Минобороны рассекретило документы о действиях карательных отрядов на территории Украины. Эти тайные записи и сообщения свидетельствуют о том, как бандеровцы вели переговоры с фашистами, как участвовали с ними в убийствах мирных жителей.
Расследования бесчинств карательных отрядов бандеровцев велись после окончания войны десятилетиями. Многие преступники были преданы суду.
Обнародованные «секретные» документы — небольшая серия архивных подлинников. В основном докладные записки и акты о действиях карателей из УПА — Украинской повстанческой армии.
Слово «секретные» взято в кавычки неслучайно. Как минимум три из пяти представленных документов перестали носить соответствующий гриф ещё в 2007 г. Тогда никто не мог предположить, как в будущем сложатся отношения России и Украины. Так что успокоимся — никто ничего не подгонял под «текущий момент».
«Только прислал он нам ультиматум: или мы ему сразу всё отдаём, или он Глиничи сожжёт вместе со всеми людьми, что там остались. Специально для этого дела хохлов пригнали… Очень это немцев радовало, когда славяне славян истребляли» — нет, это не цитата из «рассекреченных записок». Это фрагмент фантастического романа Андрея Лазарчука и Михаила Успенского «Посмотри в глаза чудовищ».
Долгое время считалось хорошим тоном сомневаться в зверствах бандеровцев по отношению к мирному населению. Дескать, официальные историки ничем не отличаются от фантастов. Мало ли что они там понаписали! Им приказали, они и под козырёк! Подумаешь, сидели в архивах.
Обычных-то людей, нас с вами, туда не пускают, так что всё вилами по воде… Теперь пустили. Документы попали в открытый доступ. Опубликованы. Пожалуйста, можно сравнить фантастику и реальные дела бандеровцев. Орфография и пунктуация сохранены.
«28 марта 1944 г. в село Ново-Брикуля Тарнопольской области пришли бендеровцы, переодетые в красноармейскую форму и начали собирать людей на роботу… Эти люди были ростреляны в количестве 115 человек».
Акт от 11 апреля 1944 г. Составлен не очень грамотным фельдшером.
«В Тудорове Гощанского района накануне его освобождения Красной Армией бандеровцы сожгли совхоз, а также сожгли рабочего этого совхоза Савицкого, его жену и детей. К жене Савицкого бандиты проволокой привязали двоих детей и живыми бросили их в огонь».
Это из других документов, рассекреченных в 2008 г. и опубликованных МИД РФ.
Таково отношение к соотечественникам. Надо ли говорить о том, как бандеровцы обходились с поляками и «москалями»? Надо. Потому читаем.
Вот поляки:
«Каштарина Броня. Труп полуобгоревший, видны следы тяжелых побоев: череп в области темени проломлен тупым предметом на шее следы ножевых ударов, правое бедро поломано.
Каштарин Збешко. Ребёнок 6 месяцев, на позвоночнике трупа в области поясницы явно видно удар рубящим оружием. Труп с перерубленным позвоночником был сложен пополам и брошен в яму».
А вот и «москали»:
«12 января 1945 г. банда бендеровцев около 200 человек произвела налёт на районный центр Житомирской области Городницы. Лейтенант Филимонов находился на квартире. Услышав выстрелы, он с автоматом выбежал на улицу, где оказал сопротивление. Отстреливаясь, он убил шесть бандитов и успел скрыться. В квартире находились его жена и четырёхлетний ребёнок, которых бендеровцы зверски убили, и трупы их изрезали».
Довольно ли? Или найдутся те, кто скажет: «Ах, ну это же просто перегибы на местах! На самом деле бойцы УПА боролись не только против советской власти, но и против фашистов!»
Я не знаю, можно ли назвать такие зверства «перегибами». Достоевский, скажем, не мог променять даже Царствие Небесное на слезинку ребёнка. А счастье вiльной Украины пытались купить не то что слезинками, а реками крови. И то, что бандеровцы якобы воевали ещё и против немцев, — не оправдание.
Тем более они против них не особо-то и воевали.
«Германские военные власти приступили к формированию карательных отрядов из лиц украинской национальности. В основном они набираются из украинцев, дезертировавших из Красной Армии, и из местных националистических элементов. Германские власти предоставляют этим отрядам неограниченные права, вплоть до расстрела».
Это документ от 19 января 1942 г. Так сказать, «в начале славных дел».
А вот и финал:
«Скрывая от украинского населения свою связь с немецкими военными и гражданскими властями, бандеровцы, по сути, действуют под диктовку немцев, получая от них за это вооружение, обмундирование и другое военное имущество».
При разгроме штаба УПА 20 апреля 1944 г. захвачен приказ за подписью «Клим Савур». В приказе говорится: «Борьбу с мадьярами, словаками, литовцами и другими союзными войсками Гитлера не вести». Это уже июнь 1944 г.
Каждый может удостовериться — документы подлинные. С ошибками, кляксами, входящими номерами. Иной раз трудночитаемые. И не только из-за клякс…