Уже несколько дней на юго-востоке Украины продолжились акции протеста русскоязычного населения, выступившего за проведение всенародного референдума и федерализацию страны.
Комментирует: эксперт Центра Игорь Путинцев
У киевских властей было достаточно времени на то, чтобы всерьёз воспринять предложения России. Эти предложения были компромиссными и выдвигались открыто. И что в ответ? В ответ на предложение федерализации – слова Яценюка о том, что в восточных областях население хочет жить в единой и унитарной (!) стране. В ответ на предложение сделать русский язык вторым государственным – совершенно несерьёзные высказывания того же Яценюка о том, что России следовало бы ввести украинский язык вторым государственным (кстати, он и является в России государственным – на территории Республики Крым). В ответ на призыв не заниматься политическими репрессиями и освободить политических оппонентов – череда арестов русскоязычных активистов.
Сегодня самопровозглашённые власти в Киеве грубо проигнорировали призыв МИДа России прекратить военные приготовления, чреватые развязыванием гражданской войны. Вооружённые люди взяли штурмом здание Харьковской обладминистрации и захватили в плен почти сотню пророссийских активистов. Автоматчики применяли силу против безоружных людей. В Николаеве произошли столкновения русскоязычных граждан и фашиствующих молодчиков. Самопровозглашённые власти Киева перебрасывают в Донецк и Луганск всё новые и новые силы – вплоть до военной техники.
Складывается впечатление, что киевские власти решили перейти «красную линию». В таких условиях, силовой ответ со стороны России становится необходимым. Если последует попытка стрелять по защитникам Донецка и Луганска, появление «вежливых людей» произойдёт в самом скором времени. Примерами могут послужить действия России в августе 2008 г. и феврале 2014 г. У российского президента есть все необходимые полномочия для того, чтобы пресечь преступные действия киевских властей.
Глава турчиновской администрации Сергей Пашинский заявляет о том, что у защитников Донецка и Луганска (по его определению, «террористов»), «есть последний шанс избежать наказания». Силовая операция Киева, по его мнению, будет завершена в ближайшее время.
На самом деле, последний шанс избежать наказания есть у Пашинского, Авакова и им подобных. В политическом классе Украине много тех, кто стремится дистанцироваться от жёстких мер. За новые «драконовские» законы Верховной рады проголосовал лишь 231 депутат (минимальное большинство – 226 депутатов). При этом обсуждение законопроектов сопровождалось дракой.
Политики Украины должны понимать, что терпение России на исходе. В плен к киевским бандитам попали уже более 100 человек. Это само по себе – повод для ответа с использованием всех действенных средств. Попытка открыть стрельбу в Донецке и Луганске вызовет такой ответ с вероятностью, близкой к 99 %.
У самопровозглашённых киевских властей было пространство для манёвра. Но они не стали вести содержательный политический диалог с Россией. Вместо этого они прибегают к насилию над своими же гражданами. Такой выбор не приносил добра никому: ни Мирче Друку, ни Звиаду Гамсахурдии, ни Михаилу Саакашвили.