Киевский режим оказался в сложном положении. На прошлой неделе окончательно стало видно, что армии у Украины в сущности, нет. Если местная военная элита могла похвастать хотя бы латиноамериканским обликом, то линейные части выглядят откровенно недееспособными и демонстрируют нежелание воевать; предмобилизационные мероприятия явно идут не шатко, ни валко; оборонка, долги армии перед которой достигли почти миллиарда гривен, отказывается производить ремонт техники. Военная помощь, запрошенная Киевом у США, пока свелась к поставкам сухих пайков.
Власти в спешном порядке формируют двадцатитысячную Национальную гвардию, костяк которой с почти 100% степенью вероятности составят боевики «Свободы» и других относительно управляемых националистов; на эти цели намечено потратить дополнительно 6,8 млрд. гривен (около $700 млн) в течение трёх месяцев.
Естественно, это создаёт дополнительную нагрузку на и без того скудный бюджет, однако гиперактивность администрации Яценюка имеет вполне прозрачный подтекст — перспективы украинской экономики выглядят ещё хуже, чем предполагали самые закоренелые скептики. Так, страна вполне очевидным образом находится на грани газовой войны с Россией. К началу крымских событий газовый долг Украины уже достиг $1,89 млрд, и продолжал расти. Даже при льготной цене в $286 за 1000 кубометров, из золотовалютных резервов Украины ежемесячно испарялось до $1,5 млрд. Однако с апреля скидка перестаёт действовать, а «Газпром» переходит к поставкам по предоплате. Хуже того, крымский кризис создаёт формальный повод для пересмотра Харьковских соглашений, обеспечивающих Киеву примерно 100-долларовую скидку. Таким образом, теоретически цена для Украины может составить порядка $500. При этом уже при цене $400 за 1000 кубометров дефицит платёжного баланса страны вырастет едва ли не треть — примерно до $20 млрд, намного превысив 10% ВВП, что само по себе выглядит как тотальная катастрофа. Перспектива того, что платить Киев не будет, просматриваются достаточно ясно.
В апреле-мае истекают и сроки оплаты за заказанное ранее в России ядерное топливо, которое РФ во многом просто опасается поставлять.
При этом «энергетические» долги — только вершина украинского долгового айсберга. Частный украинский бизнес в финансовом плане выглядит ещё хуже, чем государство — все последние годы он «развивался» за счёт набора дорогих и краткосрочных долгов. В итоге только в этом финансовом году «частникам» предстоит выплатить $34,8 млрд. — для зачастую убыточного украинского бизнеса цифра астрономическая. Между тем, финансовые активы украинского топа велики только в масштабах Украины — так, «гениальная» идея Бжезинского, предложившего собрать с олигархов по миллиарду на восстановление экономики, в реальности вполне абсурдна. Первая десятка украинского бизнеса в реальности безвидна и пуста — действительно серьёзное состояние только у Ахметова. На Украину движется вал корпоративных дефолтов, который будет усугублен политической нестабильностью и ожидаемыми последствиями газовой войны.
Состояние банковской системы не менее своеобразно — она сравнительно мало должна, но была слабой ещё до кризиса и не выдержит курс в 10,5-11 гривен за доллар. Между тем, ни один из потенциальных доноров не позволит Киеву жечь золотовалютные резервы, спасая явно нереалистичный курс.
Отчаянный рывок украинских олигархов к власти во многом объясняется именно этим — это банальная попытка решить свои проблемы за счёт государства, которому отводилась почётная роль торговца суверенитетом в обмен на дешёвые деньги. Однако политический кризис во многом дополнительно усугубил их положение. Отступать им уже некуда — позади оффшорные счета и бдительные агенты ФБР, уже понемногу начинающие наказывать за недостаток энтузиазма.
Между тем, восток и юг уже сейчас всё менее покорны — ещё до того, как на Украину надвинулся экономический «идеальный шторм». Надежды на план Маршалла (массированную западную помощь) пока не оправдываются. Так, непосредственная помощь от США ограничилась $1,150 млрд, при этом 1 млрд — это не живые деньги, а долговые гарантии. Помощь ЕС также ограничена — за впечатляющей цифрой в $11 млрд в действительности скрываются туманные обещания дать денег «когда-нибудь потом» и если получится, длительные сроки и всё те же «неживые деньги».
В итоге, вероятно, в Киеве решили двинуться по традиционно африканскому пути формирования полупартизанских отрядов из маргиналов и молодёжи. При этом создать действительно боеспособные подразделения администрации Турчинова не удастся — однако в качестве карателей может использоваться и явный сброд.
Проблема в том, что судорожные метания украинских властей создают дополнительные экономические проблемы, которые ещё недавно было сложно представить. Пока украинская армия сжигает топливо в бессмысленных марш-бросках, а НПЗ простаивают, появляется всё больше свидетельств того, что слухи об успешном проведении посевной сильно преувеличены, несмотря на бодрые заявления Министерства аграрной политики. Биржевые цены на зерновые и подсолнечное масло, одним из ключевых производителей которого является Украина, выросли взрывообразно. У основных игроков есть вполне обоснованные сомнения в стабильности поставок — так, министерство уже обратилось к министерству энергетики с просьбой продать 10 тысяч тонн топлива по льготной цене, при этом судя по тону просьбы и оговорках по поводу альтернативных источников, никакой уверенности, что запасов ГСМ достаточно, нет.
Иными словами, в сложившейся ситуации банальный дефолт и резкое падение уровня жизни выглядят всё более оптимистичным сценарием. В реальности к концу 2014-го картина может оказаться намного более мрачной — вплоть до перебоев с продовольствием в крупных городах, массовыми отключениями тепла и электроэнергии и остальными типичными признаками революционной ситуации.