Политический комментарий Института Вацлава Клауса — к событиям на Украине («Institut Václava Klause», Чехия)
1. Украина в своем нынешней форме — это в значительной мере искусственное образование, ставшее самостоятельным государством только в результате распада СССР 20 лет назад.
2. Это образование, с одной стороны, включает территории на западе страны, которые никогда не были частью Российской империи (Закарпатская область, Галич и так далее), и были присоединены к России только после Второй мировой войны, территории, отмеченные борьбой за украинскую независимость (и на стороне нацистов). С другой стороны, есть чисто русские области (Крым, Одесса, восток страны) еще с 18-го века, для которых независимость Украины означала, что их вырвали из первоначальной национальной общности.
3. Определенная искусственность государственного образования и различные представления его граждан о собственном будущем и векторе развития парализовали политическую жизнь с самого начала. И из Праги нам это было хорошо видно. Свою роль сыграли и неудавшаяся трансформация страны, и тяжкое наследие коммунизма, и экономический и политический хаос последних 20 лет.
4. Украина осталась (и не могла не остаться) экономически сильной страной, связанной с постсоветским пространством, опирающейся на Россию и во многом зависимой от России. Это естественно. И не существует простого способа изменить это.
5. Для России Украина — больше, чем ближнее зарубежье. Она значит больше, чем, например, Эстония, Таджикистан или Азербайджан. Это историческая колыбель российской государственности и культуры, родина десятков миллионов россиян.
6. В этом контексте соображения некоторых лиц в Европе и, кажется, основных представителей ЕС, представителей Чешской Республики, и, главное — политических активистов — о том, что возможен конфликт за ориентацию Украины и можно вести бой за ее направление на Запад или Восток, игнорируют действительность. Это втягивает страну в неразрешимый конфликт, который может закончиться только трагедией.
7. Сохранение Украины в ее объективно существующей геополитической ситуации как независимого и в то же время функционирующего и процветающего государства уже давно требует значительной выдержки и дипломатического такта как от украинских политиков, так и от иностранных партнеров. Но к сожалению, со всех сторон мы видим прямо противоположное.
8. Со стороны Запада это большая безответственность — подпитывать амбиции и иллюзии радикалов с запада Украины относительно того, что действительно существует выбор между Востоком и Западом, и что ЕС и США способны не только поддержать Украину как единое целое в ее прозападной ориентации, но и длительный период обеспечивать ее безопасность. Такого ясного и четкого интереса и желания приносить жертвы за Украину на Западе на самом деле нет. Запад помог развернуться кризису, который на самом деле ему не нужен, и с последствиями которого он не хочет разбираться.
9. Поставить Украину перед выбором — Восток или Запад — значит разбить ее. Кажется, к сожалению, именно это и происходит.
10. В то же время кажется, что большинство участвующих сторон начинают это осознавать. Вопрос в том, не поздно ли происходит это осознание. Иллюзией в том числе является представление, что эту проблему могут решить новые выборы.
Давайте не упрощать ситуацию на Украине односторонними комментариями
Политический комментарий Института Вацлава Клауса № 20
1. В нашем комментарии от 21-го февраля (Политический комментарий № 19, — см. выше) мы предупреждали: «соображение о том, что возможен конфликт за ориентацию Украины и возможно вести борьбу за ее направление на Запад или Восток, игнорируют действительность. Страну это втягивает в неразрешимый конфликт, который может закончиться исключительно трагедией… Поставить Украину перед выбором — Восток или Запад — значит разбить ее. Кажется, к сожалению, именно это и происходит». Мы не подозревали, что наши предположения и наши опасения подтвердятся так скоро — всего за какие-то десять дней.
2. Жесткая политическая дестабилизация Украины, которая проходила в течение последних месяцев и привела к политическому перевороту, вызвала, как мы опасались, территориальную дезинтеграцию. Последовательность причин и последствий очевидна — от событий на киевском Майдане до вступления российской армии в Крым. Отдельные события вырывать из контекста нельзя.
3. Жертвой всего этого, конечно, стала сама Украина, и особенно люди, проживающие в этой стране. Нам казалось, что трагедии, с которыми столкнулась Украина в ХХ веке, уже не могут повториться, но, видимо, мы ошибались в своих предположениях. Нормальным людям Украины, Европы и всего мира ничего подобного тому, что сегодня происходит на Украине, не надо. Казалось, это не нужно никому, но это ошибка.
Жертвами того, что сегодня происходит на Украине, являемся и мы с вами, и вместе с нами — все европейские демократы. Повышенная напряженность в Европе и мире, возвращение риторики холодной войны, движения армий — все это не останется без последствий. Атмосфера конфронтации, опасности и страха будет быстро использована для существенного укрепления европейской унификации и для ускоренного создания управляемого из центра европейского супергосударства. Это противоречит нашим национальным интересам, и поэтому мы есть и будем жертвой сегодняшней ситуации на Украине и того, что стало ее причиной.