Финансы

Экономические последствия дальнейшего распада Украины катастрофичны для Киева

3f3e877c57911ca53951e52af5b9db86

Экономику Украины ждут коллапс и полная перестройка, если взбунтовавшиеся Донецк, Харьков и Луганск предпочтут крымский сценарий развития событий. Зато присоединение к России поможет вывести промышленный потенциал Донбасса на качественно новый уровень, а стать донором для российского бюджета Юго-Восток Украины сможет гораздо быстрее, чем Крым.

Последние события на Юго-Востоке Украины показывают, что как минимум три региона: Донецкая, Харьковская и Луганская области – могут предпочесть пойти по крымскому сценарию и войти в состав РФ. Возможные последствия реализации данного сценария могут оказаться для украинской экономики еще более катастрофичными, чем ожидаемый в стране дефолт.

Достаточно сказать, что, по официальной статистике Украины за 2012 год (более поздних данных не публиковалось), эти три юго-восточных региона Украины составляют более 21% от ВВП всей страны. Таким образом, вместе с Крымом Украина потеряет почти четверть своей экономики.

Донбасс по-прежнему остается наиболее развитым в экономическом плане регионом, в том числе благодаря полезным ископаемым. Здесь расположены наиболее крупные предприятия угледобывающей, военной, металлургической и химической промышленности, ракетно-космической отрасли, авиастроения, судостроения и судоремонта, а также украинские НПЗ. Не случайно эксперты и сами чиновники признают, что Юго-Восток является основным кормильцем Западной Украины.

Донецкая область – второй после Киева по благосостоянию регион Украины. ВРП региона в 2012 году составил 170,8 млрд гривен, или 11,7% от общей украинской экономики.

Харьковская и Луганская области отстают, однако входят в десятку крупнейших регионов Украины и обеспечивают 5,6% и 4% экономики страны. ВРП Харьковской области в два раза меньше донецкого ВРП – 82,2 млрд гривен. Экономика Луганской области – почти в три раза меньше – 58,8 млрд гривен (сопоставима с экономикой Львовской области).

Если эти три региона пойдут по пути Крыма, то остальной части Украины придется не сладко. «В случае отделения этих регионов Украина лишается мощного индустриального кластера и важных сырьевых баз. Запасы каменного угля имеются в Львовско-Волынском бассейне, небольшие месторождения нефти и природного газа есть в Прикарпатье и на северо-востоке республики. Но с потерей Донбасса их ресурсов, скорее всего, окажется недостаточно», – считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко.

Помимо развитой промышленности, Донбасс имеет выгодное географическое положение на пересечении важных транспортных путей: регион имеет одну из самых густых сетей железных дорог на Украине, добавляет эксперт.

Учитывая, что сейчас Украина в преддефолтном состоянии, а долги за газ уже выросли до 2,2 млрд долларов, потеря кормящих регионов – это страшный удар. Украинской экономике придется полностью перестроиться. Со временем социально-экономическая ситуация, конечно, должна улучшиться, однако путь к этому будет крайне тернист и долог. И винить в этом украинцы могут лишь Майдан, евроинтеграцию и нынешние власти страны, незаконно захватившие власть в стране и ведущие ее к развалу. Для оставшейся части Украины это будет означать не просто потерю связей с Россией, но и явное превращение в еще один придаток Западной Европы, коими сейчас является большинство восточных и южных стран – членов еврозоны.

Потенциал регионов

Донецкая область отличается развитым машиностроением и металлообработкой, электроэнергетикой и мощным химическим комплексом. Доля топливной промышленности и черной металлургии почти в два раза превышает средние показатели по стране.

Между тем Донецк в последние годы из-за действий украинских властей (а скорее даже из-за бездействия) превратился в дотационный регион. По данным 2012 года, дотации из центра несколько превышают поступления в бюджет и в разы больше, чем, например, перечислялись Киевом тому же Крыму. Однако этому есть простое объяснение. Во-первых, именно на промышленный Юго-Восток, особенно Донецкую область, приходится наибольшее потребление газа. И центр вынужден субсидировать расходы добывающих и металлургических компаний. К сожалению, именно добыча угля тянет регион вниз и портит показатели доходности, так как объем вложений в угольную промышленность превышает доходность.

«Угольная отрасль в Донецкой области являлась дотационной, поскольку использующиеся там на данный момент технологии по большей части устарели», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Промышленники Украины сейчас находятся практически в бедственном положении, но вступление в ЕС вряд ли разрешит их проблемы в ближайшие годы, добавляет он.

Харьковская область, в отличие от Донецкой, по всем показателям по-прежнему остается кормящим Украину регионом. В первом полугодии 2013 года регион перечислил в бюджет 10,38 млрд гривен, а получил в виде дотаций почти в три раза меньше – 3,48 млрд гривен. Это объясняется тем, что на территории региона находится более 40 месторождений нефти и газа. Объемы добываемых Украиной энергоресурсов, конечно, несопоставимы с российскими, но они ежегодно растут.

Именно в Харьковской области Shell хотела найти сланцевый газ, правда, кроме экологических рисков, есть и коммерческие: достаточных объемов для добычи может просто не оказаться. Так уже случилось в Польше. И первая же сланцевая скважина, пробуренная в Первомайском районе Харьковской области компанией Shell, тоже не оправдала надежд по запасам.

Помимо нефтегазовой добычи, Харьковская область отличается развитым сельхозмашиностроением и производством стройматериалов.

Луганская область хоть и является дотационной, но может также похвастаться развитым машиностроением, металлообработкой и пищевой промышленностью.

Проблемы решаемы

Промышленно сильные регионы Украины стали дотационными в отсутствие в последние 20 лет необходимых инвестиций в промышленность. Предприятия по-прежнему работают исключительно благодаря наследию и технологиям советского прошлого. А это значит, что расходы на газ и электроэнергию у промышленности по-прежнему высокие по сравнению с российскими предприятиями. Энергоемкость индустрии Юго-Востока в четыре раза больше, чем в ЕС. Производительность труда также никто не повышал, и сейчас ее уровень как минимум в семь раз ниже, чем в ЕС. Металлурги Украины по-прежнему используют мартеновские печи, от которых уже давно отказались современные предприятия, в том числе российские.

Многие предприятия этих регионов являются конкурентами российской промышленности. Однако их кооперация с Россией может принести синергетический эффект. Безусловно, при реализации крымского сценария в том же Донецке от России потребуются огромные вложения, прежде всего в модернизацию индустрии. Однако они могут окупиться намного быстрее, чем в Крыму. Это общие законы: инфраструктурные проекты (главные затраты в Крыму на них) более затратные и окупаются дольше, нежели вложения в добычу и переработку. Если о превращении Крыма из дотационного региона в самодостаточный можно будет говорить, по экспертным оценкам, не раньше чем через пять лет, то Донецк при должном отношении к промышленности и инвестициях в состоянии стать самодостаточным намного быстрей.

«Донбасс в целом обладает значительными возможностями для создания промышленных зон, развития международной системы торговли, транспортных коридоров, современных линий связи. Поэтому для России, конечно, было бы очень привлекательной перспективой присоединить еще и эти области», – говорит Кравченко.

Потенциальное присоединение Донбасса к России поднимет регион на качественно новый уровень развития. Можно и не упоминать о том, что в этих регионах исчезнут языковая проблема и угрозы укранизации, вступления в НАТО или навязывание культа ОУН-УПА, как говорит публицист Юрий Лукшиц.

Единственная возможная проблема с экономической точки зрения – это определение статуса этих территорий мировым сообществом. Частных инвесторов это может отпугивать, как и в ситуации с Крымом. Однако Крым уже показал, что российские инвесторы не из пугливых, потому что понимают, что политические дрязги со временем уйдут, а инвестиции Донбассу нужны уже сегодня.

Показателен пример Крыма. Кроме госинвестиций, о намерении вложить 12 млрд рублей в туристический комплекс Крыма уже заявил, например, бизнесмен Руслан Байсаров (сейчас занимается строительством всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи» в Чеченской Республике). А на место украинских банковских структур в Крым уже стали приходить первые российские банки. По словам премьера республики Сергея Аксенова, в Крымсуже предложили инвестировать свыше миллиарда долларов.

Поэтому уже в ближайшее время стоит ожидать интереса со стороны российских компаний и к юшл-восточному региону, промышленный потенциал которого вкупе с большими запасами природных ресурсов и развитой инфраструктурой очевиден.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.