Иногда, невольно задумываешься: «Зачем, вообще, взрослые рожают детей? Зачем им дети?» И что, вообще, взрослые понимают под словами «воспитание», «социализация»? По мне, так что воспитание, что социализация – все одно – невротизация…
Иногда, несмотря на воспитание, дети делаются хорошими, и взрослые растут вместе с детьми. Но здесь я о другом. Хочу изложить, какие важные решения может принять нелюбимый, нежеланный ребенок в младенчестве, а может, еще и в утробе матери. «Нежеланность» — понятие расплывчатое. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине — всегда по-разному. Но всегда одинаково нелюбимый ребенок, будучи отвергнутым, заброшенным по-настоящему убит горем: ведь его отвергли близкие. Это ужасная беда, особенно если учесть, что он ничего не сделал, чтобы заслужить такую кару. Первый год жизни ребенка бессознательный, он живет только инстинктами, он беспомощен в мире взрослых, заброшенность и нелюбовь вызывает страх смерти. И вот, он своими зачатками ума «принимает» жизненно важное решение (одно из перечисленных ниже): «Раз меня никто не любит…
… я умру». Возможно, синдром внезапной детской смертности во сне связан именно с этим решением.
… я тоже не буду себя любить». Так формируется мазохистский характер.
.… я буду любить себя сам». Так формируется нарциссический невротический характер.
Ребенок-мазохист растет слабым, плаксивым, с букетом хронических болезней. Вырастает из него человек, который всю свою жизнь пытается выживать. Варианты мазохизма и виды игры на выживание, со склонностью к саморазрушению — это алкоголизм, наркомания, хронические психосоматические болезни, любовная зависимость, быстрая езда на машине… Мазохисты ставят умение выживать во главу угла своей жизни, как единственное свое достоинство. Они всегда близки к смерти, всегда на краю, но не переходят через черту Жизнь-Смерть (ну если только случайно), чувствуют, когда нужно остановиться. Вся их жизнь – это нытье, жалобы, самобичевание (моральный мазохизм), склонность вредить себе и мучить других. Такой настрой ограничивает человека и тормозит дальнейшее развитие.
Для нарциссического же характера характерна агрессия, соперничество, самоуверенность, высокомерие. Он также как и мазохист не способен любить по-настоящему. Напор и решительность, присущие ему, ведут его к успеху, который так приветствуется в нашем обществе, но порождают и невротические расстройства. В нем всегда присутствует страх неудачи с повышенной ответственностью. Он полон амбиций, которые его постоянно держат в напряжении. Нет покоя и расслабления в его жизни. Нарцисс также как и мазохист пытается выжить, как когда-то в младенчестве в своей кроватке брошенный.
Выживание – лейтмотив жизни людей, которых в детстве обделили любовью. Человек, вся энергия которого направлена на выживание, не способен к процветанию и творчеству. «Если остановиться на стадии выживания, не переходя к процветанию, мы тем самым обедним себя, ограничим свою энергию только собой, а свою силу в этом мире урежем больше чем наполовину. Человек может так гордиться своим умением выживать, что оно станет помехой дальнейшему творческому развитию. Иногда люди боятся расстаться со званием выжившего и идти дальше: ведь, как-никак, это звание, знак отличия, достижение, которым можно гордиться» — пишет Кларисса Пинкола Эстет в книге «Бегущая с волками».
Человек создан для процветания и творения, или для выживания?