28 января — Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой.
Кушай кашу, да избу храни нашу!
Домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто отправился в лес – лешими, добрых духов рек и озер – водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле – полевиками.
По одной из легенд, этот дух произошел из числа непокорных небожителей, сброшенных на землю. Прижившись близ человека, он приобрел добродушие и склонность к шуткам, которые у него, прямо скажем, отличались изрядным своеобразием.
Например, ради собственного веселья (или в качестве укора провинившемуся члену семьи) он может щекотать и щипать сонных людей, стучать в стены и т.д. С ним старались ладить, поднося угощение и подарки (а до подношений это существо весьма охоче), а также содержа в чистоте его любимый запечный угол. Это являлось важной мерой для того, чтобы «домовой не перевелся». Такого допустить было нельзя, ведь в народе существовало твердое убеждение, что от домового во многом зависит благополучие дома.
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца …
А. С Пушкин
Чтобы домовой не заездил коня, надо было на шею коню привязать кнут и лапти: домовой подумает, что это сидит сам хозяин, и коня уже не тронет» Чтобы узнать, как исправить дело, надо на ночь сесть в угол клети и накрыться бороною, чтобы он не достал сидящего там. Когда он натешится над животным, тогда его можно спросить, что надо сделать, и он ответит.
Он мог караулить нажитое добро, стать грудью на защиту интересов семьи, проживающей в избе, даже перед своими собратьями, особенно если эта семья дружная, а хозяева трудолюбивы и рачительны. «Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить» (С.В.Максимов). Тому, кого любит, домовой оказывает особые знаки внимания, например, заплетает волосы и бороды в косы.
Брошенный в старом и заброшенном доме, лишившийся своих хозяев домовой горько плачет и воет…
Без человеческого общества домовой начинает лютеть, становиться злым. Таких домовых невозможно заново приучить к людям. Их необходимо прогонять или даже убивать, если, конечно, хватит сил, так как этот домовой может причинить вред человеку.
Представляли его в человеческом облике, порой абсолютно сходным с хозяином дома, а иногда — в образе низенького старичка с лицом, покрытым белой шерстью. Кроме того, древние славяне верили, что домовой может обернуться кошкой, собакой, коровой и даже ужом, крысой и лягушкой.
Домового опасались 30 марта по старому стилю, или 12 апреля — по новому. Считалось, что в этот день он не узнает своих хозяев. Весь год живет смирно, о хозяйстве радеет, скотину бережет и холит пуще самого хозяина и лешего даже приструнит. А тут вдруг взбесится, скотину распугает, солому развеет, сани по двору раскидает и даже собак перекусает. То ли нечистая сила с ним за целый год расправляется за все то доброе, что он людям сделал, то ли по весне вдруг жениться захотелось,.. А некоторые считают, что он в это время шкуру старую сбрасывает — вот и злится от боли. На этот день домового закармливали.
Другой мифологический персонаж так и прозывался — запеченник, т.е. имя свое он получил «по месту прописки». В одних местах его считали одной из ипостасей домового, в других — хозяином печи. В частности, поверья о «хозяине печи» бытовали у карел и вепсов, которые считали его весельчаком.
Запеченнику, как правило, везде приписывали добродушный нрав, хоть и шаловливый. В числе любимых проказ его, как утверждали в старину, было битье посуды и прятание вещей, разумеется, именно тех, в которых возникала нужда.
Еще один дух, голбешник, селился под печкой и представлял собой разновидность домового. Голбешник ведал домашним хозяйством и тоже был достаточно миролюбив по отношению к людям. Иногда его нарекали подпечником.
Лизун тоже мог обретаться под печкой, впрочем, как и в чулане. О нем говорили, что он то ли посуду любит вылизывать, то ли шерсть у скота и волосы у людей. Этим существом порой пугали громкоголосых детей, заставляя молчать под страхом быть съеденными лизуном. Но самым неприятными обитателями запечного пространства были злыдни, которые, вполне оправдывая свое прозванье, приносили дому несчастье.
Детушки матушке жаловались,
Спать ложиться закаивались:
Больно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней потопчет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочет.
А. С. Грибоедов
Сестра мужа стала называться золовкой потому, что именно она должна была обвести новобрачную вокруг печки и посыпать ее золой, приобщая таким образом к дому, представляя домовому и получая согласие от него на проживание.
В некоторых славянских племенах считалось, что домовой обязательно заселяется в дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что «запечник» рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали, что образ жизни домового практически ничем не отличается от человеческого: он может жениться, заводить детей, а значит, плодить молодую поросль для новых домов…
Бывали случаи, когда изба, например, после пожара становилась неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но домовой, по представлению домочадцев, оставался на пепелище неприкаянным. И для того, чтобы этого не произошло, его «брали» с собой на новоселье. Для этого домового сажали либо в лапоть, либо на деревянную лопату, с помощью которой сажали в печь хлебы…
Предполагалось, что домовой предсказывает будущее. Так, желая предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах; дергая женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться споров с мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина мохнатой лапой – можно ожидать богатства; теплой – к добру; холодной и шершавой – к худу.
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
Домовой очень не любит, когда в доме свистят, и может навсегда уйти из дома.
Домовым также очень не нравится табачный дым, поэтому никогда нельзя курить в своем доме, так как дым этот оседает на домашнюю утварь, мебель и не выветривается.
Если у вас гостят злые люди, домовой будет пытаться выжить таких людей любыми способами: он может душить, давить на них.
Предчувствует домовой также и приближение порчи. Он старается предупредить хозяина, если в дом пришел человек со злыми намерениями и черными мыслями. В таких случаях с рук у этого человека может падать на пол и разбиваться посуда, может что-нибудь разлиться на скатерть. Также это может происходить и у самого хозяина, так как домовой будет стараться предупредить его.
По поверьям, нельзя оставлять на ночь колюще-режущие предметы на столе (вилки, нож и т.п.), потому что это мешает домовому защищать дом и противостоять злым силам.
Раньше люди верили, что если заговорить с домовым, то можно или онеметь или стать заикой навсегда. Поэтому рекомендуют просто прислушиваться к тому, о чем домовой предупреждает. Если загремит посудой, то может произойти пожар; если водой обольёт, то к болезни; а если заплачет и заохает, то быть горю; если начнет выть и хлопать дверями – к смерти.
Иногда, чтобы предупредить, домовой может прыгнуть на грудь спящего человека и разбудить, в этот момент его надо спросить: «К добру или к худу?» Домовой должен очень тихо ответить человеческим голосом. Некоторые его сбрасывали на пол, домовой при этом кряхтел, но не обижался, так как сонному человеку это простительно.
Домовой незлопамятен и страшно любит подарки. Вкус у него непритязательный: молоко в блюдце на полу; горбушка хлеба, оставленная на столе после хозяйской трапезы; каша или мед в специальной посуде, оставленные на кухне, чтобы домовой ровно в полночь вышел и поужинал. И происходит чудо: пакостник становится смирен и услужлив, бережет добро ваше, помогает в быту, и в доме воцаряется мир и покой.
Все бы хорошо, но молоко прокисает и отравляет вам жизнь своим запахом, а прочей оставленной пищей с удовольствием приходят полакомиться соседские тараканы. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку. Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому.
Ее лучше сделать самим, чем покупать в сувенирной лавке или на рынке: это же ваш домовой, и лучший подарок ему – своими руками сделанный. Для изготовления подходят любые природные материалы: кожа, лыко, крупа, соленое тесто, сушеные ягоды, грибы, цветы, которые нужно прикрепить к предмету-основе – миниатюрному венику, лаптю, домашнему тапку.
Первое, что надо определить – это предмет, на который можно прикрепить мелкие украшения во всем их многообразии. Это может быть:
веник, перевернутый вверх, как оберег от нечистой силы;
декоративный лапоть или тапок как обозначение места, где живет домовой;
венок или декоративная коса как символ бесконечности и непрерывности вашего рода;
хлебная лопатка или расписная ложка как олицетворение достатка в доме и хлебосольности хозяев.
Если вы не нашли ничего подходящего, можно сшить мешочек из грубой ткани, к примеру, льна или мешковины, набить его ватой или крупой и перевязать красивой лентой.
Заранее позаботьтесь о том, чтобы домовушку можно было прочно повесить на стене, прикрепите сзади крючок или петельку. Украшать полученную основу можно чем угодно, призовите на помощь фантазию и вкус, запаситесь клеем или нитками, соберите свое шумное семейство вокруг стола и действуйте. Очень красиво в таких композициях смотрятся любые засушенные растения, особенно высохшие колосья злаковых. Для украшения подходит любая домашняя выпечка из соленого теста, маленькие рогалики или сушки – ваш домовой будет всегда сыт и добр к вам.
Семечки подсолнуха и кукуруза символизируют энергию солнца и здоровье, плоды рябины – женскую красоту, фасоль – физическую силу, рисовые зерна – мир в доме, хвойные шишки – символ достижения цели, лён – оберег от порчи и сглаза, чеснок отгоняет нечистую силу. Можно использовать ароматные растения: мяту, можжевельник, лаванду.
Вешать домовушку лучше в кухне, поближе к плите, а если в доме есть камин, то над ним, поскольку домовые любят тепло открытого огня и обитают чаще всего неподалеку. Это мистическое украшение поможет вам завоевать доверие и любовь домового, приобрести в его лице заботливого друга и храброго защитника. А если домовой кого полюбит, то будет служить верно и преданно, оберегая уют и комфорт вашего дома, покой и достаток вашей семьи.
В общем и целом домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!
Какую же кашу любят домовые в День своего угощения? Любую! Ту, что едят хозяева. Главное, чтобы подношение было выполнено с любовью. Но не расстраивайтесь, если поутру обнаружите, что домовой так и не притронулся к каше. Это другие, так называемые полевые формы жизни, так что кашей они не питаются. Для них важен не вкус угощения, а внимание…