Многие вашингтонские лоббисты в долгу перед Владимиром Путиным, отмечает агентство Bloomberg. Благодаря непростой геополитической ситуации на Украине американский бизнес может извлечь дополнительные доходы, прорекламировав в Белом доме проекты как бы в пику российскому президенту.
Присоединение Крыма к России сейчас используется в Вашингтоне в качестве предлога для чего угодно — от строительства нефтепровода и увеличения количества частных полетов в космос до расширения экспорта сжиженного природного газа.
«Это классическое поведение, — говорит профессор Университета штата Канзас Бердетт Лумис, специалист по вопросам лоббирования. — Вы можете составить рассказ таким образом, что окажетесь на стороне ангелов».
Кризисы уже давно заставляют Вашингтон действовать более активно, выступая катализатором политики. Запущенный СССР в 1957 году первый искусственный спутник Земли породил опасения, что Соединенные Штаты проиграли космическую гонку. Это, в свою очередь, помогло увеличить поддержку программы, которая привела к высадке американцев на Луне.
«Никто не хочет, чтобы серьезный кризис прошел впустую», — сказал в 2008 году тогдашний руководитель аппарата сотрудников Белого дома в администрации Барака Обамы Рэм Эмануэль.
Похоже, что миллиардер Илон Маск, владелец Space Exploration Technologies Corp., принял это заявление близко к сердцу, когда на заседании подкомитета сената по бюджетным ассигнованиям 5 марта сообщил, что зависимость США от поставок российских ракет создает определенные риски.
Компания Маска пытается получить право отправки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), чем сегодня занимается Россия. «Просто немного неловко, что Соединенным Штатам приходится просить русских подвезти нас», — заявил Маск, одновременно являющийся председателем правления Tesla Motors, в интервью Bloomberg TV.
Российское присутствие в Крыму также усилило призывы к экспорту американского природного газа. «Увеличение объема нашего газа на рынке приведет к снижению волатильности и обеспечит разнообразие предложения», — уверена президент Американской торговой палаты Карен Харберг. Это заявление она сделала на конференции 4 марта — в тот же день, когда Путин сообщил об отмене скидки на газ для Украины.
Набрали обороты и попытки вернуться к запретам на экспорт нефти образца 1970-х годов, за которые ратуют влиятельные группы лоббистов, включая Американский институт нефти. «Мы только что услышали барабанную дробь, которая раздавалась с начала прошлого года, — сказал один из руководителей института Эрик Милито. — И это происходит на фоне активизации дискуссий о ситуации на Украине».
Милито добавил, что законодатели из обеих партий прислушались к мнению института, членами которого являются Chevron и Exxon Mobil. «Соревнование с Америкой в энергетической гонке — это последнее, чего хочет Путин и его приспешники», — говорит председатель комитета сената по энергетике и природным ресурсам сенатор-демократ из Луизианы Мэри Лэндрю. Она призвала регуляторов энергетического сектора США одобрить проект компании Sempra Energy по экспорту газа из ее богатого нефтью штата.
По словам главы Hess Corp. Джона Хесса, экспорт нефти даст «блестящую возможность» помочь Украине и другим европейским союзникам и подорвет влияние России. «Доставить им нефть проще, чем природный газ», — добавил Хесс.
Через пять дней после объявления России о присоединении Крыма руководство компании TransCanada, которая хочет проложить трубопровод Keystone XL по территории шести американских штатов, канадский посол в США Гэри Доэр и представители Американского института нефти провели совместную пресс-конференцию в Вашингтоне. Ей цель состояла в том, чтобы «подчеркнуть жизненно важную роль, которую может сыграть Keystone XL и подобные ему проекты в экономической и национальной безопасности» Соединенных Штатов.
Сенатор-республиканец из Северной Дакоты Джон Хувен, помогавший в организации мероприятия, недавно посетил Украину и «узнал из первых уст, как важно быть энергетически защищенным», сообщалось в анонсе пресс-конференции.
«Обычное дело, когда компании видят в кризисе возможности для себя и начинают использовать пропаганду для продвижения своих интересов», — отметил в интервью Bloomberg Джеймс Тербер, директор Центра президентских и парламентских исследований Американского университета в Вашингтоне.
В то время как США потратили более $1 млрд на помощь Украине, законодатели и Белый дом используют ситуацию, чтобы подтолкнуть развитие затянувшихся переговоров о возрождении программы по снижению тарифов, действие которой прекратилось в июле прошлого года. За это ратует коалиция, в которую входят Американская ассоциация производителей одежды и обуви (American Apparel & Footwear Association), Ассоциация потребительской электроники (Consumer Electronics Association) и Национальная ассоциация кондитеров (National Confectioners Association). Возобновление действия программы, известной как Обобщенная система преференций (GSP), по словам торгового представителя США Майкла Фромана, «принесет немедленную пользу Украине».
«Существует желание помочь Украине, и оно вылилось в поддержку возобновления Обобщенной системы преференций», — говорит Дэн Энтони, вице-президент коалиции за GSP.
Кризис также используется для продвижения соглашения о свободной торговле между США и 28 государствами Европейского союза — Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). «Последние события на Украине служат еще одной иллюстрацией к тому, почему это соглашение так важно», — сообщил Фроман на интервью в Брюсселе 22 марта.
В то время как США и Россия вовлечены в самое крупное противостояние со времен «холодной войны», некоторые эксперты призывают Барака Обаму пересмотреть военную стратегию. В 2012 году США анонсировали планы по сокращению присутствия американских вооруженных сил в Европе наполовину и приняли решение об уменьшении расходов на оборону на $487 млрд в течение ближайших десяти лет. «Все в Пентагоне и оборонной индустрии используют украинский кризис в качестве предупреждения о необходимости увеличить расходы на военные технологии», — говорит консультант по вопросам обороны Лорен Томпсон из Военного института Вирджинии в Лексингтоне. По ее мнению, кризис может привести к увеличению финансирования программы создания системы противоракетной обороны, в число подрядчиков на поставки для которой входят Raytheon и Lockheed Martin Corp. Поставщиками бронетехники являются такие корпорации, как General Dynamics и BAE Systems Plc.
«Это действительно уже не такой доброжелательный и безопасный мир, каким он был 10 или 20 лет назад», — сообщил в интервью Bloomberg вице-президент BAE Марк Синьорелли. Он добавил, что ситуация на Украине высветила негативные последствия закрытия конкретных программ или сокращения их ниже того уровня, когда их можно быстро восстановить. По словам Синьорелли, события в Восточной Европе могут послужить толчком для пересмотра существующих приоритетов расходов по армейским закупкам и модернизации.
Представители General Dynamics, Lockheed Martin и Raytheon либо отказались комментировать влияние украинской ситуации на свой бизнес, либо сообщили, что она никак на них не отразилась. «Там есть немало личной заинтересованности, и этот интерес облачен в форму общественных интересов, направленных на благо Соединенных Штатов или украинского народа, — говорит Бердетт Лумис о лоббистах, которые используют кризис в своих целях. — Надвигается волна, и они в некотором смысле пытаются поймать эту волну».