Длинный список СМСок с «лошадиными» новогодними поздравлениями, целая конюшня новогодних подарков, вал конской тематики из телеящика зашкаливают.
И так – из года в год: тигры, крысы, змеи… Вся страна (если не весь мир) теперь живёт по китайскому календарю. Но даже если так – то китайцы будут встречать свой новый год только через месяц, а мы ржём и стучим копытами уже сейчас…
Но почему?!. Что случилось с нами, что заставляет нас впитывать всё чужое, отвергая своё, традиционное? Неиссякаемый информационный поток. Именно «ящик» кормит всех нас блюдами из меню, которое составлено для нас, но не нами. И мы уже привыкаем, что всё, что не наше – непременно лучше нашего.
Есть много замечательных книг о русских народных традициях, обрядах, отечественной истории. Но книги теперь не востребованы, удобнее проглотить то, что можно проглотить, не напрягаясь.
Может, я что-то и пропустила – смотреть много ТВ невозможно, но наверное не ошибусь, если скажу, что ни в одной из новогодних передач и не вспомнили, что по славянскому календарю с 25 декабря наступил год Жар-Птицы.
Наши предки обожествляли светило, Солнце, которое по народному поверью каждое утро, садясь в свою лучезарную колесницу, поднималось на небосвод и продолжало свой путь, освещая и обогревая всех своими благотворными лучами, а затем удалялось в особое жилище – золотой терем с райскими Жар-Птицами, посреди которого высился алмазный престол, на котором оно отдыхало до следующего дня.
Жар-птица занимает значительное место в русском народном фольклоре: в сказках, легендах, поэзии, песнях, одеждах. На вышивках, сохранившихся на подлинных образцах полотенец и костюмов, Жар-Птицы, как правило, венчают верхушку «Древа Жизни», которое прежде символизировало то, что ныне называют генеалогией, наукой о наследственности, о хронологии родственных, семейных связей. Таким поэтическим способом наши мастерицы создавали на одеждах и полотенцах защитные «письмена». Основной приём в вышивках так и назывался «строчным письмом».
Выглядит Жар-Птица по-разному и, конечно, её изображение было плодом воображения мастериц, но везде она исполнена благородного достоинства, всегда красива, с золотым оперением, роскошным хвостом, хохолком в виде диадемы на голове.
Схожесть описания этой загадочной птицы в фольклоре других народов с той, что вписывалась нашими мастерицами в сюжеты вышивок, поражает воображение. В эпической поэме IV века н.э., автором которой, по мнению большинства историков, был римский поэт Лукреций, читаем:
«Вид её диво для глаз и внушает почтительный трепет,
Столько у птицы осанки, столько величия в ней,
Хвост распускает она, сверкающий жёлтым металлом,
В пятнах пылает в нём пламенем яркий багрянец».
Лукреция называют философом-материалистом, и удивительно как будто, что его перу принадлежат эти строки.
Мы с нашим «материальным» мировосприятием сегодня верим только в то, что можно увидеть, потрогать. Чтобы мы поверили в фантастическую Жар-Птицу – кто-то должен нам научно доказать её существование или показать фото, видео, например… Совсем другое дело – лошадь.
Но всё ли мы видим из того, что происходит вокруг нас? Сетчатка нашего глаза какое-то определённое количество лучей пропускает, какое-то – нет. Мы не всё видим, как и не всё слышим. А иногда то, что видим, в действительности совсем не то, что есть на самом деле.
Таким примером может быть оперение павлина. На самом деле перья павлина коричневого цвета, в том числе и роскошный хвост. А та красота, которой мы восхищаемся – это оптический обман, иллюзия: благодаря красящему пигменту меланину множество оттенков оперения обусловлено явлением интерференции света. Каждое перо павлина состоит из ДВУХМЕРНЫХ кристаллических структур, в состав которых входят прутики меланина, связанные между собой белком кератином. Количество прутиков и интервалы между ними варьируются, что приводит к искажению отражения световых волн, попадающих на перья – именно так возникают различные цвета на оперенье птицы. Схожий эффект мы наблюдаем на переливающихся всеми цветами мыльных пузырях.
Вот так «материально» наука объясняет оптический эффект роскошного павлиньего хвоста. Но если опираться на это, если мы можем видеть то, чего нет (из-за двухмерности кристаллической структуры пера), то логично предположить, что мы можем и не видеть того, что есть: таинственную Жар-Птицу по причине двух-, пяти-, десятимерности кристаллических структур её чудесного оперения.
Один мальчик, тяжело болевший ветрянкой в 13 лет, рассказывал матери, что видел из окна своего дома каких-то фантастических животных, летающих в воздухе. Под воздействием болезни и высокой температуры он находился в состоянии изменённого сознания…
Что же нам сулит год Жар-Птицы? В этом году мы должны постараться не обжечься от её лучей, не ослепиться от её золотого оперения (удержаться от каких-то соблазнов), суметь, подобно ей, отделить зёрна от плевел (сделать правильный жизненный выбор). И тогда чудесная Жар-Птица обогреет нас своим теплом.
Давайте верить в это!
Тамара Кайль, «Русская речь», № 1, 2014 г.