Знаете, что дает Украине надежду и шанс на спасение как единой, территориально целостной страны? Мне кажется, только то, что иногда мозг просыпается и в головах патриотов, которых уже иначе, как «поцреоты» и назвать-то нельзя. Проснувшийся мозг позволяет им адекватно и видеть окружающую действительность, и понимать, кто в ней виноват, и определять, что делать. Это потрясающее письмо я обнаружил в Интернете, месте, где иногда бывают не только смелыми, но и умными. Сразу после того, как Крым ушел к России, а Россия его так умно и триумфально приняла.
Как было сказано в Сети, «натуральный, беспримесный «свидомый украинец» bither плачет в своем уютненьком живом журнальчике». А вот и сам этот плач:
«Все. Слили. И не надо говорить, что в Крыму будет действовать полумиллионная армия украинских военнослужащих. Или партизан. Дорогие, партизаны могут существовать только при поддержке местного населения. Ни одна собака нас в Крыму не поддержит. Смешно.
Путин нас переиграл. Там, где не смог переиграть, просто воспользовался правом сильного. И мы все съели. И если меня не обманывает интуиция, то рассчитывать на санкции со стороны Запада тоже не приходится. Никто не собирается развязывать из-за нас мировую войну. А экономические санкции по отношению к России на сегодня напоминают легкие эротические поглаживания. То есть не только мы все съели.
Над планетой разносится жалобный крик «Ай-Ай-Ай!». Жалко? Жалко. Больно? Еще и как! «Микола! Ты шо? Всрався?» – «Так я не со страху, а вiд лютої ненавiстi!».
Некого винить. Смотрю на проекты постановлений ВР: убрать из названия Киева «город-герой», лишить Москву и Петербург статуса городов-побратимов, запрет КПУ и Партии регионов… ГПУ поручила Минкульту перепроверить расходование средств на празднование юбилея Шевченко. А расстрел на Институтской ГПУ уже расследовала? Успешно?
Да вы охерели, господа. Реально охерели.
Юго-восток кипит. Путин ехидно посматривает на процесс. Он в первый же день ввел в Крыму три (3!!!!) государственных языка. Потому что он мерзавец, но вменяемый. Умный. И понимает, что надо сделать, чтобы его носили на руках крымчане. А вы еще выпустите на трибуну бесноватую Фарион! И дончане не только танки, они и самолеты остановят!
Сейчас Путин будет дожимать ситуацию с признанием Крыма Украиной, федерализацией и внеблоковостью. У него на руках все козыри. У него сила. Нам не фигней надо заниматься, а спасать страну от распада. Включить мозги, идти на компромиссы. Не на словах – законодательно! Чтобы никто не мог сказать, что вы будете вешать потом.
Мы не сильнее. Мы, как выяснилось, не умнее. Нам неоткуда ждать помощи. Мы должны решать свои проблемы сами. И у нас нет другого выбора, как договориться между собой. Плюнуть на все ради того, чтобы остаться страной, а не территориями. Чтобы снова не петь потом – «мы с тобою прое…ли»…
Согласитесь, суперсамооткровение и самопрозрение человека, который не хочет, чтобы его страна развалилась на куски. Я сейчас не буду оценивать его потуги эмоционально. После госпереворота 18-22 февраля сего года Украина разделилась на несколько частей взаимным недоверием, переходящим в плохо скрываемую ненависть. И на этом фоне многим кажется, что сшить несшиваемое так же трудно, как и впихнуть невпихуемое – слишком уж велика разница, уже омытая кровью.
Однако в мире, окружающем Украину, есть как сторонники, так и противники ее развала на несколько частей. С последующим то ли образованием новых государств на отвалившихся кусках, то ли переходом этих бесхозных территорий к другим государствам. По примеру Крыма. Юго-востока – России, Закарпатья – Венгрии, Буковины и части Южной Бессарабии – Румынии, Галичины, этого хваленого «украинского Пьемонта» – Польше.
Жутковатая картинка вырисовывается, если воочию такое представить. Постпереворотные временные власти Украины, разумеется, хорохорятся и не признают ни ухода Крыма, считая его «аннексией Россией», ни угрозы развала страны. Но ума эта «забота о стране» им, увы, не прибавляет. Они по-прежнему бряцают ржавыми доспехами разваленной украинской армии и надеются на собственные штыки, за которые, по их расчетам, должен заплатить Запад. Точнее – США и НАТО, которым нужна целостная Украина и контроль над ней. Ну чтобы, значит, натовские танки и ракеты приблизить прямо к российским границам.
Есть резон в этих расчетах? Конечно, сто пудов! Это не просто резон, а голубая мечта Запада, который продолжает вплотную заниматься удушением России и мечтает о ее окончательном упадке и развале. Но увы – мир начинает уже привыкать к тому, чего не хотят замечать в Украине, по-прежнему захлебываясь то в суперпатриотизме, то в верноподданнических клятвах Западу сделать все, чтобы тому «было хорошо».
Мир сегодня постепенно, но неуклонно уходит от монополярности и гегемонии США, которая определяла политику сразу после развала СССР. США посчитали себя победителями в той холодной войне, которую они вели с Советским Союзом, и уверовали в то, что это навсегда. Некоторые амеро-оптимисты из числа интеллектуалов даже заговорили о «конце истории», который типа наступил после победы либеральных западных ценностей.
Жизнь, однако, внесла свои коррективы, которые проявились в том, что мир устал от одностороннего командования и заскучал о новой, не побоюсь этих слов, холодной войне. Только вызов США, подкрепленный силой и решительностью, мог: а) покончить с монополярным миром; б) растормошить и подвигнуть на сопротивление и поиски собственного места и голоса в мировой политике другие наметившиеся центры силы. Китай, к примеру, работал против США мирно, превращаясь в «фабрику мира» и «вторую экономику планеты». Точно так же работали и страны то ли БРИКС, то ли «Большой двадцатки» (G-20). А Россия окрепла и бросила такой вот вызов. Всем, кто ее недооценивал и списывал со счетов.
Появление G-20 вместо традиционной G-7, которую успешно практически «похоронили» после последних событий в Украине якобы в наказание России за «строптивость» и за «крымское самоуправство», – это свидетельство того, что мир окончательно уходит от старых схем в международной политике. И вынужден считаться с новыми реалиями и новыми игроками. А попытки Запада (в основном НАТО и США) превратить Украину в антироссийский бастион при помощи переворота и водружения там во власть «своих сукиных сынов» – это едва ли не последний крупный «всхлип» прежней геополитики, проходящей под диктат США и их союзников.
Захват Украины с односторонней ее переориентацией в бочину России окончательно проваливается. Не провалился, но проваливается. О чем и свидетельствует голосование за резолюцию ООН по Украине: 100 государства за документ, 93 – против. Однако там, где «против», живет подавляющее число населения планеты. А военный и экономический потенциал разделился практически поровну. Но там, где «против», – это, что называется, дикорастущие и перспективные экономики. А там, где «за», – это нищающий и охваченный стагнацией бывший «золотой миллиард» со своими вассалами-пристяжными.
Украина, конечно, могла бы гордиться тем, что причастна к таким тектоническим геополитическим сдвигам, если бы не одно «но»: ее играли втемную. Ее мнения никто не спрашивал, а саму ее превращали и превращают сейчас в полигон для столкновений амбиций новых и старых мировых лидеров. И все эти игрища могут закончиться для Украины плачевно. Так, как полуистерически, но совершенно правильно предчувствует в своем процитированном выше письме свидомит bither.
Сейчас все заговорили, что раз в клинч вошли Россия и США, то возвращается новая холодная война. Да, похоже на то. Но все как-то забывают о том, что именно холодная война времен биполярного противостояния 1945-1991 годов стала надежным предохранителем войны горячей. Между США и СССР. Между НАТО и Варшавским блоком.
И сейчас события вокруг Украины – это новое похолодание в международных отношениях и одновременно холодный душ на разгоряченные головы прежних хозяев планеты. Они не могут теперь «банковать» по-прежнему и вынуждены считаться с чужой силой. Новой силой. А Украина остается лишь разменной монетой, если хотите, разменной территорией в этих игрищах. Не верите? А о чем тогда говорит тот факт, что судьбу Украины решают между собой Россия и США в лице своих глав внешнеполитических ведомств – Сергея Лаврова и Джона Керри? С периодическим телефонным перезвоном президентов – Владимира Путина и Барака Обамы. Даже Европа используется в этой игре как место (Париж), где встречаются Лавров и Керри. Но в любом случае – без Украины. Ее представителей только оповещают о договоренностях.
И Россия, и США, похоже, склоняются к тому, чтобы договориться о судьбе Украины как о территориально целостном буфере между двумя противоборствующими сторонами под их взаимным контролем. А гарантией этого контроля должна стать федерализация Украины: юго-восток и часть центра – под контролем России, остальная центрально-западная часть – «вотчина» Запада. А страна типа целостная. Как Босния и Герцеговина. Плохой пример для подражания во всех смыслах, но что поделаешь, когда других в Европе нет. Есть, правда, еще и Косово, но это, как говорится у Жванецкого, себе, себе, себе…
Для окончательного решения геополитического спора и закрепления нового статуса Украины ей предлагают поэтапный план с конкретными шагами: принятие новой Конституции, закрепляющей федеративный статус устройства государства, придание статуса второго государственного русскому языку, подтверждение внеблоковости Украины (отказ от вступления в НАТО). В реальной жизни Украины это будет означать отказ от откровенной и вредной для Москвы антироссийщины в выстраивании политического, военного и экономического сотрудничества с Западом. За это Россия не будет вводить своих «вежливых военных» на территорию юго-восточных областей, где население их уже откровенно заждалось. Во всяком случае, «русская весна» – это такая же реальность на юго-востоке, как госпереворот в Киеве или преддверие референдума 16 марта 2014 года в Крыму.
Крым пока остается спорным моментом. Запад хочет вернуть его Украине, Россия – не хочет. И его, скорее всего, вынесут за рамки общего урегулирования украинского вопроса. Как Абхазию и Южную Осетию при решении судьбы Грузии после войны «08.08.08». И Россия займется там своими адаптационными преобразованиями, за что ее будут активно, но в основном словесно «изолировать» и «подвергать санкциям». Успешно или неуспешно пройдут оба процесса – вот в чем вопрос. Но не сегодняшнего дня, увы…
Однако вы не поверите, а в сложившейся ситуации, когда территориальная целостность Украины сохранится, благодаря подпоркам извне и превращению в буфер похолодания между двумя «врагами», у нее, у Украины, появится новый шанс. Английская Financial Times уточняет, какой: «Понятно, что если РФ и США достигнут неформального соглашения, украинское правительство с недоверием отнесется к нему, учитывая тот факт, что Запад не подкрепляет его военной угрозой, а Москва совсем не обязательно будет его соблюдать. Но, к сожалению, сейчас не идет речь о швейцарских стандартах процветания и безопасности. Для осажденной Украины сделка России с США, подкрепленная возможной экономической изоляцией РФ, пока что лучший вариант разрешения конфликта. Если удастся ее заключить, возможно, за это время Украина сможет построить по-настоящему независимое государство».
Другими словами, Запад склоняется к тому, чтобы признать результат «терок» США и России по украинскому урегулированию. А также заставить Украину принять эти договоренности, достигнутые за ее спиной и без ее участия. Но дать ей шанс на внутреннее самовозрождение и достижение единства на новых принципах. И Украина действительно может этим шансом воспользоваться. Если есть в ней умные люди, готовые придти к рулю, оценить правильно и адекватно реалии и действовать с учетом их, а не собственных тупых представлений о «поцреотизме». Глядя на нынешних «кэрманычей», понимаешь, какой это сложный вопрос: есть ли они, такие люди?..
Владимир Скачко