Забытая медаль на парадном мундире
Прогнозы о судьбе Крыма и крымчан напоминают гадание на затертых картах или вглядывание в мутный хрустальный шар. Их содержание больше зависит от позиции эксперта, чем от объективных факторов.
Собственно, объективность в случае с Крымом — непростительная роскошь: никем не оспариваемых фактов о полуострове больше не осталось. Но все-таки попробуем разобраться, что ждет граждан «независимого» Крыма в ближайшем будущем.
За что боролись?
В последние 23 года в Крыму происходило всего два занимательных процесса — земельный дерибан и консервация тоски по советской «шаре». Процессы взаимосвязанные и в перспективе бесконечные. Новые фигуры во власти с азартом включались в передел полуострова, продолжая параллельно убеждать крымчан, что Киев их обирает. Верить в это было легко, потому что удобно.
Крым ждал мессию, который пришел бы и прогнал украинцев, паразитирующих, как им казалось, на их благодатной земле. А еще дал денег. Просто так, за красивые глаза. И послал толпы щедрых туристов, готовых платить втридорога за аренду спального места в осыпающемся курятнике с текущей крышей.
Киев, конечно, виноват. За все годы никто так и не удосужился обратить внимание на тикающую бомбу. Все четыре президента приложили руку к взращиванию в крымчанах нелюбви к Украине. Кравчуку было как-то не до Крыма, при Кучме отменили Конституцию автономии, при нем же развернулся полномасштабный дерибан земель. Ющенко со своей непродуманной языковой политикой тоже сделал свое дело. Ну и, наконец, при Януковиче коррупция на полуострове взлетела на новую высоту. Но остается риск, что дальше будет еще хуже.
Чтобы понять, чего теперь ждать крымчанам, нужно сначала разобраться со статусом полуострова. А этого не могут сделать даже серьезные специалисты в сфере международного публичного права. Даже если признать легитимность опереточного референдума, вопрос о суверенитете на нем не поднимался. Крым вроде как решил, что хочет в состав России. Но она может принимать новых членов федерации только из числа суверенных государств. Крым — не государство. Поэтому все решения, которые принимаются Украиной и Россией по отношению к этой территории и ее жителям, могут быть обеспечены только правом сильного.
Именно поэтому Путин сначала издал «указ о независимости Крыма» и лишь потом подписал федеральный конституционный закон о включении его в состав РФ. Ничего другого он написать не мог, не изменив сначала внутреннее законодательство и не разрешив прямо присоединять к России части других государств. Вот это вызвало бы в мировом сообществе настоящую истерику! При этом о переходе Крыма на российские соцстандарты он заговорил еще до «референдума».
Манна небесная
Надежда на российские пенсии — едва ли не главный аргумент жителей полуострова в пользу присоединения к РФ. Он на втором месте после навязчивой мечты «умереть в России».
Вообще пенсия рассчитывается и выплачивается по месту приобретения страхового стажа. И не зависит от гражданства работника. Все крымчане, которые заработали пенсию в Украине, имеют на нее право, несмотря на то, что сам Крым теперь непонятно чей. Если они получали свои деньги на карточку, то теперь смогут получать их на почте.
В 1992 году было подписано «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Согласно ст. 1, пенсии этим самым гражданам оформляются по законам страны, в которой они проживают. Но учитывается трудовой стаж, полученный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего Советского Союза за время до вступления в силу Соглашения.
То есть трудовой стаж после марта 1992 года не учитывается. Иначе было бы странно: человек перечисляет деньги в Пенсионный фонд одного государства, а потом живет за счет другого. Но понятно, что при желании Россия наплюет на это Соглашение и с барского плеча выделит крымским пенсионерам некую сумму. И спасибо, если выделит. Но поскольку основываться это будет исключительно на доброй воле президента, соцгарантии крымчан будут висеть на честном слове не самого честного человека.
«Все граждане России (а к этому дело идет, юридические формальности скоро будут завершены) должны быть поставлены в одинаковые условия. Как вы это сделаете — ваше дело. Вместе с депутатами Госдумы продумайте и сделайте это. И не затягивайте, сделайте как можно быстрее!» — торопит Путин министра труда Максима Топилина.
В общем, задачу поставил. Но вся штука в том, что пока толком никто не понимает, как это сделать. Можно, конечно, дружно и массово посвятить всех крымчан в российских граждан и рассчитать им пенсии от фонаря. Но бедняге Топилину еще предстоит подвести под это хоть какое-то обоснование.
По данным Главного управления ПФ Украины в Крыму, в автономии проживают 524 тысячи пенсионеров. Выплаты в марте должны составить 834,3 млн гривен, годовой объем выплат примерно равен 10 млрд гривен. Чтобы довести средний размер пенсий в Крыму (1592 гривни, или 6290 рублей в месяц) до среднероссийского, понадобится 1,94 млрд рублей в месяц, или 23,33 млрд в год. Не исключено, что эти деньги крымчане (в отличие от приднестровцев и жителей Абхазии и Осетии) действительно увидят. Но на полуострове не 500 тысяч жителей, а 2 миллиона. Что ждет людей, которым еще нет 60-ти?
Цены поползут вверх. Но с какой стати расти заработкам? На госслужбе находится небольшой процент крымчан. Большинство живет исключительно за счет туристов, сдавая в аренду жилье, торгуя всякой снедью и сувенирами, организовывая экскурсии.
«Власти» Крыма намекали, что Россия какими-то административными методами загонит на полуостров отдыхать чуть ли не всю страну. Вряд ли, конечно. Но даже если вдруг, то направлять отдыхающих будут в санатории. А те, кто жил за счет «дикарей», останутся не у дел. Украинцы в Крым в этом году не поедут. Кто-то может сказать «Ну и слава Богу!», — но это эмоции. А факты таковы, что половина курортников ежегодно приезжала именно из Украины.
Симферопольский аэропорт может обслужить до миллиона пассажиров в год (соответственно, в сезон — до полумиллиона, это если там вообще будет дозволено приземляться международным «бортам»). А необходимое для выживания региона количество туристов — хотя бы 6 миллионов. Мост через Керченский пролив пока не построили (и не факт, что таки построят). Остается сообщение через Украину. Не так уж много найдется экстремалов, готовых дважды пересекать границу (с проблемами, как это происходит в последние недели) только для того, чтобы попасть в Крым. Дешевле и проще сесть в самолет и полететь к туркам или болгарам. Одна таможня, нормальный сервис, меньше мусора и околонациональной агрессии…
Откуда взяться деньгам?
Местные власти заявляют, что туристы Крыму побоку, он, мол, живет за счет поступлений от акцизного сбора и подоходного налога официально трудоустроенных граждан.
3 комментария
Сейчас весь Мир следит за событиями на Украине. Точнее говоря — мировая элита. Украина — это испытательный полигон. На этой земле начнутся полевые испытания новой экономической модели — пост-капиталистической. Если эксперимент будет признан удачным, то эту модель можно будет транслировать на все европейские страны.
А Крым — это, соответственно — такой же испытательный полигон, но уже для России. Ей тоже интересно. Сегодня прозвучали ключевые слова — «особая экономическая зона».
Я думаю, что обе эти экспериментальные модели будут очень похожими — велосипед уже изобретён нобелевскими лауреатами, осталось только на нём прокатиться.
А то, что есть юридические нюансы — так это да. Но наступают времена совсем другие — именно что — право сильного. Законность решений в ближайшие десятилетия никого волновать не будет. По факту и всё тут! Это обще-мировая тенденция. Поиграли в право и будя.
Сплошная русофобия от «Лики».
Вся эта статейка — » бред покойной козы Марфы».
Вы думаете Крымчане, которым около сорока, надеялись на украинские пенсии ??? Да к тому времени, когда пришлось бы выходить на пенсию, возраст пенсионный сделали бы лет эдак 120…и это не шутка. Приходилось самим думать как обеспечить себя в старости…ничего будем думать и в России