Этнически разделёная страна в Центральной Африке пережила революцию, в результате которой было свергнуто демократически избранное правительство. В новом правительстве ключевые посты заняли представители экстремистских националистических партий. В своих выступлениях и статьях их лидеры не раз выражали резко негативное отношение к национальным меньшинствам.
Ультранационалисты неразборчивы в средствах, и запросто могут избить и вынудить подать в отставку руководителя национального телеканала, причем под прицелом телекамер. Они предпринимают шаги к тому, чтобы запретить язык влиятельного меньшинства, на котором разговаривает почти половина населения страны. Это, разумеется, вызывает у многих опасения.
В результате большая соседняя держава, убежденная в том, что у нее есть право и обязанность защищать представителей меньшинства и, к тому же, стремящаяся удержать мятежную страну в своей орбите, пытается использовать все возможные рычаги влияния. Она присоединяет к себе провинцию, которая исторически была частью её территории, и не исключает возможность применения силы. Ведь с каждым днем повышаются риски того, что ультранационалисты и те, кто отстаивает интересы национальных меньшинств, вступят в открытый вооруженный конфликт.
Запад предлагает на рассмотрение ООН свой вариант политического урегулирования, целью которого является восстановление законно избранного правительства и предотвращение гражданской войны. Среди ключевых элементов мирного плана: конституционные гарантии, позволяющие сохранить языку меньшинств нынешний статус, создание федеративной системы, в которой избранные региональные власти отстаивают права местного населения, исключение ультранационалистов из правительства, постановление о том, что министерство обороны и МВД будут возглавлять чиновники, занимающие нейтральные позиции, проведение новых президентских выборов под международным контролем, результаты которых должны быть признаны всеми соседними государствами. Западные страны обещают предоставить помощь лишь в том случае, если новое «революционное» правительство согласится на предлагаемые ими условия.
Всё это — типичная схема урегулирования конфликтов, которая ни в коей мере не противоречит западным ценностям. Такие предложения получили бы абсолютную поддержку в западной политической элите и СМИ. Но только не в том случае, когда речь идет об Украине, а предложения эти исходят не от Запада, а от России.
Следует понимать, правда, что от кого бы они ни исходили, они полностью соответствуют западным представлениям о необходимости защищать права меньшинств. Западным ценностям соответствует и требование исключить из украинского правительства представителей экстремистской националистической партии «Свобода», которым принадлежит сейчас пять министерских портфелей, в том числе портфель министра юстиции и руководителя Национального Совета безопасности и обороны.
Имеет смысл напомнить, что в резолюции, принятой год назад Европейским парламентом, дается исчерпывающая характеристика этой партии: «партия «Свобода» исповедует расистскую, антисемитскую и ксенофобскую идеологию, которая в корне противоречит фундаментальным европейским ценностям, и европарламентарии настоятельно рекомендуют демократическим силам на Украине не блокироваться с ультранационалистами». Сейчас о данной резолюции в ЕС стыдливо умалчивают. Ведь иначе было бы сложно объяснить, что правительство, в которое входят представители партии «Свобода», становится получателем крупных траншей со стороны ЕС.
Конечно, некоторые предложения Москвы западные политики считают неприемлемыми. Так, например, они вряд ли согласятся формально признать присоединение Крыма к России. Но реалисты в США и Европе понимают, что единственный способ вернуть полуостров Украине – это развязать войну с Москвой. А к этому Запад явно не готов. Следовательно, реальность такова, что Крым – русский (многие западные страны официально до сих пор не признают создание протурецкого Северного Кипра или индийскую аннексию Кашмира, однако сегодня не все уже об этом помнят).
Неоднозначную реакцию на Западе вызывает также требование России предоставить гарантии, что Украина останется в стороне от военных блоков, существующих на континенте. С идеологической точки зрения западным странам это невыгодно, но с точки зрения элементарного прагматизма они должны приветствовать такой сценарий. Ведь в последние годы США и их союзники уже дважды (первый раз в Грузии в 2008 году) продемонстрировали, что ни при каких обстоятельствах не будут воевать за земли бывшего Советского Союза. А значит, предложить Украине членство в НАТО было бы стратегически безответственным решением. Это не только не усилило бы Североатлантический альянс, но еще бы и зародило сомнения в том, готов ли он с оружием в руках защищать своих новоиспеченных членов.
В общем, нет никаких препятствий к тому, чтобы Запад поддержал российские предложения. Мы должны сделать это как можно быстрее, ведь с каждой неделей возрастает опасность того, что украинские националисты и пророссийские добровольцы вступят в кровавый конфликт.
1 комментарий
Украину может спасти: федеративное устройство, исключение из правительства ультранационалистов, придание русскому языку статуса второго государственного языка, выбор легитимного президента и правительства.
Галичская Русь всегда отличалась от остальных территорий Украины. Мне это хорошо известно, так как мои предки родом оттуда. Но почему-то они решили, что могут навязать свою идеологию всей Украине. Так не получится, ребята, таким образом вы разрушаете Украину. Я даже не ожидала.что такое может произойти спустя 23 года после отсоединения Украины. Я до сих пор не могу понять, как так получилось,что моя родная Украина отделилась от России, ведь вся Украина — это и есть Русь, Россия. Мы один единый народ — Россия и Украина.