Скандальное ‘Fuck the EU’ заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд как квинтэссенция американской внешней политики и показатель компетентности тех, кто её проводит.
Содержание телефонного разговора заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд с послом на Украине Джеффри Пайетом, в котором второй человек американского дипведомства «посылает» европейских партнеров, не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Высокопоставленные американские чиновники и не такое ляпали! Достаточно вспомнить реплику последнего посла США в России Майкла Макфола, брошенную им в камеру одного из местных телеканалов: «Это дикая страна оказалась…». Непосредственный шеф Макфола госсекретарь Джон Керри не так давно вверг многих в ступор, заявив, что Вашингтон не позволит Тегерану развивать мирную атомную программу. И это буквально на следующий день после того, как в результате непростых и длительных переговоров в Женеве стороны пришли к договоренности об обратном! А чего стоит его последнее откровение о том, что свободные выборы «не всегда приводит к демократии!».
Бараку Обаме, казалось бы, сам Бог и конституция США велят следить за каждым словом, произнесенным публично, но и он оказался далек от образца дипломатичности. В апреле 2011 года в ходе официальной встречи с эмиром Катара Хамадом бен Халифа аль-Тани американский президент похвалил визави за «огромный вклад» в продвижение демократии на Ближнем Востоке. Однако двумя часами позже Обама заметил своему окружению, куда случайно затесались журналисты, что «в самом Катаре нет заметных подвижек в этом направлении». Спустя полгода на саммите G20 президент США оконфузился, когда рядом с работающим микрофоном принялся вместе с французским коллегой Николя Саркози перемывать косточки премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху: «Ты им сыт по горло, а вот мне приходится каждый день с ним общаться».
Надо ли удивляться, что при таком президенте внешнеполитическая машина Соединенных Штатов движется со скрипом и все чаще влетает в скандальные ямы, давая немало поводов для смеха. Очередным таким предлогом стала обязательная встреча членов профильного комитета Сената с только что назначенными президентом Обамой американскими послами. Четверо руководителей дипмиссий США в Аргентине, Венгрии, Исландии и Норвегии не являлись кадровыми работниками и, как выяснилось, имели весьма смутное представление о странах своего назначения. К примеру, для Джорджа Тсуниса стало настоящим откровением, что норвежская Партия прогресса, которую он назвал «антидемократичной», на самом деле входит в правящую коалицию страны. А Колин Белл, посол в Венгрии, отправляется за океан с твердой решимостью осудить венгерских националистов за притеснение евреев. Это почти все, что она успела уяснить для себя о будущей работе.
История, изрядно развеселившая сенаторов и журналистов, так бы и осталась очередной в ряду похожих, но она совпала с публикацией в Соединенных Штатах двух исследований, которые независимо друг от друга подтверждают, что, во-первых, должность посла США за рубежом имеет вполне конкретную цену. А, во-вторых, чтобы стать им совсем не обязательно иметь опыт дипломатической работы.
Конечно, Обама не первый, кто награждает преданных сторонников статусом посла в спокойных и приятных для жизни странах. При президенте Рейгане «блатных» среди послов было почти 40%, при Клинтоне – 35%. Однако ко второму президентскому сроку Обамы непрофессионалов среди глав американских дипмиссий стало заметно больше половины. Согласно законодательству США именно президент имеет исключительные полномочия в назначении послов, а все дипломатические работники, являясь госслужащими, должны отбираться по принципу «равных возможностей». То есть среди них обязаны быть представители всех этнических групп и общественных слоев населения. Кадровым дипломатом такой порядок откровенно не нравится. «Почему наша профессия единственная, где считается приемлемым назначить кого-то без опыта? — возмущается Стивен Кашкетт, бывший вице-президент Американской ассоциации дипломатической службы. — Ведь никому не придет в голову поставить во главе больницы человека без медицинского опыта!»
Дэнис Джетт, бывший коллега Кашкетта, прослуживший 28 лет в Госдепартаменте и имеющий богатый опыт работы послом, нынче трудится в университет Пенсильвании. Здесь он вместе с Йоханнесом Феддерке провел масштабное исследование и выявил такую закономерность: чем больше средств в предвыборную кампанию Барака Обамы привлек спонсор, тем больше шансов у него оказаться американским послом в богатой туристами и безопасной стране (чаще всего в Западной Европе). Входной билет в элитный клуб диломатов-дилетантов начинается, по данным Джетта и Феддерке, с 550 тысяч долларов.
Выводы исследователей Пенсильванского университета подтвердили эксперты Центра общественной интеграции США Мишель Бекел и Крис Зубак, составившие специальную карту и список из 23-х фандрайзеров (так в США называют тех, кто спонсирует предвыборные президентские компании — прим. fbii) Барака Обамы. В общей сложности они привлекли в избирательный фонд нынешнего главы Белого дома более 16 млн. долларов и, несмотря на отсутствие дипломатического опыта, оказались в уютных креслах послов дружественных США государств Старого Света. Не в этом ли кроется одна из причин постоянных неудач администрации Барака Обамы на внешнеполитической арене и стабильного роста антиамериканских настроений в той же Европе!? Авторитет Белого дома в целом и Госдепартамента в частности не повышают и громкие скандалы, которые все чаще вырываются за пределы дипломатических кулуаров.
В ходе первой избирательной кампании Обамы поддержка влиятельного в Америке клана Кеннеди помогла тому вначале победить на праймериз, а затем и в борьбе за Белый дом. И хотя накануне своего первого президентства Обама неоднократно высказывался против политических назначений и пообещал выдвигать на серьезные посты в Госдепартаменте только опытных кадровых дипломатов, не отблагодарить соратников за помощь он не мог. Летом 2013 года Обама отправил послом США в Японию дочь убитого президента США Джона Кеннеди — Кэролайн, которая не имела никакого дипломатического опыта, сторонилась публичности и занималась бумажной работой в руководимой ею Президентской библиотеки имени покойного отца. Надо ли говорить, что новоиспеченный дипломат совершенно не знала Азии и японского языка.
Луис Сасмен, в отличие от Кэролайн Кеннеди, языком страны пребывания владеет великолепно. Что неудивительно, ведь бывший юрист и банкир более четырех лет возглавляет посольство США в Великобритании. Дипломатического опыта и заслуг у него нет, зато он собрал в избирательный фонд Обамы 2,3 млн. долларов. Интересно, что теплое местечко в Лондоне Сасмен отстоял в противостоянии с другим крупным спонсором нынешнего президента — главным редактором журнала Vogue Анной Винтур. Слухи о ее назначении в Соединенное Королевство в конце 2012 года вызывали такую негативную реакцию в британской прессе, что Белому дому пришлось отыгрывать назад.
То, к чему могут привести подобные назначения послов, наглядно иллюстрирует громкая отставка Синтии Строум, одиннадцать месяцев руководившей диппредставительством США в Люксембурге. Бывший инвестор в старт-ап компании отличалась таким самодурством, агрессивностью и хамством, что большая часть сотрудников посольства поспешила уволиться, а некоторые даже предпочли перевестись в неспокойные Кабул и Багдад. Кстати, американское посольство в Ираке так же не избежало скандала, когда выяснилось, что среди двух тысяч сотрудников миссии считанные единицы владеют арабским языком…
Писатель Николас Кралев, работая над книгой «Вторая армия Америки», пообщался с сотнями американских дипломатов и пришел к однозначному выводу: большинство назначенцев Обамы понятия не имеют, как руководить посольствами и вести дипломатию в XXI веке. Ситуация не столько смешная, сколько опасная – внешней политикой ядерной державы руководят полные профаны. Вряд ли подобная стратегия приведет к чему-то хорошему.
Источник