Слободзея, Сентябрь 08 (Новый Регион, Ольга Курылева) – Приднестровские археологи завершают работу в одном из самых загадочных мест Приднестровья – скифском могильнике, которому более двух десятков веков. Он расположен у села Глиное Слободзейского района, передает «Новый Регион».
Как рассказал старший научный сотрудник НИЛ «Археология» ПГУ Игорь Четвериков, древний могильник был обнаружен еще в 1995 году – внимание археологов привлекло то, что земля вокруг была буквально усыпана осколками древнегреческих амфор, глиняной посуды и древних орудий труда, но никакой информации о возможном древнем поселении тут не было.
«Поэтому появилась версия, что мы имеем дело с колоссальным древним могильником, и первые вскрытые объекты показали, что исторический памятник мощный», – сказал он.
Специалисты выяснили, что захоронение возникло здесь примерно 2300 лет назад, когда эти земли населяли племена скифов и сарматов, с историей которых ученые пока мало знакомы.
Четвериков напомнил, что представители племен были не только земледельцами и ремесленниками, но и хорошими воинами, которые могли защищать свою землю от набегов кочевников. Это подтверждают предметы, которые складывали в могилы их соплеменники.
«Мастеру, конечно, клали орудия его ремесла. Воину – оружие, которым он пользовался при жизни, причем его любимое оружие, которое помнит тепло его рук, то, что было отшлифовано прикосновением его ладони. Женщинам обязательно клали веретено, два пряслица, чтобы оттягивать нить», – рассказал приднестровский археолог.
Он подчеркнул, что благодаря этим исследованиям, «у историков вырисовывается четкое представление о быте далеких предков – их обрядах, культуре, торговых связях и даже моде».
По словам Игоря Четверикова, раскопки продолжатся до наступления холодов, затем ученые начнут обрабатывать все, что было найдено в Слободзейском районе, и выпустят в свет научный труд, часть которого включат в учебники истории.
Захоронение возникло примерно 2300 лет назад
Предметы, обнаруженные в могилах, соответствуют роду занятий погребенного
Земля вокруг была буквально усыпана осколками древнегреческих амфор, глиняной посуды, орудий труда
Первые вскрытые объекты показали, что «исторический памятник мощный»
Древний могильник был обнаружен еще в 1995 году, но раскопки проведены только сейчас
Изучение находки – не только серьезная научная работа для сотрудников ПГУ…
…но и хорошая практика для студентов – будущих историков и археологов
Золото в курганах скифов.
Это, наверное, самый известнейший атрибут культуры скифов: курган — «царская могила», и под ним множество сокровищь. Клад полный искусно изготовленных украшений из драгоценных металлов… Погребения скифских вождей под курганами в середине I тыс. до н. э. встречаются на огромной территории континентальной Евразии — от Нижнего Дуная до Алтая и Саян. В западной части скифских земель, особенно на крайней территории, в Приднестровье (алазоны), самым распространенным обрядом погребения в VI–IV вв. до н. э. было сожжение, на всей остальной территории преобладало захоронение — уцелело множество ритуальных предметов, которыми снабжали усопших. А также множество предметов быта и повседневного обихода. Что позволяет восстановить, изучить и лучше понять культуру и быт этого гордого народа.
Самые известные находки были сделаны в курганах Приазовья-Причерноморья, которые начали раскапывать в XVIII в. В 1830 г. был открыт наиболее примечательный курган Куль-Оба (близ Керчи); этот клад положил основу скифской коллекции Эрмитажа. Находки с тех пор не прекращались, похоже, что скифский «золотой запас» еще до сих пор не исчерпан…
Не менее значительными оказались находки, сделанные на другом конце скифского мира, в приалтайских степях. «Золотая коллекция» петербургских музеев началась именно с сибирских кладов, обнаруженных еще при Петре Первом. Систематические раскопки, однако, начались только в XX в. Они дали не только изделия из драгметаллов, но и множество других вещей, которые сохранились благодаря вечной мерзлоте.
Масштабы курганного строительства в Южной Сибири впечатляют. Если в Причерноморье такого способа погребения удостаивались цари, то на востоке и прочие люди. Только в районе Саглы (Тува) — около 19 тыс. курганов скифского времени! В них обнаружены импортные предметы из Индии и Средиземноморья, а также множество вещей местного изготовления.
Распределение памятников античной эпохи Евразийских степей показывает, что скифская цивилизация имела два центра: один южнорусский, от Днестра на западе до Волги на востоке и Кавказа на юге, и другой — южносибирский, в районе Семиречья — Алтая-Саян. Среднеазиатские скифы были тесно связаны с сибиряками.
Предметы скифского прикладного искусства I тыс. до н. э., обладающие художественными достоинствами и выполненные в едином зверином стиле, обнаружены на огромной территории, от Дуная до Байкала. Кто и когда создал эти предметы? Казалось бы, ответ ясен; но не для всех: «Памятники искусства, добытые из скифских курганов, поражают утонченным мастерством, совершенством форм, экспрессией, выразительностью стиля. Интерес к этим памятникам очень велик как среди специалистов, так и среди широких кругов ценителей искусства. Им посвящена поистине необъятная литература. Однако до сих пор нет окончательного ответа на вопросы об истоках, путях развития и первоначальном происхождении этого искусства».
Раньше на вопрос о происхождении скифского золота отвечали: все это греки делали. Развитые, цивилизованные греческие мастера изготовляли и продавали украшения варварам… Правда, ранние скифские вещи имеют мало общего с греческой традицией. Но тогда, значит, их сделали в другом «цивилизованном» месте: «В VII–VI веках до н. э. привозные украшения поступали к скифам главным образом из Передней Азии. Они попадали к ним через Кавказ как предметы торговли или как трофеи, награбленные на Ближнем Востоке во время завоевательных походов кочевников…»
Но ведь скифские клады найдены на огромной территории, от Дуная до Алтая и Саян. Причем сибирские памятники, сохранившиеся в вечной мерзлоте, выполнены не только на золоте, но и на дереве, ткани, кости — в том же своеобразном зверином стиле. И появились эти памятники как-то «сразу»: в одно и то же время на всем огромном пространстве «скифского мира»… Это исключает культурное заимствование не только из Греции, но и из Месопотамии. Нет чтоб сказать: скифы сами создали свое искусство… Все равно утверждают, что сначала «мастера передней Азии» выполняли драгоценные украшения для скифов, а позднее — греки.
Фактически истоки скифского звериного стиля — местные, южнорусские и уходят корнями к нач. III тыс. до н. э. Этим временем датируется курган вождя одного из прикубанских племен, обнаруженный на окраине Майкопа. Коллекция украшений, найденная в нем, поистине не имеет себе равных: «Майкопский курган — памятник мирового значения. Среди захоронений бронзового века в Европе по богатству находок с ним могут соперничать только знаменитые микенские гробницы в Греции».
Достаточно сравнить фигуру золотого бычка и изображения животных на серебряном кубке из Майкопского кургана с золотыми оленем и пантерой, найденными в кубанских же курганах скифской эпохи, чтобы убедиться в их стилистическом единстве. Сходство с ними обнаруживают и предметы звериного стиля, найденные в других районах Великой Скифии, однако есть и местные особенности. Так, восточые, среднеазиатские и сибирские изделия отличались склонностью к стилизации, тогда как в Причерноморье-Приазовье большей популярностью пользовался «реализм».
При чем же здесь «греческие мастера»? Ведь в Греции в III тыс. до н. э. изделий, подобных украшениям из Майкопского кургана, обнаружено не было. Даже пресловутые сокровища из микенских гробниц датируются многими веками позднее, начиная с XVI в. до н. э. Кстати, древние греки-ахейцы, оставившие эти выдающие памятники, были пришельцами на юг Балкан с севера, вполне возможно, из Причерноморья. Вот такая получается цепочка: сначала высококлассные предметы, изготовленные из драгоценных металлов, обнаруживаются к северу от Кавказа, в Приазовье; затем, несколько веков спустя на Балканах, вместе с продвижением сюда нового населения. Напрашивается предположение: а не принесли ли ахейцы «высокие технологии» металлообработки с севера, с Дуная или даже Причерноморья?
То же самое относится и к ювелирному искусству Передней Азии. Никаких «предвестников» скифского стиля там не обнаружено; клады VIII–VII вв. до н. э., найденные на территории древнего государства Урарту и явно принадлежавшие скифским вождям, содержали изделия, которые скифы сделали сами для себя и по своему вкусу… Мало того, установлено, что «МНОГИЕ ПРЕДМЕТЫ СКИФСКОГО ТИПА БЫЛИ СКОПИРОВАНЫ УРАРТАМИ СО СКИФСКИХ ОБРАЗЦОВ». То есть это скифы принесли в Переднюю Азию свое высокое искусство, а не наоборот…