Для меня, как и для многих других людей, учеба в университете прошла с твердым убеждением, что оценки решают все.
Преподаватели и родители твердили, что высокая успеваемость откроет перед тобой все двери этого мира. Высокий балл — это ключ к успешной жизни.
И я слепо верил их словам …
Я помню время, когда учебой я доводил себя до полуживого состояния, только ради того, чтобы получить высокий балл на экзамене.
И мне казалось, что все это имеет смысл, но сейчас … я бы не хотел, чтобы мой ребенок учился так же упорно, как когда-то его отец.
Это звучит странно, но сейчас я объясню свою позицию.
1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках
Ни один работодатель никогда не интересовался моими отметками в университете!
Ни в одном резюме мне не встречалась графа «успеваемость», но во всех без исключения был обязательный пункт – «опыт работы».
Еще более удивителен тот факт, что мои навыки работы на компьютере и спортивные достижения придают мне больший «вес» при устройстве на новую работу, чем пятерки в зачетной книжке.
2. Я забыл все, что учил в университете
Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился.
И хотя мои оценки говорили об обратном, в моей голове была полная каша, обрывки знаний, которые я не знал, как и где применить.
Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми.
В конечном счете, всего за 2 первых месяца практики я «нахватался» больше полезных знаний и приобрел больше профессиональных навыков, чем за все предыдущие 5 лет погони за хорошими отметками.
Так стоило ли так напрягаться все эти годы?
3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью
Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12- 15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал.
Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане.
Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.
4. У меня не было времени на других людей
В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал.
Учеба и мысли об учебе занимали практически все мое время, у меня не хватало его даже на личные дела и встречу с друзьями.
Пожалуй, самая ценная возможность, которую предлагает университет, – сеть знакомств.
Университет это — плацдарм для новых отношений и проверка своих способностей заводить новые знакомства и поддерживать отношения.
Я подметил следующий интересный факт, те люди, кто были «душой компании» во времена учебы, сегодня хорошо обустроили свою жизнь. Есть среди них даже начальник МРЭО, а ведь ему всего 30. И на пары он, собственно, редко ходил …
Если бы у меня был еще один шанс, я бы предпочел меньше зацикливаться на учебе, а больше времени уделять студенческим движениям, мероприятиям, вечеринкам. А «красный диплом», без всякого сожаления, обменял бы на звание «самого общительного человека».
5. Всему, что мне приносит деньги сегодня, я научился за пределами университета
Эффективное обучение возможно только тогда, когда есть интерес. Современное образование этот самый интерес убивает, забивая голову всевозможными теоретическими фактами, которые никогда не найдут своего применения в реальной жизни.
Порой, просматривая программы на канале Discovery, я за час узнаю об этом мире больше, чем за 15 лет учебы.
Так я выучил английский всего за 1,5 года, когда у меня появился к нему интерес. Хотя, «пытался» учить его 8 лет в школе и еще 5 лет в университете.
Я научился выражать свои мысли на бумаге не на уроках русского языка, а публикуя статьи в своем блоге и порталах вроде LifeHacker.ru
Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:
Разница между 4 и 5 настолько размыта, что вряд ли серьезным образом скажется на качестве твоей жизни. Но вот, чтобы учиться на 5, следует вкладывать куда больше своего времени и сил. Стоит ли овчинка выделки?
Твои счета оплачивают твои навыки, а не оценки на куске бумаги. Накапливай опыт, а не отметки. Чем больше у тебя опыта в разных областях, тем дороже ты стоишь.
Красный диплом не даст тебе ощутимых преимуществ, чего не скажешь о влиятельных знакомых. Больше внимания уделяй новым знакомствам и коммуникации с другими людьми, именно они способны открыть перед тобой все двери мира, но никак не твой диплом.
Занимайся тем, что имеет для тебя смысл, а не тем, что от тебя ожидают другие. Только через интерес станут возможны все твои великие достижения.
Эта статья не может быть закончена без вашего участия
Я поднял очень серьезную тему и, уверен, найдутся люди, кто меня поддержит и те, кто не согласится с моей точкой зрения.
Поэтому, давайте обсудим в комментариях, какие советы нам стоит дать своим детям по поводу современного образования.
11 комментариев
Ага, так и есть.
Ну как же, а в весёлых посиделках, когда речь заходит у кого, какое образование, приятно сказать, что закончил ВУЗ, получил красный диплом)))))).
Я против того, чтобы «убиваться» за оценки, но автор сильно лукавит, когда говорит, что годы учёбы прошли даром и он всё забыл. Это общее развитие, база, если хотите, на которой человек дальше строит свою жизнь. Так учится надо и надо стараться это делать хорошо.
А по-моему приятнее сказать , что у тебя всё хорошо в жизни и ты занимаешься любимым делом, чем то , что у тебя есть диплом, но не любишь свою работу и жизнь тяжела.
Я всегда жил так: вся жизнь-школа, т.е. фон моей жизни-коричневый. А каникулы,выходные и праздники-это яркие светлые пятнышки на холсте жизни. То,как я учился было наиважнейшей вещью
Но теперь все иначе. Я вдруг понял, что жизнь(простите за очередное повторение)-это разноцветный листик,но на нем есть и коричневые пятна.
Школа это как некие курсы. Иду я туда по своему желанию-мне нужны ЗНАНИЯ(не оценки) и учитель не имеет права орать на меня если я не сделал дз. это моё дело,мои проблемы. А вот если я мешаю проводить урок для тех кто хочет эту науку учить,то тогда она имеет полное право меня наругать. Мы ведь не должны быть эгоистами!
После осознания всего этого мне стало легче жить.
А с записью по поводу оценок я полностью согласен.
Пан Филипп 7 класс. (Возраст человека не имеет значения,так ведь?:)
Цитата из статьи:
«Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился.»
И это на очном отделении??? Послушай, друг, а как же ты между экзаменами, в течение семестров учился? Там же куча лекций, практик, лабораторных и курсовых! Вообще-то на следующий день всё забывает тот, кто в течение семестра ничерта в универе не появлялся и теперь, за ночь до экзамена, пытается хоть что-то вызубрить да шпоры написать. Зачем вообще ты попёрся на специальность, которая тебе совершенно не подходит???
Я вот до сих пор помню некоторые лабораторные. А курсовики, которые я делал — я помню все. — Не только темы, но и основные идеи в решении. А уж диплом свой я помню в подробностях. Иногда даже думаю, как бы я его сделал сейчас — при сегодняшнем уровне своих знаний.
Цитата из статьи:
«Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми.»
Сознательные люди в универ идут за образованием, а не за корочками. Ты получил что хотел — корочки. А образование прошло мимо тебя. Чему ты удивляешься теперь?
Да и что за универ такой? Когда я учился, чтобы допуск к экзамену получить, надо же курсовой защитить (ЗАЩИТИТЬ!) и лабы все надо сдать и тоже — ЗАЩИТИТь! Плюс к этому надо было набрать необходимый процент по практикам. Даже те, кто филонил и то им приходилось всё это делать и разбираться — без подготовки защиту тупо провалишь.
Если этот чел на следующий день всё забывал, то как он умудрялся допуски к экзаменам получать?
Цитата из статьи:
«У меня не было времени на других людей
В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал.»
Что этот человек делал в универе??? Опять из своего личного опыта. Начиная с 3-го курса и до конца обучения я состоял в двух научных обществах. Работа в этих обществах — это одни из самых ярких воспоминаний об универе. Знакомств — куча. На каждый семестр выпадало по 1 — 2 научные конференции — а это тоже знакомства.
Всё верно.
В универ многие вообще идут не потому что хотят туда пойти, а потому что без корочки ты никому не нужен при устройстве на работу. Если только ты не решишь открыть свой бизнес.
А правильно выбрать специальность, которая будет тебе реально интересна, удаётся далеко не всем. Часто бывает ещё и так, что ты поступил с вдохновением и энтузиазмом, но все твои порывы к знаниям и творческие идеи могут срубить на корню какой-нибудь совсем неинтересной и не нужной фигнёй.
ЧЕстно говоря, я до сих пор не понимаю зачем в школе мы изучали тригонометрию….
Автор статьи похоже так и не понял для чего учиться надо. Ладно, для него персонально: Учатся люди не для того чтобы всё знать, а для того что бы развить свой мозг и быть Человеком с большой буквы а не тупым скотом, которым можно управлять. Не факт что все знания пригодятся, но если они будут нужны в данный момент и срочно, то некогда будет лазить по конспектам или справочникам…
Мисс Инкогнито:
«ЧЕстно говоря, я до сих пор не понимаю зачем в школе мы изучали тригонометрию…. »
Тригонометрия — это, пожалуй, один из самых важных разделов, которые необходимо изучать в школе. Если исключить тригонометрию из школьной программы, то накрывается «медным тазом» школьная физика и математика за 8, 9, 10 классы. Решения треугольников, геометрия и стереометрия, векторная алгебра и, соответственно, операции с векторами сил в физике, все разновидности колебательных процессов — маятники, колебания электромагнитных волн, переменный ток, колебания в электрических цепях, круговое движение и пр. — всё это придётся убрать из школьной программы, если не изучать тригонометрию.
Таким образом, убрав тригонометрию, средняя школа автоматически превращается в 7-милетнюю начальную школу.
А дальше — высшая школа. Что делать с человеком, который пришёл в ВУЗ, имея из образования всего-лишь 7 лет начальной школы? Его придётся учить не 5-6 лет, как сейчас — а лет 8, не меньше.
АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА С АВТОРОМ!!! очень искренне!!! Автор не призывает забросить учебу вообще и стать ребенку двоечником, говорит же и 4 — ок, просто останется время на общение с людьми, которые потом могут помочь, останется время на практику, через которую можно будет и резюме пополнить и понять получше чем именно больше хочется заниматься. У меня ДВА высших!! никогда не убивалась за красный диплом как раз по всем тем причинам о которых говорит автор и вполне довольна своим резюме и перспективами.