Перед населением Юго-Востока Украины замаячил призрак массовых репрессий
Ещё несколько дней назад казалось, что Юго-Восток Украины сумеет, как минимум, дистанцироваться от навязанной Киевом «майданной» власти и настоять на уважении собственных прав и требований. Митингующие поочерёдно захватывали областные администрации Харькова, Донецка, Луганска. Однако верные Киеву силовики без особого труда очищали захваченные здания. А после того, как 7 марта арестовали «народного губернатора» Донецка Павла Губарева, как десятки его сподвижников оказались за решеткой, началась настоящая охота на ведьм. И вот уже арестован бывший губернатор Харьковской области Михаил Добкин, призывавший всего лишь к федерализации Украины, к учету Киевом интересов русскоязычных регионов страны.
«Свободная пресса» уже писала о том, что со дня на день может начаться вооружённая агрессия против единственного пока региона Украины, всецело вышедшего из-под контроля «майданщиков» — Крыма. Как в случае начала военного конфликта поведут себя другие регионы Юго-Востока?
— В случае начала военного конфликта в Крыму, ситуация на Юго-Востоке Украины радикально изменится, — считает директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин. – Поскольку киевская хунта перестанет церемониться с населением непокорных регионов. Начнутся реальные репрессии, которые сейчас только просматриваются. Мы увидим расстрелы, массовые аресты несогласных.
Само собой, что в условиях военного положения все демократические гражданские права попадут под запрет.
Состояние киевского Майдана и правящей хунты в Киеве таково, что неонацистские настроения доминируют. То и дело звучат призывы уничтожать тех русских, кто не согласен с новой властью. Это своего рода лейтмотив нынешней украинской политики.
Западенские боевики и некоторые симпатизирующие им военные части только ждут сигнала, чтобы начать узаконенный Киевом террор против мирного населения.
Как только прозвучат первые выстрелы, русское и русскоязычное население Юго-Востока потеряет последние возможности легально противостоять киевской хунте. Остальное зависит только от самих жителей этих регионов. Я думаю, начнётся партизанская война. А как она будет проходить, сумеет ли Россия ввести войска для защиты мирного населения на Украине, будет зависеть от множества факторов.
«СП»: — Остаются ли шансы у Юго-Востока Украины политическими методами отгородиться от Киева, всерьёз поставить вопрос о федерализации страны?
— Ситуация крайне серьёзна. Мы её мониторим, наши люди находятся в прямом контакте с теми, кто пытается противостоять киевской хунте на Юго-Востоке Украины. Едва ли за те дни или даже часы, которые, возможно, остались до войны в Крыму, удастся в этих регионах провести какие-то решительные действия, чтобы заявить о своём новом юридическом статусе, чтобы с ними можно было хотя бы условно считаться. Время в значительной степени упущено. Если до 16 марта не получится захватить ключевые объекты на Юго-Востоке Украины, отбить склады с оружием, то ситуация здесь будет просто катастрофическая. У русскоязычных на Украине два варианта: либо самооборона уже с оружием, либо положение беззащитной и покорной людской массы. В последнем случае даже партизанская война будет довольно затруднительна. Олигархические армии Ахметова, Коломойского будут репрессировать и уничтожать всех, кто попытается противостоять диктатуре. Все остальные более мягкие сценарии, на мой взгляд, исчерпали себя.
— На мой взгляд, никакой открытой войны за Крым не будет, — считает политолог и публицист Павел Святенков. — И связано это не столько с миролюбием украинских властей, сколько с отсутствием реальной армии на Украине. Понятно, что те формирования, которые попытаются воевать с Россией, будут быстро разбиты.
Кроме того, в случае нападения на российские войска вряд ли у новых украинских властей улучшится дипломатическая позиция перед Западом. Сейчас их козырь – попытка избежать войны. Открыв первыми стрельбу в Крыму, они тут же потеряют его.
«СП»: — Протест действиям новой киевской власти на Востоке Украины имеет какой-то рыхлый характер…
— Да, протест на Юго-Востоке Украины есть, но, скорей всего, без поддержки России, он быстро затухнет. Всё зависит от того, собирается ли Россия вкладываться в этот протест, как прежде Запад вкладывался в Майдан.
«СП»: — То есть самостоятельно эти регионы не способны добиться даже федерализации?
— На мой взгляд, пока протест на Юго-Востоке не носит структурированный характер. Поэтому и говорить о том, что он приведёт к федерализации страны, не приходится. Нынешние украинские власти постараются сделать государство как можно более унитарным.
«СП»: — А можно ли говорить, что новое правительство более менее контролирует ситуацию на Украине, и в глазах её граждан получило хотя бы относительную легитимность?
— Я думаю, что только в случае удачного проведения президентских выборов можно будет говорить о законности нынешней власти. Понятно, что государственный переворот довлеет над всеми принимаемыми ей решениями. И когда эта власть требует подавить выступления в Севастополе и Донецке, не совсем понятно, почему так заявляет, ведь она сама действовала точно таким же образом, захватывая Киев.
«СП»: — А возможен ли вариант бойкота президентских выборов на Юго-Востоке?
— Пока это сложно предсказать. В любом случае, подобный бойкот будет большой проблемой для новой украинской власти. А если он не будет объявлен, то возникает вопрос, кто будет этот условный пророссийский Юго-Восток представлять на выборах.
— Практически вся пресса на Украине сейчас зачищена под так называемую новую власть, — рассказывает харьковский журналист Андрей Дмитриев. – Нам кричат, что российские флаги в городах Юго-Востока Украины – это дело рук приезжих белгородских наркоманов. На самом деле, у меня стойкое ощущение, что пророссийские настроения в Харькове, Донецке и Луганске очень сильны. Большинство населения этих областей не воспринимают нынешнюю власть, как легитимную. Многие харьковчане, с которыми я общаюсь, считают, что то, что происходит в Крыму – вполне закономерно. Потому что в нынешней ситуации крымская власть как раз более легитимна, чем власть киевская. Многие их решения можно воспринимать, как защитную реакцию на тот переворот, который произошёл в Киеве. Хотя значительная часть харьковской интеллигенции считает действия России на полуострове агрессией.
«СП»: — Почему протест юго-восточных областей Украины носит какой-то спорадический характер: люди занимают обладминистрации, а потом легко их отдают…
— У нас много людей из самых разных слоёв населения, которые не принимают новой власти. Они готовы к самому активному сопротивлению. При этом никто их не покупал и ничего не обещал. Беда в том, что наши политические элиты «слились» или затаились. И в этом принципиальное отличие нашей ситуации от Крыма. Многие харьковские чиновники боятся за свою собственность, за счета в западных банках. Кто-то опасается за свою жизнь и жизнь родных, кто-то изначально был настроен на соглашательство с любой властью из Киева. У нас в Харькове, например, когда возник городок по защите памятника Ленину, ни один чиновник или депутат не то что не помог, но даже не показал открыто своей поддержки этой общественной инициативе. Региональные элиты банально выжидают, чтобы присоединиться к тому, кто победит.
Тот же Михаил Добкин, которого вчера арестовали, долго и последовательно выступал в защиту «Беркута», говорил, что не допустит бандеровцев в Харьков. На съезде депутатов Юго-Востока Украины его приветствовали, он был очень популярен. Но после съезда он уехал из города в самый ответственный момент, а потом вернулся совершенно «обмякший» и никакого участия в сопротивлении практически не принимал. Это показатель, что наши политики, если и готовы как-то бороться с оранжевым Киевом, то только в рамках законной политической борьбы. А когда борьба выплескивается на улицы, они тут же отступают.
Кстати говоря, Добкин, которого вчера арестовали, выступал с довольно разумным предложением федерализации страны. Только это могло успокоить жителей Юго-Востока страны, избавило бы их от чувства, что они оказались в положении побеждённых в собственной стране.
«СП»: — Возможно ли, что в итоге Юго-Восток просто будет оккупирован военизированными подразделениями, лояльными нынешней киевской власти, и на этом всякое сопротивление закончится?
— Да, если сюда будут переброшены войска, состоящие из выходцев с западных областей, они с удовольствием станут наводить свои порядки под предлогом борьбы за территориальную целостность страны. Тем более, что уже сейчас нашу милицию, довольно лояльную к выступлениям местного населения, сильно разбавили западной. Поэтому люди вполне справедливо опасаются этнических чисток, как со стороны силовиков, так и со стороны бандитских и полубандитских отрядов из боевиков «Правого сектора» и охранников олигархов.
Сейчас вообще что-то предсказывать очень сложно. Если посмотреть прогнозы наших авторитетных политологов двухмесячной давности, ни одни из них не мог предвидеть того, что мы имеем сейчас.