивляло, как охотно и подолгу, скинув надоевшие за зиму куртки, и без шапок и рукавиц, братишки могут возиться в мартовском подтаявшем снегу, прорубая каналы, сооружая плотины. При этом, бывало, даже промокшие ноги их не смущали. Заигравшись, они не всегда вспоминали о том, что надо сменить обувь. И все обходилось без неприятных последствий.
Вы спросите: неужели нам совсем не было страшно за детей? Выло, конечно, особенно вначале, когда мы многого не знали. Нас тогда поддерживала интуитивная уверенность в том, что если ребенку прохлада приятна, то это не может быть опасным или вредным. Мы тогда не знали, как может быть крепок человеческий организм даже у самых маленьких, не знали, что слабым его делает не природа, а условия жизни, в которые он попадает.
Как было раньше
Однажды в одной из брошюр известного специалиста по закаливанию профессора И.М.Саркизова-Серазини мы увидели ссылки на книгу Б.А.Покровского «Физическое воспитание у разных народов» (1884 г.). Мы ее раздобыли — вот когда нам пришлось по-настоящему поразиться! Как и всем цивилизованным людям, новорожденный представляется нам чрезвычайно нежным, неприспособленным существом, которое вне стерильных условий современной больницы не проживет и дня. А оказалось, что это совсем не так. В каких разнообразных условиях появлялись на свет дети, каких только сюрпризов не преподносили ему обычаи родной земли!
У финнов и русских, например, ребенок рождался (и жил затем целую неделю) в бане, где температура могла быть плюс 50 градусов. Считалось, что в такой жаре, где все ткани тела становятся мягкими, очень легко проходят роды. А тунгуски, например, нередко разрешались от бремени во время перекочевки, под открытым небом и при сорокаградусном морозе. У них рождение ребенка вообще не считалось событием, а простым физиологическим актом, к нему поэтому заранее не готовились, и часто никто не помогал матери при родах.
Новорожденный выдерживал и жару, и свирепый холод. Диапазон температур в 90 градусов.
Тут мы вспомнили и о тех случаях, когда дети выживали даже в логове зверей. Как же велики должны быть приспособительные возможности только что родившегося человека, если он мог выносить все это, какими же надежными защитными «механизмами» снабжает новорожденного природа! Взять хотя бы одни температурные условия: в бане температура на 20 градусов выше, чем в материнском теле, а зимой на морозе на 70-80 градусов ниже! Но ведь обычные дневные перепады лежат в пределах 5-10 и редко 20-30 градусов. Значит, организм может перекрывать их с запасом в 2-3 раза.
Кибернетики нашли уже секрет этой непостижимой для машин надежности человеческого организма и назвали его «принципом функциональной избыточности». Именно он лежит в основе надежности всех организмов. Например, самая большая наша артерия — аорта — выдерживает давление в 20 атмосфер, хотя сердце даже у гипертоника не может создать давление более 0,3 атмосферы. Или количество тромбина (вещества, нужного для свертывания крови, чтобы рана закрывалась сгустком) в 70 раз больше, чем надо. Таким же громадным «запасом прочности» организм обладает и в других отношениях.
Но куда же девается эта прочность и надежность у нашего современника? Почему он, только родившись, болеет в пять раз чаще взрослого? И как раз от тех же перепадов температур, да к тому же совсем незначительных.
Дело в том, что за миллионы лет совершенствования живых организмов, кроме «принципа функциональной избыточности», установился и другой, не менее важный для целесообразной изменяемости, приспособляемости организма — «закон свертывания функций за ненадобностью».
Что это такое? Очень хорошо его продемонстрировали первые длительные полеты в космос. Блестяще подготовленные, сильные, тренированные космонавты попадали на целый месяц в условия невесомости. Резкие движения там были не нужны, даже опасны. Им приходилось становиться осторожными, едва шевелить руками и ногами и почти не напрягать мышцы. Всего один месяц пробыли они в невесомости, но, возвратившись на Землю и выбравшись из люка корабля, они… не могли даже встать. — Как в центрифуге, — говорили они, — земля так притягивает, что не встанешь.
И в течение месяца или полутора им пришлось «учиться ходить», как на первом году жизни, потому что надо было не только возвратить былую силу всем мышцам, но и восстановить работу вестибулярного аппарата. Орган равновесия тоже, оказывается, был там не нужен — ведь в полете исчезали «верх» и «низ».
Тот же результат получили и в опыте с «моржами» — людьми, купающимися в проруби. В течение полутора месяцев их непрерывно держали в термокомфортных условиях: в комнате температура поддерживалась в пределах плюс 27-28 градусов, а вода при купании плюс 34 градуса. И вся их закалка исчезала — они могли простудиться, стоя у открытой форточки.
Но такая же судьба постигает и новорожденного, если после рождения его поместить в стерильные условия, в термостат (постоянная температура), в тесные путы пеленок, тогда он и приспосабливается именно к этим условиям.
Никаких колебаний температуры и, значит, никакие природные «механизмы» терморегулирования ни разу не включаются в работу. И день, и неделю, и месяц, и… постепенно отмирают за ненадобностью! И значит, через месяц ребенок становится беззащитным перед любым сквознячком. Не отсюда ли эти грозные цифры: до года ребенок болеет в пять раз чаще взрослого, причем почти 90 процентов болезней составляют простудные заболевания.
Видимо, не случайно у многих древних народов новорожденного обтирали снегом или крестили в проруби. Этим сразу пускались в ход все «механизмы» терморегулирования, причем в самом суровом режиме. Да и дальше детей вовсе не нежили, не укутывали, как сейчас. На рисунках в книге Покровского мы увидели совсем голых ребятишек рядом с одетыми в меховые шубы взрослыми. Вспомнили: художники прошлых веков изображали мадонн всегда с обнаженными младенцами на руках. Нет, не случайно все это! Видимо, так готовили люди детей к суровым условиям, жизни, укрепляя и развивая защитные силы организма.
Холод — друг
Но ведь и теперь о пользе закалки знают все, о способах закаливания можно прочитать в любой брошюре. Почему же так много на улицах перекутанных детей, почему так неохотно родители следуют советам врачей о закаливании?
Думаем, что одна из причин этого (и немаловажная, если учесть занятость матерей и дефицит нянь и бабушек) заключается в сложности и трудоемкости рекомендуемых закаливающих процедур. Вот как, например, следует проводить влажное обтирание:
«Надо нагреть воду, измерить температуру, добавить холодной или горячей воды, снова измерить температуру, чтобы не ошибиться: «Температура воды должна быть вначале 32-33~C, затем постепенно, с интервалом в 5-7 дней, температуру воды снижают на 1~ и доводят до 30~C». «Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи». Причем это все надо проделывать минимум двум взрослым, потому что «все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом» (М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1973, с. 112).
И так надо делать систематически, каждый день, следя за температурой — с точностью до градуса, за временем — с точностью до минуты. А ведь еще воздушные ванны, купание. А если ребенок не один, надо еще и возраст учитывать: каждому свои градусы и минуты. Об эффективности таких закаливающих процедур родителям бывает трудно судить хотя бы потому, что довести их до заметного результата не удается: либо за недостатком времени родители останавливаются на полпути, либо ребенок успевает заболеть раньше, чем закалится. Вот и получается: проще закутать малыша — и дело с концом. Так в основном многие и делают, стараясь просто уберечь малышей от всяких перемен погоды, тем самым прямо-таки подготавливая их к тому, чтобы к ним, что называется, липли все болезни.
Что же получается у нас? Мы тоже не имели возможности проводить закаливания «по всем правилам». Но так уж вышло, что мы со своим первенцем несколько месяцев прожили на открытой террасе. Менять пеленки приходилось по нескольку раз и ночью. А летние ночи бывают очень прохладны… Развернешь, бывало, младенца, а от него пар. Нас все пугали простудами, мы и сами побаивались этого, но малыш не болел. Тогда мы не придали этому значения, но когда началась наша война с диатезом, мы вспомнили и о тех холодных летних ночах.
Малыш легко выдерживал разницу температур в 15-20 градусов! А когда мы стали его, голенького, выносить из теплой комнаты (плюс 25 градусов) на морозец (до минус 10 градусов), он прекрасно чувствовал себя и при перепадах температур в 30-35 градусов!
Но ведь этот способ быть здоровым известен на Руси с незапамятных времен: из бани — в снег или в прорубь, а потом снова в баню. И так по нескольку раз! Так что же и нам-то бояться, успокоились мы.
Когда у нас родилась дочка, многие говорили нам:
— Ну уж с девочкой-то вы так обращаться не будете!
— Почему? — удивились мы. — Разве девочке не нужно быть здоровой и крепкой? И в первый же день после недельного пребывания дочки в комфорте родильного дома я устроила ей во время первого же домашнего кормления воздушную ванну — на полчаса…
С тех пор так у нас и повелось: каждое кормление сопровождалось закаливающими процедурами. Вот как это бывало. Я стелю на диване пеленочку, кладу дочку — она без чепчика, в одной распашонке — и ложусь рядом с нею поперек широкого дивана. Кто-то из девочек заботливо подсовывает мне под голову подушку. Какое блаженство! Когда-то и маялась же я, пытаясь кормить сидя, «как положено»: обе руки заняты, спина устает, ногам неудобно, да и малышу (завернутому, стиснутому) неловко — и мне и ему удовольствия было мало. И вот как-то, усталая, пришла я с работы и попробовала кормить полулежа. Удивилась, как хорошо: сама отдыхаю и ребенку удобно.
Воздушные ванны
Тут же дочка принимает и «воздушные ванны» — ведь она в одной распашонке. За шесть-семь кормлений таких «ванн» набирается часа на полтора-два в первый же день. А позже, недели через две-три, после каждого кормления она еще и «гуляет», чаще всего совсем голенькая. Это еще час-два, в общей сложности выходит часа три в день по 20-30 минут за «сеанс». Длительность «сеансов» зависит только от самочувствия малышки: если нравится, лежи на здоровье. Но вот она завозилась, состроила плаксивую гримаску, даже начала похныкивать — я беру ее, держу над тазиком, пока она все, что нужно, не сделает, а потом завертываю для сна: распашонка, подгузник, большая пеленочка и теплая пеленка на ножки, которые я обязательно согрею ладонью. Если они останутся холодными, то спать малышке будет беспокойно, она может легко подмокнуть (особенно этим отличаются почему-то мальчики).
Так с первого дня пребывания в доме, а в теплое время года и на улице: пока малыш не спит, он либо голенький, либо в распашонке, либо (постарше) в трусиках. При этом температура в комнате или на улице может колебаться приблизительно от плюс 15 до плюс 25 градусов, а в зависимости от температуры изменяется и продолжительность «воздушных ванн». Если холодно, малыш скорее «потребует» завертывания, а приятно — с удовольствием болтает ручками и ножками, пока не захочет спать.
Помним, сначала нас очень удивляло: ручки и ножки холодные, пяточки даже синеватыми сделаются, а малышу хоть бы что! Лежит себе веселенький, и все. Только потом мы узнали, что холодных пяточек опасаться не надо. Это просто внешнее проявление адаптивных реакций к холоду. При этом снижается разница температур между кожей и воздухом и резко сокращается отдача тепла. А учащение пульса и повышение тонуса мышц увеличивает образование тепла и восстанавливает тепловой баланс организма. И все это оказывается очень нужным для младенца: прохлада бодрит и делает движения приятными, а без одежонок и пеленок двигаться легко, ничто не мешает. Ребенок легче и быстрее осваивает разные движения, раньше начинает садиться, вставать, ползать. Это, в свою очередь, приводит к еще большим колебаниям температур: во сне под пеленкой или одеяльцем ему тепло (33- 34 градуса по Цельсию), а проснется — его развернут, и он сразу попадает в комнатную температуру (18-25 градусов по Цельсию) — получается перепад (10-12 градусов). А если его пустили ползать по полу (10-12 градусов по Цельсию), перепад еще больше. И так много раз в день.
Источник
1 комментарий
Давайте вспомним, что тотальное наступление на здоровье ребёнка начинается с роддома.
Формирующуюся имунную систему ребёнка буквально разрушают щквалом вредоносных
вакцин. Закладываются физические и психические повреждения. Происходит сильнейшее
торможение развития ребёнка. На этом фоне «обрезание» — безобидная процедура. И далее
ребёнка сопровождают «календарём прививок»… Преступление без наказания… !