Жители Крыма не знают, что значит быть в составе Российской Федерации, не знают юридические, бюрократические, политические, экономические нюансы, они понятия не имеют о российских законах, например, о законе об экстремизме. Законы Украины сильно отличаются, они гораздо либеральней.
Но эти нюансы теряются на фоне энтузиазма, который испытала значительная часть славянского населения Крыма. Их интересовали не аспекты воссоединения, а сам факт: «Мы с Россией». Сейчас они познакомятся и с аспектами.
Список будущих проблем довольно серьезный. Во-первых, экономическая блокада и политическая изоляция Крыма со стороны ЕС, западных стран. Думаю, и союзники — Китай, Иран — не решатся в полной мере признать эту ситуацию. Да даже в составе Российской Федерации Крым может оказаться в изоляции. Уверен, что Симферопольский аэропорт может быть подвергнут санкциям со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО), как аэропорт в Сухуми, например, куда не может сесть ни один самолет даже чартерных авиакомпаний, а если сядет, то потом самолеты авиакомпании потеряют возможность летать в другие страны — по меркам ИКАО воздушное пространство Абхазии принадлежит Грузии. Украина, которая тоже входит в эту ассоциацию, будет считать Крым своим воздушным пространством. Почти уверен, что для людей, проживающих в Крыму, будет осложнено получение шенгенских виз.
Может подняться цена за днепровскую воду. Вряд ли ее отключат — это был бы негуманный акт, потому что Днепровский канал питает степные районы Крыма и его сельхозугодья, от которых зависит жизнь и благосостояние многих жителей. Думаю, с повышением цены можно будет справиться, Россия же обещает Крыму какие-то невиданные миллиарды.
Могут быть осложнены маршруты движения поездов по всеми нами любимой железной дороге Москва-Симферополь. Боюсь, что пересечение украинской границы в двух точках — между Белгородом и Харьковом и между Мелитополем и Джанкоем — будут очень серьезно осложнены. Поток туристов из Украины, которых было на курортах гораздо больше, чем россиян, может значительно уменьшиться. Но, думаю, это будет компенсировано какими-то финансовыми вливаниями, которые Россия, и регионы России, и бизнесмены России щедро обещают и гарантируют крымскому населению.
Что можно сказать о внутренней ситуации: во-первых, законы землепользования в России существенно отличаются от украинских. В Крыму существует закон о четырех колышках, который позволял свободное освоение земли с последующим оформлением — это достаточно легкая процедура, особенно если земли не носят сельскохозяйственное или иное важное значение. Российские законы гораздо более жесткие. Или Дума примет специальный закон для Крыма, который оставит все земельные владения без изменений и срочным образом их легитимизирует, или там начнутся серьезные проблемы.
Отдельная проблема — крымские татары. В России несколько исламских организаций запрещены, считаются экстремистскими, принадлежность к ним преследуется по закону согласно статье 282 УК РФ. В Украине же эти организации не были запрещены, в частности, Хизб ут-Тахрир. Среди крымских татар от 5 до 15 тысяч членов Хизб ут-Тахрир.Эти люди должны будут прекратить свою политическую деятельность, иначе органы ФСБ и Центр по борьбе с экстремизмом предпримут по отношению к ним разные репрессивные действия, что не может не вызвать напряжения. Муфтий Крыма уже заявил, что они сами с ними разберутся и не потерпят никаких репрессивных действий в их адрес.
В Украине очень легко было создать любую общественную и политическую организацию — фактически, это была самозаявка с легким способом регистрации. Украинский закон о СМИ очень либерален по сравнению с российским. Сейчас крымчанам придется со всем этим столкнуться — в большинстве своем они не готовы к этим новшествам и, думаю, даже о них не подозревают.
Кто-то склонен сравнивать ситуацию с присоединением Крыма с тем, что было с Абхазией и Южной Осетией. Но на территории Абхазии и Южной Осетии имели место этнические чистки, массовый исход населения, в частности, грузинского, были военные преступления, а Крым проголосовал абсолютно добровольно, без какого-либо насилия. Были отдельные случаи насилия, но присутствие российских военнослужащих резко охладило горячие головы, и поэтому голосование крымчан было демократическим.
Скорее Крым можно сравнить с Северным Кипром, с учетом того, что на Северном Кипре все-таки были боевые действия и греческое население было изгнано. Турция, формально не включив Северный Кипр в Турецкую Республику, но разместив там свои войска и даровав тамошним турецким жителям турецкое гражданство, осуществляет транспортное сообщение с Северным Кипром, вместе с тем является членом НАТО и преуспевающей экономической державой, по отношению к которой если какие-то санкции и применялись, то несущественные.
Думаю, что Запад также не пойдет на конфронтацию с Россией и каких-то серьезных санкций не будет. Потому что, несмотря на хорошую мину, которую они делают при плохой игре, присоединение Крыма делает Азовское море, кроме узкой полосы под Бердянском, внутрироссийским. И это является фундаментальной базой для осуществления нефтегазового проекта «Южный поток». В Новороссийске мощный газовый терминал создавать опасно — там очень серьезные зимние шторма и ледяной ветер, прилетающий с гор. Новороссийские бухты крайне небезопасны даже для военных кораблей, а Керченская, Азовская, Таганрогская, Феодосийская бухты гораздо более приемлемы. Поэтому Запад, несмотря на как бы критическое отношение, на самом деле примет ситуацию, как и подобает капиталистам, перед которыми маячит огромная выгода: Крым — исходная площадка для газового транзита в Европу, которая уже вложила в него огромные деньги (по крайней мере, Германия, Франция и Италия).
Российско-европейский газовый консорциум — реальность уже много лет. В него инвестирован не только колоссальный финансовый, но и политический капитал очень влиятельных европейских политиков, в том числе и госпожи Меркель, которая, как бы ни ругала Россию на публичных площадках, очень заинтересована или в Южном, или в Северном потоке. Южный поток провести проще, потому что Северный поток нужно прокладывать в акватории Балтийского моря, на территории Швеции, Финляндии, а значит, придется проводить экологические экспертизы и всевозможные демократические процедуры. На юге находятся страны, с которыми гораздо проще договориться — Турция, Болгария, которая уже присоединилась к Южному потоку, Сербия, Венгрия, которая готова присоединиться, Австрия — и все, приехали. Крымская ситуация очень даже выгодна европейцам с прагматической точки зрения. Наверняка есть уже договоренность: Москва спокойно воспримет европейскую ассоциацию Украины и ее вступление в НАТО в обмен на гарантию безопасности транзита газа из Каспийского региона, Среднеазиатского региона и по югу России — это тоже формат договоренности между Москвой и Брюсселем и Берлином. Нас поделили. Почитайте работу Маркса «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» — там описаны все принципы возможных договоренностей владык и хозяев мира, закрытые от народов.